СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИОМ для детей с ЗПРР вторая младшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной)

Просмотр содержимого документа
«ИОМ для детей с ЗПРР вторая младшая группа»

Пояснительная записка

Развитие интеграционных процессов в образовании, деятельность центров и служб психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в поддержке; экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях обеспечили возможность серьёзного эволюционного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для российского образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования.

Проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов на современном этапе является одной из актуальных проблем, это связано с изменившимися социально-экономическими условиями развития общества, с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые предполагают новые требования к системе образования.

В решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отмечается, что субъектами Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Для решения этой задачи от современного педагога требуется ведение различных новых форм документации, одной из которых является Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). В современной литературе, к сожалению, крайне недостаточно литературы, описывающей подходы к составлению этого документа. И те немногочисленные источники, которые представлены, относятся к школьному образованию. В данном методическом пособии мы раскрыли собственный опыт составления Индивидуальных образовательных маршрутов, опираясь на ФГОС ДО, адаптируя школьный опыт составления ИОМ, а также используя свой практический опыт.

Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ).

Маршрут составлен на основе комплексирования программ

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : програм.-метод. рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа , 2010.

В работе с ребенком использованы образовательные технологии:

Технология игрового обучения

Компьютерные

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная, логоритмика)

Технология развития связной речи

Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика)

По заключению ПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПРР.

ИОМ для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной)

Основным способом деятельности являются сопряженные действия с взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.


I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Ф.И ребенка Сметанников Александр

Дата рождения 14.12.2016 г.

Речевое заключение ЗРР

Возрастная группа вторая младшая

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ

Общие сведения

Ф.И.О. родителей (законных представителей)

Сметанникова Оксана Шамсаддиновна 12.11.1989 г.

Сметанников Евгений Александрович 12.08.1984 г.

Ф.И.О. воспитателей

Жукова Юлия Алексеевна

Ф.И.О. специалистов сопровождения

Белик Лариса Семеновна- музыкальный руководитель


Заключение и рекомендации

Рекомендации для реализации права на образование:

нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, ас учетом Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР/ под ред. Л. В. Лопатиной

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью устранения и уменьшения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, коммуникативной деятельности, познавательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы, двигательной деятельности и компенсации нарушений в развитии.

Режим пребывания ребенка в ОУ

группа полного дня

Взаимодействие специалистов ОУ

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Соматическое состояние

Вторая группа здоровья

Характеристика проблем ребенка.

Согласно заключению ПМПК и диагностическим данным специалистов ДОУ у воспитанника встречаются следующие затруднения:

Психологическая диагностика показала, что отсутствует мотивация к познавательной деятельности:

  • темп выполнения заданий очень низкий;

  • нуждается в постоянной помощи взрослого;

  • низкий уровень развития познавательных процессов:восприятия (цвет, форма, величина);внимания (устойчивость, концентрация, переключение, объем);мышления (обобщение, классификация, аналогия, анализ-синтез);памяти (зрительная, слуховая);

  • низкий уровень развития речи (номинативная, семантическая, коммуникативная).

  • Нарушения речи носят системный характер (недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи) и входят в структуру дефекта,

Педагогическая диагностика показала, что у ребенка низкий уровень познавательного, речевого, социально-коммуникативного развития и средний уровень физического и художественно-эстетического развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗРР

Мониторинговые:

Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы

Воспитательные:

- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

- Воспитание положительных личностных качеств

Коррекционно-развивающие:

- Установление эмоционального контакта

- Развивать навыки коммуникации

- Сенсорное развитие

- Уточнение, обогащение и систематизация словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир)

- Стимулирование познавательной активности

- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка

- Развивать грамматические категории (прилагательные, глаголы, предлоги)

- Формировать фразу (разные типы конструкций).

- Развивать артикуляционную моторику, дыхание, ритм

- Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров - создать ситуацию успеха

Образовательные:

- Развитие познавательной активности ребенка

- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Развитие всех сторон речи.

- Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.











II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Организация образовательной деятельности

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)







Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)






Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)


Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие (молоточек и дудочка, колокольчик и свисток)


«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

«Собери букет»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

«Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»


«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?»


«Матрешки» (разбери и собери)

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кьюзера)



«Угадай, что звучит?»


ноябрь – январь



февраль

март – май


май




ноябрь – декабрь



январь


январь – май

апрель - май


ноябрь – декабрь

январь

март – апрель

май



декабрь - май

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Тактильное восприятие

Развивать тактильное восприятие


Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко)


Пространство времени

Развивать пространство времени

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»



«Мячик – далеко, а машинка… – близко»

«Кукла – высоко, а мишка…- низко»

«Что где расположено?»



«Скажи, где кубик», «Что где расположено»

«Назови части суток по картинкам»

ноябрь – март




март – май






апрель – май


май

Развитие внимания

Развивать объем внимания


Развивать концентрацию внимания






Развивать устойчивость внимания




«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»


«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»


«Проведи Ушастика к друзьям» (лабиринт)

«Помогите ежику найти дорожку до грибочков» (лабиринт)

май




февраль

апрель-май


апрель


март-май



май



Развитие

памяти

Развивать слуховую

память (4 слова, 3-4 звука)


Развивать зрительную память (4-5 предметов)


«Запомни слова»

«Запомни звуки»

«Послушай и запомни, кто что делает?»


«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

«Что изменилось?»

март-апрель


май


март

апрель

май

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация


Развивать анализ






Развивать синтез




Развивать сравнение


Развивать систематизацию

«Чей домик?»


«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

«Чего не хватает у каждого предмета»

«Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»


«Разрезные картинки»

«Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»


«Найди отличия»


«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

ноябрь – январь

март

май

февраль

апрель - май


май


декабрь

январь - февраль – апрель


апрель – май



май

Развитие

воображения

Развивать репродуктивное воображение

«Дорисуй картинку»


«На что похожи эти фигурки»

«Что держит в руках каждый из детей»

январь – февраль

март

апрель

Развитие речи

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

- понимание конкретных существительных



- понимание обобщающих слов


\



- понимание действий



- понимание поручений (по речевой инструкции)


Развивать грамматические категории


- понимание форм ед. и мн. числа

существительных


- понимание форм ед. и мн. числа глаголов

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»


«Назови, что покажу»


«Покажи на картинках:

Игрушки

Посуду

Одежду

Животных


«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»


«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»





«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»



«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»


ноябрь- январь




март – май


ноябрь

январь


февраль – март



март



Ноябрь






декабрь – январь



февраль

Развитие речи

- понимание падежных конструкций




- понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме


- понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)



Развивать артикуляционную моторику








Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова


Фонематический слух

- развитие оппозиционных звуков











«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»


«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»



«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»


Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»


«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)



«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га»

январь - февраль




март





ноябрь – май





ежедневно


ноябрь – май








март – май





ноябрь - март

Развитие речи

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении


- развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении


Лексика

- развивать номинативный словарь




- развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)


- развивать атрибутивный словарь


-антонимы




- предлоги


Грамматический строй речи

- ед. и мн. число существительных


- ед. и мн. число глаголов


- развивать умение согласовывать прилагательные с существительными


- развивать умение согласовывать местоимения с существительным

«Покажи картинки: кот – кит»






«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»





«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

«Назови предметы одним словом» (по картинкам)

«Назови, кто это?» (дом. животные)


«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Расскажи, что ты видишь на картинках»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»


«Сравни рисунки, скажи наоборот» (большой – маленький, сладкий – кислый)


«Скажи, где находиться» (в, на)


«Скажи, что это» (столы, петухи, сумки, дома)


«Скажи, что делают» (Рыбки плавают. Петухи плавают. Мальчики играют.)



«Назови по картинкам» (Синий шар, красная чашка, синяя лопатка, красный мяч)



«Расскажи, чья это вещь»

март






апрель






ноябрь- январь


февраль-март


март


март – апрель

март




апрель – май



май




апрель


февраль – март



март – апрель




май





май

Развитие речи

Словообразование


- развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом


Связная речь

- развивать умение составлять предложения по отдельным ситуативным картинкам


- развивать умение пересказывать текст знакомой сказки. рассказа



«Большой стол – маленький…»

«У кошки – котенок, у лисы - ….»

«Назови животных и их детенышей»





«Расскажи, что ты видишь на картинке»

«Продолжи предложения»

«Ответь на вопрос по картинкам»





«Расскажи сказку по картинкам»



апрель - май







январь - апрель


май





май

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику



-

Пальчиковые игры


Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Нарисуй пятнышки на жирафе»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

«Помоги Гномикам нарисовать узоры»

ежедневно


ноябрь-декабрь

январь-март

февраль - март

апрель



май

Условия для развития ребенка

Материально-технические условия

- Для обеспечения образовательной деятельности в группе и кабинете созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками.

- пространство группы, кабинета разбито на зоны, где находится необходимое оборудование, игрушки, материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заменители.

Архитектурная среда и учебное пространство

- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);

- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;

- погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);

- музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;

- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

- Книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и программными требованиями. В группе помимо традиционной художественной литературы имеются подборки разнообразных музыкальных детских книг.

- Зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством расположения, содержит машины разных размеров, разнообразный строительный материал, разные виды конструкторов.

- Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (игры Мерсибо)

- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.

- Для организации разных видов двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур, в группе организован спортивный центр, в котором имеются предметы физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря, позволяющие более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, стимулировать самостоятельную двигательную активность, разнообразные массажёры.

В группе имеется уголок психологической разгрузки; уединения, с этой целью используется часть спального пространства группы.

Специальное оборудование

- уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,

- игрушки для обыгрывания стихов, потешек,

- карточки с изображением правильной артикуляции звуков,

- схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков,

- раскраски по лексическим темам;

- для развития глазодвигательных функций лабиринты

-материалы для развития мелкой моторики (лего, пластилин, штриховка и др.)

- предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др)

- кольцебросы, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др. игры

- дидактический материал необходимый для развития систем сенсорных эталонов, стимулирования познавательной активности

Учебно-методический комплект по реализации образовательного маршрута.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной С-П. 2014.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Психоречевая диагностика детей 3 – 7 лет / авт. –сост. Е.П.Кольцова, О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2012

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2011