СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ионные уравнения: разработка урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит конспект урока с решенными задачами 

Просмотр содержимого документа
«Ионные уравнения: разработка урока»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Профильная гимназия № 122 города Донецка»


УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ «Ионные уравнения»

Автор

учитель химии Курохтина Н.В.




Тема урока: Ионные уравнения.

Девиз: Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать. И.Гете

Задачи урока:

1. Систематизировать знания учащихся об ионных уравнениях химических реакций; продолжить формировать навыки учащихся в составлении полных и сокращенных ионных уравнений; по сокращенным ионным уравнениям реакций составлять полные ионные и молекулярные уравнения реакций.

2. Развивать логическое мышление учащихся, умение устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

Планируемые результаты:

• Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

• Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;

• Регулятивные: уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.

• Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, алгоритм написания ионных уравнений реакций, набор растворов кислот, щелочей, солей, индикаторы, металлы.

Структура урока.

I. Организация класса.

II. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и девиза урока.

Учащиеся, совместно с учителем, формулируют задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос.

- Какие вещества называются электролитами?

- Какие вещества называются неэлектролитами?

- Что такое электролитическая диссоциация?

- Что такое ионы?

- Что такое кислоты с точки зрения ТЭД?

- Что такое основания с точки зрения ТЭД?

- Что такое соли с точки зрения ТЭД?

- Что такое реакции ионного обмена?

- При каких условиях реакции ионного обмена протекают до конца?

Самостоятельная работа в парах.

Обоснуйте следующие утверждения (допишите предложения).

1. NaCl, HNO3, Ba(OH)2 являются электролитами , так как…

2. Сахар, спирт, глицерин не являются электролитами , так как…

3. Только одну из 2-х солей – CuSO4, BaSO4 – в водном растворе расписываем на ионы, так как…

4. Только одна из 2-х кислот-Н2SO4, Н2SiO3 - в водном растворе является слабым электролитом, так как…

5. Только одно из 2-х оснований – NaOH, Al(OH)3 в водном растворе является сильным электролитом, так как…

6. В ряду PO43-, NH4+, MnO4- , Zn0, Fe3, Cl-, Mn2+ катионами являются ионы-..., так как… Анионы – это…, так как…

7. В ряду PO43-, NH4+, MnO4-, Zn0, Fe3, Cl-, Mn2+ сложными являются ионы-..., так как…

8. Заполните в таблице число и заряд ионов, входящих в состав каждого предложенного вещества. Образец выполнения представлен в № 1.

№ п/п

Электролит

Катион

Анион

1

Н2SO4

+

SO42-

2

NaCl



3

CuSO4



4

HNO3



5

NaOH



6

CuCl2



7

Ba(OH)2



8

Fe(NO3)3



9

K2S



10

Al2(SO4)3



11

H3PO4



IV. Выполнение учащимися задания.

Используя знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении основных классов неорганических веществ, рассмотреть свойства кислот как электролитов.

- Инструктаж по ТБ.

Учащиеся, работая по группам, рассматривают свойства кислот с точки зрения ТЭД и составляют уравнения в ионном виде

- диссоциация в водных растворах;

Н 2SO4 ↔Н+ + НSO4-

НSO4- ↔Н+ +SO42-

──────────────

- взаимодействие с индикаторами

Лакмус + Н+

Метилоранж + Н+

- взаимодействие с металлами:

Zn + Н 2SO4= Zn SO4 + Н 2

- взаимодействие с основными и амфотерными оксидами:

Н 2SO4+ СuO = Сu SO42О

Н 2SO4+ ZnO = Zn SO42О

- взаимодействие с основаниями;

2SO4+ 2AI(OН)3 = AI2 (SO4)3 + 6Н2О

2NaOH + Н 2SO4 = Na2 SO4 +2 Н2О

- взаимодействие с солями.

Н 2SO4+ BaCI2 = BaSO4↓ +2Н CI

Н 2SO4 +Na2СО3 → Na2SO4+ СO2↑+ Н2О

Учащиеся записывают уравнения возможных реакций в молекулярно-ионном виде. На основании сокращенных ионных уравнений делают вывод: почему кислоты проявляют общие свойства?

V. Рефлексия. Заполнение листа учета.

Лист учета знаний учащегося по теме:

«Ионные уравнения» Класс_______________________

Фамилия, имя учащегося___________________

№ п/п

Знания, умения

Самооценка

Оцен

ка

знаю хорошо

частично

не знаю

I.

Я должен знать:





1.

Определение понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты, основания, соли, качественные реакции.





2.

Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД





II.

Я должен уметь:

Умею хорошо

С помощью учителя

Еще

не умею


1

Составлять уравнения ЭД кислот, оснований, солей





2

Пользоваться таблицей растворимости





3

Составлять уравнения реакций ионного обмена





4

Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами





III.

УУД





1

Планировать свою учебную деятельность





2

Активно участвовать в организации работы в паре





3

Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей деятельности





4

Уметь выделять главное, делать выводы





5

Слушать объяснения учителя





6

Работать с дополнительной литературой





7

Отвечать на вопросы в соответствии с их характером





8

Составлять и использовать таблицы





9

Вести записи в тетради в соответствии с требованиями






VI. Домашнее задание: Составить опорный конспект по свойствам оснований и солей. Уравнения реакций писать в молекулярно-ионном виде.




















7