Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Профильная гимназия № 122 города Донецка»
УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ «Ионные уравнения»
Автор
учитель химии Курохтина Н.В.
Тема урока: Ионные уравнения.
Девиз: Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать. И.Гете
Задачи урока:
1. Систематизировать знания учащихся об ионных уравнениях химических реакций; продолжить формировать навыки учащихся в составлении полных и сокращенных ионных уравнений; по сокращенным ионным уравнениям реакций составлять полные ионные и молекулярные уравнения реакций.
2. Развивать логическое мышление учащихся, умение устанавливать причинно-следственные связи. Способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.
Планируемые результаты:
• Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
• Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать;
• Регулятивные: уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности.
• Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, алгоритм написания ионных уравнений реакций, набор растворов кислот, щелочей, солей, индикаторы, металлы.
Структура урока.
I. Организация класса.
II. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и девиза урока.
Учащиеся, совместно с учителем, формулируют задачи урока.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос.
- Какие вещества называются электролитами?
- Какие вещества называются неэлектролитами?
- Что такое электролитическая диссоциация?
- Что такое ионы?
- Что такое кислоты с точки зрения ТЭД?
- Что такое основания с точки зрения ТЭД?
- Что такое соли с точки зрения ТЭД?
- Что такое реакции ионного обмена?
- При каких условиях реакции ионного обмена протекают до конца?
Самостоятельная работа в парах.
Обоснуйте следующие утверждения (допишите предложения).
1. NaCl, HNO3, Ba(OH)2 являются электролитами , так как…
2. Сахар, спирт, глицерин не являются электролитами , так как…
3. Только одну из 2-х солей – CuSO4, BaSO4 – в водном растворе расписываем на ионы, так как…
4. Только одна из 2-х кислот-Н2SO4, Н2SiO3 - в водном растворе является слабым электролитом, так как…
5. Только одно из 2-х оснований – NaOH, Al(OH)3 в водном растворе является сильным электролитом, так как…
6. В ряду PO43-, NH4+, MnO4- , Zn0, Fe3, Cl-, Mn2+ катионами являются ионы-..., так как… Анионы – это…, так как…
7. В ряду PO43-, NH4+, MnO4-, Zn0, Fe3, Cl-, Mn2+ сложными являются ионы-..., так как…
8. Заполните в таблице число и заряд ионов, входящих в состав каждого предложенного вещества. Образец выполнения представлен в № 1.
№ п/п | Электролит | Катион | Анион |
1 | Н2SO4 | 2Н+ | SO42- |
2 | NaCl | | |
3 | CuSO4 | | |
4 | HNO3 | | |
5 | NaOH | | |
6 | CuCl2 | | |
7 | Ba(OH)2 | | |
8 | Fe(NO3)3 | | |
9 | K2S | | |
10 | Al2(SO4)3 | | |
11 | H3PO4 | | |
IV. Выполнение учащимися задания.
Используя знания, полученные на предыдущих уроках, при изучении основных классов неорганических веществ, рассмотреть свойства кислот как электролитов.
- Инструктаж по ТБ.
Учащиеся, работая по группам, рассматривают свойства кислот с точки зрения ТЭД и составляют уравнения в ионном виде
- диссоциация в водных растворах;
Н 2SO4 ↔Н+ + НSO4-
НSO4- ↔Н+ +SO42-
──────────────
- взаимодействие с индикаторами
Лакмус + Н+
Метилоранж + Н+
- взаимодействие с металлами:
Zn + Н 2SO4= Zn SO4 + Н 2↑
- взаимодействие с основными и амфотерными оксидами:
Н 2SO4+ СuO = Сu SO4 +Н2О
Н 2SO4+ ZnO = Zn SO4 +Н2О
- взаимодействие с основаниями;
3Н 2SO4+ 2AI(OН)3 = AI2 (SO4)3 + 6Н2О
2NaOH + Н 2SO4 = Na2 SO4 +2 Н2О
- взаимодействие с солями.
Н 2SO4+ BaCI2 = BaSO4↓ +2Н CI
Н 2SO4 +Na2СО3 → Na2SO4+ СO2↑+ Н2О
Учащиеся записывают уравнения возможных реакций в молекулярно-ионном виде. На основании сокращенных ионных уравнений делают вывод: почему кислоты проявляют общие свойства?
V. Рефлексия. Заполнение листа учета.
Лист учета знаний учащегося по теме:
«Ионные уравнения» Класс_______________________
Фамилия, имя учащегося___________________
№ п/п | Знания, умения | Самооценка | Оцен ка |
знаю хорошо | частично | не знаю |
I. | Я должен знать: | | | | |
1. | Определение понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты, основания, соли, качественные реакции. | | | | |
2. | Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД | | | | |
II. | Я должен уметь: | Умею хорошо | С помощью учителя | Еще не умею | |
1 | Составлять уравнения ЭД кислот, оснований, солей | | | | |
2 | Пользоваться таблицей растворимости | | | | |
3 | Составлять уравнения реакций ионного обмена | | | | |
4 | Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами | | | | |
III. | УУД | | | | |
1 | Планировать свою учебную деятельность | | | | |
2 | Активно участвовать в организации работы в паре | | | | |
3 | Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей деятельности | | | | |
4 | Уметь выделять главное, делать выводы | | | | |
5 | Слушать объяснения учителя | | | | |
6 | Работать с дополнительной литературой | | | | |
7 | Отвечать на вопросы в соответствии с их характером | | | | |
8 | Составлять и использовать таблицы | | | | |
9 | Вести записи в тетради в соответствии с требованиями | | | | |
VI. Домашнее задание: Составить опорный конспект по свойствам оснований и солей. Уравнения реакций писать в молекулярно-ионном виде.
7