СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Искра святого света во тьме кромешной» (Тема обретения веры в рассказе И.Шмелева «Куликово поле»).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по рассказу И.Шмелева "Куликово поле"

Просмотр содержимого документа
««Искра святого света во тьме кромешной» (Тема обретения веры в рассказе И.Шмелева «Куликово поле»).»

«Искра святого света во тьме кромешной»

(Тема обретения веры в рассказе И.Шмелева «Куликово поле»).

Живем ли, или умираем, всегда Господни…

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.

Цель урока: знакомство с рассказом И.Шмелева «Куликово поле», освоение учащимися художественного пространства произведения.

Задачи: 1. Проанализировать основные образы-символы рассказа, систему персонажей.

2. Развивать связную речь учащихся, умение выстраивать ответ.

3. Воспитывать интерес к творчеству писателей русского зарубежья.

Ход урока:

- Видеофрагмент-отрывок из рассказа «Куликово поле» (читает Ю.Палагин)

Учитель: Итак, сегодня на уроке мы работаем с рассказом И.Шмелева «Куликово поле». Как связано видео и произведение?

(Учащиеся: Это отрывок из рассказа. В рассказе говорится о Троице-Сергиевой Лавре. Рассказчик бывал в Лавре).

Учитель: Ребята, о чем это произведение?

(Уч-ся: Рассказ о поиске правды, веры, о тяжелом времени для церкви).

Учитель: Какие ключевые образы-символы можно назвать?

(Уч-ся: Куликово поле, Сергий Радонежский, Троице-Сергиева Лавра).

Дети называют, учитель прикрепляет ответы на доску.

Учитель: Обратите внимание на название урока. В нем пропущено несколько слов. К концу урока мы должны из восстановить.

Итак, определим цель и задачи урока.

(Уч-ся: Цель: узнать, что есть «искра святого света…»

Задачи: проанализировать рассказ, основные образы; сравнить происходящие события, сделать необходимые выводы и т.д.).

Учитель: Итак, первый образ-символ – Куликово поле. Что вам известно о Куликовом поле?

(Уч-ся: На Куликовом поле в 1380 г. Произошла Куликовская битва между русскими под предводительством Дмитрия Донского и татаро-монголами под началом Мамая).

Учитель зачитывает начало 2 главы рассказа.

- О чем жалеет повествователь?

(Уч-ся: Человек не ценит красоту и святость многих мест России).

- Кто он – рассказчик?

(Уч-ся: Сергей Николаевич – бывший следователь по особо важным делам, психолог, исследует человеческую душу. Называет себя Фомой неверующим, не принимает явления на веру, не ощупав его).

- Что же мы узнаем об истории, случившейся на Куликовом поле?

(Уч-ся: Василий Сухов – бывший лесной объездчик нашел на Куликовом поле медный крест. Подумал, что хорошо бы переслать его бывшему хозяину Средневу. Только он подумал, появился старец).

Читаем начало 4 главы до слов «Мир ти, чадо…»

И Сухов отдает крест старцу.

- Посмотрите на экран (на нем фото лика Сергия Радонежского). Кто перед нами? (Уч-ся: Преподобный Сергий Радонежский).

- Как связан преподобный Сергий и Куликово поле?

(Уч-ся: Сергий благословил Дмитрия Донского перед битвой в 1380 году, сказав: «Ты одолеешь!»).

- Так кто был этот старец, явившийся Василию Сухову?

(Уч-ся: Сергий Радонежский)

-Но на этом чудесная история не заканчивается. Действие переносится в Загорск (бывший Сергиев Посад). Что представлял собой Сергиев Посад в 1926 году?

(Уч-ся: ворота Лавры затворены, перед ними сидит красноармеец, там теперь казармы и антирелигиозный музей, мощи преподобного Сергия выставлены на всеобщее обозрение. Возле Лавры на навозной куче сидит юродивый и кричит: «Абсурд! Абсурд!»).

- Почему юродивого называю «Иов на гноище»? Что вам известно из Библии об этом человеке?

(Уч-ся: У Иова было все: богатство, положение в обществе, семья. Он очень верил в Бога, любил его. Тогда Бог решил испытать его и отнял все, что было. И все равно Иов продолжал верить. Бог вернул Иову все, что отбрал).

- В чем символичность Иова, сидящего около входа в Лавру и кричащего «Абсурд»?

(Уч-ся: Абсурд всего происходящего в России, когда забыта вера, закрыты ворота храмов и монастырей).

- Есть ли надежда на исцеление общества? С кем или с чем она связана?

(Уч-ся: Есть, и она связана с образом преподобного Сергия и Троице-Сергиевой Лавры).

-Рассказчик находит в Загорске Георгия Андреевича и Ольгу Средневых. Что он узнает от них?

(Уч-ся: Он узнает о чудесном явлении старца и о том, как он передал им медный крест).

- Почему крест Сухов передал именно Средневу?

(Уч-ся: Когда-то имение Средневых находилось недалеко от Куликова поля, а сам Среднев был потомком дружинника Дмитрия Донского, который погиб на Куликовом поле).

- Можно ли Средневых назвать верующими людьми?

(Уч-ся: Ольгу можно, Георгия - нет).

- А теперь самый интересный момент. Назовите даты передачи Суховым креста и обретения его Средневыми.

(Уч-ся: 25 октября 1925 года и 7 ноября 1925 года).

- Что нам известно об этих датах?

(Уч-ся: 25 октября – родительская Димитриевская суббота, канун памяти Дмитрия Солунского, день поминовения убиенных на уликовом поле(изначально), сейчас это день поминовения всех усопших.

7 ноября – восьмая годовщина Великого Октября).

- Ничего странного в этих датах не заметили?

(Уч-ся: Это один и тот же день).

- Да, события происходят в один и тот же вечер, причем расстояние между Загорском и Куликовым полем более 400 верст.

Предлагаю поработать с таблицей (на экране). Работа по группам (2 группы).

По каким параметрам можно сравнить эти даты?

(Уч-ся: образ старца, речь старца, чудеса, судьба героев).

Дети работают в группах, заполняют графы таблицы.


25 октября Куликово поле

7 ноября Загорск

  1. Образ старца



  1. Речь старца



  1. Чудеса



  1. Судьба героев



Вывод: Повествователь, Среднев поверили в чудо явления Сергия Радонежского. Убежденность в истинности чуда принесла освобождение от заблуждений, от ложных ценностей. Герои обрели веру, истинную веру! Чувство радости и покоя переполняло героев.

- Зачитывают конец 11 главы (мысли Оли Средневой).

- В чем символичность креста с Куликова поля?

(Уч-ся: Преподобный Сергий предсказал победу на Куликовом поле, значит, чудо повторится, падет иго наистрашнейшее, крест победит его).

- Что это за иго наистрашнейшее?

(Уч-ся: Советская власть, закрывшая церкви, убившая веру).

- То, давнее, благовестие – преподобного Сергия Великому князю Московскому Дмитрию Ивановичу – и через него всей Руси Православной – «Ты одолеешь!» - вернулось и подтверждается. И теперь ничего не страшно!

- Вернемся к теме урока. Попробуем добавить недостающие слова. Какова главная тема рассказа?

(Уч-ся: Тема обретения веры).

- Почему основное действие произведения происходит в Сергиевом Посаде?

(Уч-ся: Там находится Троице-Сергиева Лавра, где покоятся мощи преподобного Сергия. В ней сосредоточена духовная сила России, ее душа).

- Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».

- Закончить урок хочу цитатой из рассказа «Куликово поле»: «И стало так понятно, почему в темную годину, когда разверзлась бездна, пытливые испуганные души притекли в эту тихую вотчину, под эти розовые стены Лавры…чего искали…»

Презентация о Лавре с песней о Сергии Радонежском.

- В качестве домашнего задания предлагаю творческую работу на ваш выбор: рисунок, эссе, презентация. Тему работы тоже определяете сами.

Источники:

  1. И.С.Шмелев «Куликово поле»

  2. Т. Махновец. «Тема освобождения в рассказе И.С. Шмелева  «Куликово поле»

http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=231&Itemid=80

  1. Г.В. Мосалева. «Проблема невыразимого и категория иконичности в рассказе И.С.Шмелева «Куликово поле»

http://vestnik.udsu.ru/2012/2012-054/vuu_12_054_06.pdf