Просмотр содержимого документа
«Искусство ассоциаций в поэзии С.А. Есенина»
Искусство ассоциаций в поэзии С.А. Есенина
Концепция поэта непосредственно проявляется в системе его ассоциаций, и выявление их, разумеется, помогает глубже, полнее представить облик автора, его поэтический мир. Проблема эта весьма сложна в виду её неразработанности в общем виде и тем более применительно к творчеству Сергея Есенина, хотя сам поэт в статьях высказывался по данному поводу.
Процесс возникновения ассоциаций в сознании писателя в полной мере может быть изучен лишь при комплексном его осмыслении представителями ряда наук. Но несомненно, что в самом этом процессе в сознании автора возникает противоречие между стремлением к точности определений, с одной стороны, и к оригинальности – с другой. Ассоциативное мышление вообще не является привилегией художников, но всё дело в том, что художник стремится к сопоставлению понятий и предметов различного ряда, прежде не сопоставлявшихся к оригинальности употреблений, что и приводит к впечатляющему выражению поэтической мысли.[23]
В уподоблениях в известной мере отражается и характер эпохи. Так, величие свершений в исторически переходных период в нашей стране отразилось на гиперболизме образов, созданных в поэзии в первые послеоктябрьские годы с помощью соответствующих уподоблений. Здесь особенно показателен, как известно, поэтический опыт В. Маяковского. У многих поэтов того времени характерная нацеленность на мировую революцию сказывалась на планетарности образов. [24] Это выявляется в творчестве Сергея Есенина, хотя его увлечением данным направлением ограничены в основном маленькими поэмами.
Следует отметить, кстати, усложнение ассоциаций, нашедших отражение в системе художественно – выразительных средств языка, с помощью которых выражено содержание маленьких поэм. В раннем творчестве поэта часто встречаются уподобления, основанные на зрительном восприятии сближаемых предметов и явлений, что вполне закономерно. Например, часто изображаемые берёзы уподобляются свечкам в стихотворениях «Вот уж вечер» и «Темна ноченька, не спится». В первом случае в развёрнутом сравнении с введением эпитета большие – к свечкам, во втором – в простом приложении («берёзы – свечки). Нередко это сочетается с олицетворением, которое возникает на основе зрительного восприятия («Месяц рогом облако бодает»).
Сложными являются ассоциации в стихотворениях «кабацкого цикла». Здесь сказывались и иллюзорные представления поэта о якобы крушении революционной романтики, и влияния имажинистов, то есть той среды, где он общался. Таким образом, поза хулигана, который определялось его видение, в известной мере была обусловлена своеобразие авторского протеста против непостижимых для него жизненных явлений и в то же время данью литературным традициям.
Возникают и более сложные ассоциации, основанные на восприятии явлений различными органами чувств, что было в некоторой степени свойственно поэту в начале литературного пути, но теперь это выступает на более высоком художественном уровне, определявшимся развитием остроты восприятия и обогащением палитры выразительных средств [25]. Целая картина, воспринимаемая зрительно и на слух, воздействующая на сознание и на эмоции, тонко передавая настроения, выражена в двух строках стихотворения, где усиливается концентрация ассонансов и аллитерации:
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шёлковом шелесте снежного шума.
Эпитет серебряный применительно к ветру повторяется дважды – в первой и последней строке стихотворения, приобретая особый смысл и создавая лирический фон, на котором воспринимается вся исповедь. По принципу сочетания зрительного, слухового и логического ряда построены уподобления: «Скрипкой поёт луна» («Поэма о 36»), «Сиреневая погода/ Сиренью обрызгала тишь» («Анна Снегина»), «Отзвенел соловьиный рассвет» («Этой грусти теперь не рассыпать»), и др. Хотя в этот период подобные ассоциации и не являются преобладающими в творчестве поэта, однако они свидетельствуют о сложности поэтического мира автора, в сознании которого действительность отражалась во всех своих красках и звуках, вызывая соответствующий поэтический отклик.