Искусство Древнего Египта
Проверка домашнего задания:
План:
1. Пирамиды в Египте.
2. Храмы — «жилища богов».
3. Статуи и рельефы древних египтян.
Новые понятия: пирамида, сфинкс, большая пирамида Хеопса
Изучение нового материала:
1. Пирамиды в Египте.
Рассмотрите рисунок (с. 53). До наших дней в Египте сохранились каменные гробницы фараонов, имеющие форму пирамид. На фотографии одна из трех самых крупных пирамид. На ее фоне хорошо виден вырубленный из целой скалы Большой сфинкс — фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. Древний мастер представил в образе сфинкса владыку Египта в царском головном уборе с полосатым платком.
? Почему пирамиды строили на левом берегу Нила?
Величественные пирамиды возвышаются на левом берегу Нила на границе с пустыней. В старину самые знаменитые сооружения и статуи называли чудесами света. Первое из них — египетские пирамиды. Почему древние египтяне возводили пирамиды только на левом берегу Нила и никогда не возводили на правом берегу? Левый берег Нила как западный, а правый — как восточный.
Рассмотрите рисунок «Пирамида фараона Хеопса в разрезе» (с. 53). Пирамида представляет собой почти сплошную каменную кладку. Вход помешался на северной стороне (на рисунке справа), на высоте 14 м от подножия. Узкий коридор спускается глубоко под землю. Он ведет в небольшую комнату, высеченную в скале. На противоположной стороне от входа в комнату виден дверной проем, коридор продолжается и упирается в тупик. Стены подземной комнаты отделаны грубо, как будто не закончены, пол не настлан. Комната пуста. И невольно возникает вопрос: для чего она была построена? Был ли кто-нибудь и ней погребен? Такова первая загадка Большой пирамиды.
Однако повернем по коридору назад до уровня земли. Здесь начинается второй коридор. Он очень узок. По нему надо карабкаться, согнувшись почти вдвое, на протяжении 33 м до площадки. От нее ведут два пути. Один узкий, горизонтальный приведет нас в еще одну комнату, тоже совершенно пустую. В наши дни ее иногда называют «комната царицы». Но название ошибочно: в Египте никогда не хоронили цариц в одной гробнице с фараоном. Вторая загадка: для чего предназначена эта комната?
Вернемся по тому же коридору на площадку. Широкая галерея тянется на 50 м в центр пирамиды. Мы в третьей комнате, она облицована гранитными плитами. Над ней пять небольших совершенно пустых помещений, сделанных для того, чтобы уменьшить силу тяжести каменной массы на комнату. Из нее наружу, через толщу пирамиды, выходят две каменные трубы: вероятнее всего, они служили для вентиляции. В самой комнате стоит гроб из красного гранита, в котором, по-видимому, был похоронен фараон Хеопс. Гроб пуст, даже его крышка бесследно исчезла. Третья загадка: куда исчезла гранитная крышка гроба?
Конечно, можно предположить, что это дело рук грабителей. В царскую гробницу клали мебель, обшитую листами золота, дорогие сосуды и оружие, серьги, браслеты, нагрудные украшения. Здесь было чем поживиться. Строители учитывали возможность ограбления, поэтому вход в пирамиду они устраивали высоко над землей и маскировали его. Они делали ложные ходы и тупики, рыли колодцы-ловушки, чтобы воры провалились туда. Ничто не помогало: большинство гробниц было ограблено еще во времена фараонов самими египтянами. Но для чего воры тащили огромную тяжесть через узкие коридоры пирамиды? Ведь каменная крышка не представляла никакой ценности.
2. Храмы — «жилища богов».
Наряду с пирамидами замечательными творениями египетских строителей являются храмы. Рассмотрите рисунок «Египетский храм» (с. 56).
Праздничный день. Жрецы на носилках, положенных на плечи, выносят спитую бога (на рисунке эта статуя едва различима). Они понесут ее к реке и поднимутся на корабль. Бог поплывет по Нилу, чтобы посетить, других богов в их жилищах-храмах... Представим себе, как по завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма. Торжественное шествие медленно двигалось по длинной дороге, ведущей от самого Нила к храму. Справа и слева на идущих смотрели застывшие лица каменных сфинксов. В конце дороги стояли два каменных заостренных столба (обелиски), как бы вонзающиеся в небо. Подле столбов — высокие мачты, на которых развевались разноцветные флаги.
У входа в храм на пути шествия находились, подобно преграде, две мощные прямоугольные башни. Они расширялись к основанию и сужались ввысь. Перед храмом нередко стояли высеченные из гранита статуи фараона намного выше человеческого роста. Узкий, как бы зажатый между башнями вход вел в «жилище бога». Люди оказывались в большом прямоугольном открытом дворе, окруженном колоннами. В конце двора — прямо напротив входа в храм — высокие двери вели в крытый колонный зал. Пройдя двор, залитый солнечным светом, человек оказывался в полумраке обширного зала (рассмотрите рисунок, с. 57). Главный зал храма был похож на дремучий лес, где вместо деревьев стоят огромные каменные столбы — колонны. Верхушки колонн центрального прохода имели форму распустившегося цветка папируса, а колонны боковых проходов напоминали стебли папирусов с закрытыми бутонами.
Попав в главный зал храма, египтяне чувствовали себя маленькими и жалкими. Все вокруг поражало их воображение — величина зала, размеры колонн, надписи на стенах, прославлявшие богов и фараона. Например, такая: «Я дал тебе силу, — обращается бог Амон-Ра к владыке Египта, -я распространил страх перед тобой до неба».
«Велик и могуч бог, для которого выстроен такой большой и прекрасный храм», — думали египтяне. А боги требуют от всех людей повиновения фараону. Горе тому, кто не пойдет на войну по царскому приказу, горе тому, кто не выйдет на рытье канала, не сдаст налог.
3. Статуи и рельефы древних египтян.
Вспомните, что называется мумией? Почему из тела умершего — фараона или вельможи — делали мумию? Согласно верованиям египтян душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа, прилетев в гробницу, не обнаружит мумии, она погибнет, и ее жизнь в «царстве мертвых» прекратится. По верованиям египтян, если мумия почему-либо не сохранится, душа может вселиться в статую. Поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик.
Рассмотрите рисунки (с. 54—55), на которых представлены сидящими на тронах знатный вельможа Рахотеп (возможно, он родственник самого фараона Хеопса) и его жена Неферт. Такими они были в жизни: вельможа в жару носил только набедренную повязку, у него энергичное и мужественное лицо с прямым носом и сжатыми губами, сильно развитая мускулатура. Жена вельможи окутана белым покрывалом, на ней по моде времени парик и красивое ожерелье. У нее полное лицо, удлиненные миндалевидные глаза, красивые брови.
Было несколько правил, которые обязан был соблюдать скульптор:
1) даже если египтянин умирал в глубокой старости, в гробницу ставили статую, изображавшую его молодым, в лучшую пору человеческой жизни—в расцвете сил, здоровья и красоты;
2) обе фигуры представлены в застывших, неподвижных позах, с руками, плотно прижатыми к туловищу;
3) мужчин принято было изображать с темной кожей, а женщин — со светлой;
4) взгляды обоих устремлены вперед, они не смотрят на нас, ибо уже покинули мир живых и прошли через суд Осириса, где перед ними открылась вечность.
По ходу урока делаются записи в тетради.
Пирамида фараона Хеопса (около 2600 г. до н. э.) — 150 м.
Домашнее задание: § 11. Вопросы и задания к § 11. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о раскопках гробницы Тутанхамона ( § 11, п. 3; рисунки, с. 56, 59).
2