СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Городца

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок изо и труд. Выполнение творческого задания по собственному замыслу

Просмотр содержимого документа
«Искусство Городца»

Тема : «Искусство Городца». Интегрированный урок изо и труд.

Цель урока: углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве.

Задачи урока: -развивать такие качества, как усидчивость, внимание при работе с древесиной и красками, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами (приобщение детей к русскому народному творчеству, знакомство с народно-прикладным искусством России); -формировать практические умения и навыки рисования с образца (знакомство с элементами росписи городецкого промысла), творческе способности обучающихся; -воспитывать нравственные качества на основе традиций русского народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование; диск с музыкой; изделия городецких мастеров;

у каждого ученика: гуашь, кисти, шаблоны.

ХОД УРОКА 1. Организационный момент. На экране пословица:

Уч. Изо: “Работа хороша, когда в ней польза и душа!”1слайд.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Так давайте и мы сегодня на уроке потрудимся так, чтобы в нашей работе была и польза и душа.

2. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

- Посмотрите, как необычно сегодня выглядит наш класс. Это не случайно. Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту.

Это искусство украшения стало называться декоративно- прикладным. И сегодня вспомним о народных промыслах России .Хотя, конечно, рассказать обо всех промыслах нам не хватит времени одного урока. Хочется остановиться на одном из них. Слайд 2 Особой красотой отличаются изделия Городца. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец, расположенном на берегу реки Волги в Нижегородской губернии. Это по преимуществу (Слайд3,4) фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, разного рода сувениры, кухонные доски.

Уч. Труда: Издавна человек мастерил изделия своими руками из материала, который «рос» за окном. О каком материале идет речь?-древесина. Из дерева человек изготавливает не только мебель, посуду, кухонную утварь, но и расписные лубочные короба, игрушки и даже части дома - ставни, двери, ворота

Свои изделия каждый мастер спешил показать в ремесленном центре по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой [Слайд №5]. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

На прошлом уроке вы выпилили форму разделочной доски, сегодня досточку нужно «обработать», то есть отшлифовать .

3. Объяснение нового материала. Уч. Изо: Слайд 6

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастера расписывали изделия, изображая волшебные цветы: розан и купавку. Слайд 7.

Розан это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда. Слайд 8.

На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах. Дабы дарить счастье и красоту людям. Целые живописные мотивы появились на изделиях городецких мастеров. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов. Слайд 9. Городецкая роспись-яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной обводкой и характерный рисунок-растения, животные, разнообразные жанровые сценки.

4. Показ с пояснением.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи (Слайд 10). Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину ,далее белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан. Цветок купавки. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне.(Показ эскиза). Предлагаю выполнить этот эскиз на разделочной доске, приготовленной каждым из вас.

5. Практическая работа. В своей работе мы будем опираться на поэтапную роспись.

А так как мы только учимся, в отличие от городецких художников, будем работать вместе.

Уч. Труда: Мое пожелание к каждому из вас:

Ничего не бойся- Ты делаешь для всех. Мы на тебя надеемся И верим в твой успех.

Получится, как надо, И даже сверх того. Доска лежит здесь рядом, Давайте начнём с неё!

Уч. Изо: Сначала определим, где будут располагаться цветы. Наметим 2 круга: большой и маленький. Желтым цветом закрасим фон разделочной доски.

Физминутка. Выполнение работы по слайдам поэтапно с учителем. Слайд11-13.

7. Итоги урока. Рефлексия.

Уч. Труда: Скажите, можем ли мы с вами считать, что наш урок принёс пользу? Почему? Что нового вы узнали? Завершим работу на следующем уроке труда, так как необходимо покрыть доску лаком в несколько приемов.

8. Домашнее задание. К следующему уроку подготовьте ответ на мой вопрос: “Какие ещё народные промыслы на Руси есть?”

Урок окончен. Спасибо.