Искусство и духовная жизнь.
ЦЕЛЬ УРОКА
создание условий для системного усвоения, закрепления и применения знаний;
организовать усвоение понятия, видов, особенностей искусства как формы общественного сознания;
ХОД УРОКА:
Проверочный тест на повторение и выявление имеющихся знаний – 15 мин.
Постановка цели и задач урока.
Сл.1 Посмотрите на слайд и подумайте о чём мы с вами сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему урока. Искусство и духовная жизнь. Сл.2
Прочитайте это высказывание и сформулируйте проблемный вопрос. Сл.2
«Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем» - деятель французской культуры XX в. Жан Кокто.
- Что нам сегодня предстоит выяснить?
Зачем необходимо искусство? Может ли человек и общество обойтись без искусства?
Групповая работа. Сл.3
1 группа изучают тему «Искусство и его функции»
2 группа «Особенности искусства»
3 группа «Виды искусства»
4 группа «Особенности духовной жизни современной России. Задачи.»
Работая в группах вы должны: 15 мин. Сл.4
составить тезисный план;
оформить своё выступление наглядно в презентации;
провести защиту подготовленного ответа на вопрос;
осмыслить полученную информацию;
сформулировать собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Организуется итоговое коллективное обсуждение по вопросам и помогает сформулировать выводы.
Возвращаемся к проблеме.
А закончить хочу словами Достоевского Сл.9
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете.
(Ф.М. Достоевский)
Домашнее задание: § 11 * эссе ( темы на слайде) Сл.10
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:
Я знаю, что такое искусство, его особенности, виды и функции. (3)
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры. (4)
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства. (5)
Искусство и духовная жизнь
1.Общим для науки и искусства является:
1) обоснованность предположений,
2) стремление к познанию мира,
3) выражение эмоций,
4) формирование чувства прекрасного.
2.Что из перечисленного, характеризует искусство в отличие от науки:
1) выявление закономерностей развития природы и общества,
2) теоретическое решение мировоззренческих проблем,
3) отражение мира в художественных образах,
4) использование теоретических понятий.
3.Для художественного творчества обязательно (-а):
1) стремление к точному отражению действительности,
2) простота формы произведения,
3) работа в творческом коллективе,
4) использование образно-символических средств.
4.Верны ли суждения об искусстве?
А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.
Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
5.Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А)стремление к достоверности 1)наука
Б)обоснованность предположений 2)искусство
В)субъективность
Г)чувственное отражение реальности
6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Важнейшим видом духовного производства является ________(А). Наряду с наукой искусство — один из способов ________(Б) человеком мира. Создавая художественные ________(В), экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей ________(Г). В масштабах общества искусство представляет собой ________(Д) творческой деятельности всех поколений. Это одна из форм художественной деятельности и часть духовной ________(Е) как человека, так и всего человечества».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) культура
2) группа
3) действительность
4) искусство
5) общество
6) результат
7) познание
8) образ
9) система
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
ФИ_______________________________________
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ: выберите один вариант ответа
Я знаю, что такое искусство, его особенности, виды и функции.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства.
ФИ_______________________________________
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ: выберите один вариант ответа
Я знаю, что такое искусство, его особенности, виды и функции.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства.
ФИ_______________________________________
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ: выберите один вариант ответа
Я знаю, что такое искусство, его особенности, виды и функции.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства.
ФИ_______________________________________
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ: выберите один вариант ответа
Я знаю, что такое искусство, его особенности, виды и функции.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства.
ФИ_______________________________________
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ: выберите один вариант ответа
Я знаю, что такое искусство, его особенности, виды и функции.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства.
ФИ_______________________________________
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ: выберите один вариант ответа
Я знаю, что такое искусство, его особенности, виды и функции.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры.
Я знаю, что такое искусство, его особенности и виды, могу аргументировано определить функции искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры, анализировать произведения искусства.
Работая в группах вы должны: 15 мин.
составить тезисный план;
оформить своё выступление наглядно в презентации;
провести защиту подготовленного ответа на вопрос;
осмыслить полученную информацию;
сформулировать собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Работая в группах вы должны: 15 мин.
составить тезисный план;
оформить своё выступление наглядно в презентации;
провести защиту подготовленного ответа на вопрос;
осмыслить полученную информацию;
сформулировать собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Работая в группах вы должны: 15 мин.
составить тезисный план;
оформить своё выступление наглядно в презентации;
провести защиту подготовленного ответа на вопрос;
осмыслить полученную информацию;
сформулировать собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Работая в группах вы должны: 15 мин.
составить тезисный план;
оформить своё выступление наглядно в презентации;
провести защиту подготовленного ответа на вопрос;
осмыслить полученную информацию;
сформулировать собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Функции искусства
Искусство выполняет ряд общественных функций.
Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Она проявляется 1) в идейно-эстетическом воздействии на людей; 2) через включение их в ценностно-ориентированную деятельность (тем самым искусство участвует в социальных преобразованиях); 3) сам процесс художественного творчества есть преобразование с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность – художественный мир); 4) художник обрабатывает строительный материал образа (он всегда преобразует мрамор, краски, слова или интонации, создавая скульптуру, картину, поэму или симфонию).
Общественно-преобразующее влияние искусства особенно ощутимо в переходные эпохи истории. Эта функция, спящая внутри искусства особо привлекательна для пассионарных и революционно настроенных слоёв общества, которые ставят её во главу угла своей эстетики.
· Компенсаторная функция (искусство как утешение). Французский эстетик М. Дюфрен полагает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией и призвано иллюзорно восстановить гармонию в сфере духа, утраченную в реальности. Французский социолог Э. Морен считает, что воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порождённые реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека).
· Функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание). В искусстве всегда присутствует способность предвосхищать будущее. Интеллект человека способен совершать прыжок через разрыв информации, обнажать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте исходных данных. При этом учёный способен делать умозаключения о будущем, а художник – его образно представить. Так литература часто предвосхищала будущее. Это и научно-фантастические проекты будущего, и социальные утопии и антиутопии (своеобразная социальная фантастика предупреждения – Е. Замятин «Мы» и др.)
· Коммуникативная функция (искусство как общение). Искусство – средство художественного общения и его родство с языком неоднократно подчёркивалось в истории эстетики (Лессинг, Гердер, Потебня, Кроче). На коммуникативности искусства основывается его современное семиотическое рассмотрение как знаковой системы. Как всякая знаковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловленный код, свои условности. Восприятие произведения происходит по законам общения, другими словами, это коммуникация с обратной связью. Навстречу опыту художника, зафиксированному в произведении, реципиент бросает свой опыт, осовременивающий, проявляющий и даже обогащающий смысл произведения. Художественное общение позволяет людям обмениваться мыслями, даёт возможность человеку приобщаться к историческому и национальному опыту, далеко отстоящему от него эпохально и географически. Тем самым искусство повышает духовный потенциал и общность человечества.
· Информационная функция (искусство как сообщение).Искусство несёт информацию, оно – специфический канал связи и служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению общественного опыта. Ещё Аристотель подчёркивал вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Он считал, что искусство изображает то, что могло бы произойти (вероятное). Основатель кибернетики Норберт Винер утверждал, что сообщение о действительно произошедшем. Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, легче усваивается другими народами, чем словесная. Она не нуждается в переводе. Информативные возможности художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусства и понятнее, и образнее, и гибче. Художественная информация всегда оригинальна, эмоционально насыщенна, парадоксальна, эстетически богата, её язык аллегоричен, аллюзионен и более выразителен, чем естественный разговорный язык.
· Воспитательная функция (искусство как катарсис).Если воспитательное значение других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце). Искусство формирует целостную личность. Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом воспитательного воздействия искусства на личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством и идёт через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах
· Внушающая функция (Искусство как суггестия). Искусство – внушение определённого строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее действие) была присуща уже первобытному искусству и сохранилась и по сей день. Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный.
· Эстетическая функция (Искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция – ничем незаменимая специфическая способность искусства: 1) формировать художественные вкусы, способности и потребности человека; 2) тем самым ценностно ориентировать его в мире; 3) пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.
· Гедонистическая функция (Искусство как наслаждение).Искусство доставляет людям наслаждение и создаёт глаз, способный наслаждаться красотой красок и форм, ухо, улавливающее гармонию звуков. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды. Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности. Искусство доставляет человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.