Искусство Древней Греции
Античность –самый крупный период в истории европейской цивилизации, растянувшийся на 3,5тыс.лет. Термин «античность» возник в эпоху Возрождения, после открытия памятников древней культуры.
1.Крито – Минойская культура
Корни древнегреческой культуры уходят в глубокое прошлое. На о.Крит, начиная с 30-х веков до н.э., сложилась крито-минойская культура.
На севере острова располагался Кносский дворец, который представлял собой
многоэтажное сооружение, не имевшее оборонительных стен.
Критские колонны, сужающиеся книзу, изготавливались из стволов деревьев. Многочисленность и запутанность помещений дворца напоминают греческую легенду о лабиринте. Стены украшало множество фресок с изображением птиц и животных.
Для критской живописи характерно отсутствие прямых линий – все живые существа запечатлены в движении. Тело женщины, художники обозначали белой краской, а тело мужчин – красной.
Монументальной скульптуры на Крите не было, но глиняные, бронзовые, костяные, каменные статуэтки, небольшие рельефы на камне, глине, золоте и кости изготовлялись во множестве. Статуэтки изображали людей и животных: быков - участвующих в состязаниях, гимнастов – прыгающих через этих быков и т.д. Все существа динамичны и гибки.
Рельефные фигурки животных
Богиня со змеями из Кноса.
1600 г. до н.э
Вазопись
Украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес . Дворцовый период в минойской культуре (1650 г. до н. э . ) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря,выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э . изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.
В середине 2 тыс.до н.э. на о. Фера (к северу от Крита) возникло чудовищной силы цунами, которое уничтожило часть критских построек.
В середине 15в. До н.э. Крит завоевали ахейцы. Под их натиском некогда могучее государство Миноса утратило свое значение и больше не возродилось.
2. Микенское искусство
Микенская (ахейская) культура – 25 -12 вв. до н.э., объединяет центр материковой Греции, заселенными ахейскими племенами: Микены, Тириф, Пилос, Фивы, Агрос и, возможно, Спарта. Все эти города образовывали независимые государства с царями-басилеями во главе. Микенская цивилизация – время действия мифов о героях, эпоха расцвета ахейской культуры – 14-13вв. до н.э.
Ахейцы возводили города-крепости. Которые располагались на скале. Позже из архитектурных форм мегарона (здание с внутренним двором) возник греческий храм.
Крепость в Микенах.
14-13вв.до н.э. «Львиные ворота».
Гробница Атрея. 14в до н.э. Микены.
Крепость в Тиринфе.
Ахейская цивилизация погибла, когда в материковую Грецию,
Ослабленную междоусобицами и внешними войнами, одной из которых была Троянская, нахлынули полчища дорийских племен – тоже греков, однако более северных и менее цивилизованных. После вторжения их на Балканы начался долгий период глубокого упадка греческой культуры.
Кубки с рельефными изображениями укрощения быков.
Маска Агамемнона из Микен
3.Искусство Древней Греции
После так называемых «тёмных веков», которая длилась от заката Микенского мира вплоть до 8 в. до н.э., началось стремительное, мощное возрождение греческой культуры.
На пути своего развития греческое искусство миновало несколько основных фаз (стилей):
- геометрику ( 9-8 вв. до н.э.),
- архаику ( 7-6 вв. до н.э.),
- классику , которая делится на раннюю (490 – 450 гг. до н.э.),
высокую (450 – 400 гг. до н.э.),
позднюю (400 – 323 гг. до н.э.);
- эпоха эллинизма (3 – 1 вв. до н.э.).
Эпоха Геометрики
Основой геометрического искусства стали схематичные бронзовые статуэтки и большие расписные сосуды. В росписях преобладал геометрический стиль – ромб, квадрат, прямоугольник, круг, зигзаг, линия.
Пиксида
Геометрический стиль (также известен как геометрика) был характерен для греческой вазописи в конце «тёмных веков» около 900—700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль
Протогеометрическая амфора,
около 975—950 гг. до н. э. Изготовлена в Афинах
Эпоха Архаики
Архитектура повторяла идею критского мегарона – прямоугольного здания с колоннами.
Геометрика приучила художников мыслить строго логически. В эпоху архаики создаётся единый архитектурный язык – ордерная система .
Самой древней разновидностью ордера является дорический (в честь дорийцев, обитателей Пелопоннеса.). Дорика традиционно связывалась с мужественным, суровым стилем.
Ионический ордер (в честь ещё одной ветви греков – ионийцев).
Ионика – женственный, мягкий, изнеженный.
Постройки с ионическим ордером были – лёгкими, стройными и изящными.
Храм Посейдона.
В конце 5 в. до н.э. появился коринфский («девический »), пропорции которого уподоблялись девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божества.
К концу 6 – началу 5в.до н.э. появляются скульптурные статуи.
Пропорции женских фигур, называемых статуями кор (от гр. «кора» - девушка ), и мужских фигур – статуи куросов (от гр. «курос» - юноша ), становятся более естественными, а их движения более свободными.
Совет олимпийских богов. Рельеф сокровищницы сифнийцев в Дельфах . VI в. до н. э.
Статуя коры. 6в.до н.э.
В эпоху архаики одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись: чёрнофигурный и краснофигурный стиль.
«Дионис в ладье».
Кратер. «Смерть Сарпедона».
(краснофигурная роспись)
Кратер. Чёрнофигурная роспись.
Эпоха классики
1. Ранняя классика.
Особого расцвета вазопись достигла в период ранней классики.
Тема искоренения произвола, неуправляемости и воцарения здравомыслия проходит сквозь все памятники эпохи.
Скульптура
«Женщины у фонтана».
(чёрнофигурная гидрия –сосуд для воды).
Все святилища (храмы) украшались статуями – вотивами (от лат. «посвященный богам»), памятники
посвящались богу, если были обещаны богу в особой ситуации. Подобные вотивные предметы ставили вдоль священной дороги и около святилища. Все статуи – групповые и одиночные, конные и пешие, изображавшие людей, животных и демонов, Изготовленные из драгоценных материалов (золота) и простые – не нарушали гармонии комплекса, а находились с ним в сложной смысловой и эстетической связи. В то время творил один из величайших ваятелей 5 в.до н.э. Мирон.
«Дискобол». Мирон
Мирон. Афина и Марсий. Копия . V в. до н. э.
2. Высокая классика
К середине 5в.до н.э. острота раннеклассического стиля постепенно изжила себя. Искусство Греции вступило в полосу расцвета. Повсюду после персидских разрушений отстраивались города, возводились храмы, общественные здания и святилища. В Афинах с 449г.до н.э. правил Перикл. Был заново отстроен Афинский Акрополь (верхний город)
Центральное место занимал храм «Парфенон» (храм Афины Парфенос) на вершине Акрополя. 5в. до н.э. (Иктин и Калликрат)
Фрагменты рельефов фриза Парфенона
Пропилеи Афинского Акрополя. (Мнесикл).являлись воротами в Акрополь
Храм Ники Аптерос. (Калликрат)
Эрехтейон . 5в.до н.э. посвященный нескольким богам сразу и украшенный портиком кариатид (скульптурное изображение женской фигуры, которая заменяет в архитектуре колонну)
Эрехтейон. Портик кариатид.
Скульптура
Кресилай. Перикл.
Римская копия . V в. до н. э
Фидий. Афина Парфенос
из Варвакиона . V в. до н. э.
Поликлет. Дорифор.
Римская копия . V в. до н. э.
3.Поздняя классика
В 30-х годах Эллада переживала политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх. Всё это не могло отразится на искусстве, которое в поздней классической фазе (400 – 323 гг.до н.э.) стало следовать двум направлениям – уход в патетическую героику с одной стороны, с другой – в индивидуально , возвышенный мир. Выразителями двух направлений были великие мастера 4 в.до н.э. – Скопас и Пракситель.
Скопасом, для правителя Карии Мавсола, был построен мавзолей в Галикарнасе (не сохранился). Галикарнасский мавзолей был украшен рельефами с изображениями поединка греков с амазонками, фигуры которых были насыщены особым драматизмом.
Сооружение мавзолея началось ещё до смерти Мавсола в 353 г. до н.э. и, согласно сообщениям античных авторов, управлялось его женой Артемисией. Мавзолей простоял 19 веков. В XIII веке он рухнул от сильного землетрясения, а в 1522 г. остатки Мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами на строительство крепости св. Петра.
Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола , сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии II в Галикарнасе (совр. Турция), одно из античных чудес света.
Храм Артемиды Эфесской
Амазономания. Фриз Галикарнасского мавзолея. IV в. до н. э. Фрагмент (Скопас )
Скульптура
Искусство 4 в. до н.э. – мастерская психологизма.
Скульптор Скопас создает скульптуры и рельефы наполненные трагического ожидания неизбежности, передано нервное напряжение во взглядах и в движениях изображаемых героев сцен.
Известные скульпторы – Пракситель, Лисиппи.
Отдыхающий мальчик. Лисипп
Мальчик, вынимающий занозу.
(Пифагор Регийский.480г.до н.э.)
Мраморная стела с изображением Афины.
460г.до н.э.
Лисипп. Гермес, завязывающий сандалию .
IV в. до н. э.
Мемориальная стела . IV в. до н. э.
Эпоха Эллинизма
Эллинизмом называется время, начавшееся с момента подготовки первых походов Александра Македонского на Персию (334г.до н.э.) В результате удачных походов молодого властителя образовалось огромное грекоязыческое государство, распавшееся после внезапной смерти Александра (323г.до н.э.) на крупные монархии, воевавшие между собой за единичную власть. Борьба кончилась захватом Римом всего греческого мира и слияния двух культур, греческой и римской, в одну – античную.
В Пергаме в честь победы над кельтами - галлами был сооружён знаменитый алтарь Зевса с изображением битвы богов с гигантами на фризе. Появился интерес к малым формам – основная задача которых создавать уют и порядок, вызывать радость. Получает распространение глиптика (резьба по камню). Представленная инталиями и камеями. (Инталии – камни с углубленной резьбой, которые обычно использовались как печати; камеи – имели выпуклую резьбу, служили украшением. Искусство эллинизма, для которого характерны одновременно монументальность и изысканность, явилась заключительной стадией греческое искусства, но само греческое искусство не закончилось, его традиции нашли свое продолжение в римском, а через него и в новом европейском искусстве.
Александрийский (Фаросский) маяк
на острове Фарос. 3 в.до н.э.
Алтарь Зевса в Пергаме .II в. до н. э.
Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета.
Скульптура
Венера Милосская . II в. до н. э.
Ника Самофракийская (II в. д.н.э.)
Лаокоон и его сыновья.1в.до н.э.
Агесандр, Афинодор,Полидор.