Урок 3. «Искусство и власть»
I. Приветствие. Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит подвести итоги по теме «Искусство и власть». Ваши творческие задания посвящены вопросу воздействующей силы искусства на человека-гражданина, на народы, проживающие в государстве, на мироощущение и мировосприятие личности. Я тоже приготовила для вас видеоролики, иллюстрирующие силу искусства.
Вспомним основные понятития.
- Что такое искусство?
- Что такое власть? (ответы учащихся).
Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
- Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?
Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
II. Изучение нового материала.
Доклады и сообщения учащихся.
1 докладчик
Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение.
Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.
Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В "час мужества" (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: "Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами". Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова "Жди меня":
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово "жди". Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Вывод: Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.
Источник: http://paintingart.ru/tolkingart/opinion/191-target-of-art.html?start=9
2 докладчик
Песня Александра Розенбаума "Чёрный тюльпан" весьма насыщена смысловым содержанием. Много тут слов, представляющих из себя повесть от имени участника войны.
В ту пору каждая советская эскадрилья в Афгане имела специальный самолет, прозванный в народе "черным тюльпаном". Он доставлял на Родину тела погибших бойцов или, говоря по-военному, "груз-200". Ежедневно экипажи совершали рейсы до военного аэродрома "Ташкент-восточный", откуда останки воинов развозились уже по всему Советскому Союзу.
Текст песни переполнен терминологией и понятиями, о которых знают преимущественно участники боевых действий. Называются города, в которых проходили ожесточенные боя с талибами. Именно там и погибло много 20-летних советских ребятах. Композиция упоминает и о горе родителей, к которым идут "караваны" из Афгана с трупами детей. Упоминает певец и о исламистах. Он и сам огорчен потерями друзей. Певец говорит о том, что на этой бессмысленной войне было много героев.
Многие песни Александра Розенбаума без преувеличения знает каждый. Одним из главных произведений в его творчестве, без сомнений, является баллада «Черный тюльпан». История ее создания такова: «Был тяжелый переход по афганским горам, после которого мне довелось поучаствовать в погрузке ящиков с «грузом 200», — вспоминает Александр Яковлевич. – Потом, вернувшись в часть, я крепко выпил и довольно быстро написал эту песню. Уже на следующий день в Герате я ее впервые исполнил».
Воины-интернационалисты, как впрочем, и все слушатели, сразу приняли эту пронзительную, эпохальную вещь. В 1989 году Розенбаум выступал во Владивостоке и во время исполнения «Черного тюльпана» заметил, что в зале поднялась какая-то суматоха, зрители начали вставать с мест, засуетились… Оборвав аккорд, он спрыгнул со сцены и направился к эпицентру событий. В проходе без сознания лежала женщина. Врач с многолетним опытом, Розенбаум быстро сориентировался и оказал необходимую помощь. Выяснилось, что в судьбе этой женщины недавно случилась трагедия — единственный сын погиб под Кандагаром.
Когда зазвучал «Черный тюльпан», эмоции перехлестнули через край и психика матери не выдержала. В начале 2000-х по инициативе мэра Челябинска и городской организации ветеранов Афганистана на центральной улице был установлен бронзовый памятник: мужчина в военном камуфляже с гитарой, как две капли воды похожий на Розенбаума, сидит на камне и поет. Рядом с ним — букет тюльпанов и накрытый куском хлеба стакан с водкой, в шаге от монумента — черный камень со словами песни «Черный тюльпан». «Памятник не мне, а песне, — говорит мэтр. — Это, прежде всего, дань памяти всем погибшим в Афгане».
«Чёрный тюльпан» — памятник в городе Бендеры (Приднестровье).
«Чёрный тюльпан» — памятник в Екатеринбурге.
«Чёрный тюльпан» — памятник в Норильске.
«Чёрный тюльпан» — мемориал в Петрозаводске.
«Чёрный тюльпан» — мемориал в Пятигорске.
«Чёрный тюльпан» — памятник в Рузаевке (Мордовия).
«Чёрный тюльпан» — памятник в Хабаровске.
Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название - "Чёрный тюльпан". С тех пор это название "приклеилось" к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200.
Источник: http://www.stihi.ru/poems/2008/05/20/2100.html
3. Вечный огонь.

Первый «Вечный огонь» был зажжен в пос. Первомайский 6 мая 1957 года в память о павших в Великой Отечественной войне.
В Москве в настоящее время горит 3 «Вечных огня»:
На Преображенском кладбище (9 февраля 1961 год)
8 мая 1967 года был зажжён на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены.
30 апреля 2010 года был зажжён «Вечный огонь» на Поклонной горе.
Символ памяти о погибших людях и страшной войне, унёсшей великое множество героев.
Памятник неизвестному солдату.
Память погибшим солдатам.
Памятники установлены повсеместно. I. Памятник Неизвестному солдату в п. Каджером Памятник Неизвестному солдату великой Отечественной войны в Каджероме установлен в 1976 году. Это – коленопреклоненная скульптура из гипса, покрытая золотистой бронзовой краской, установленная на высоком постаменте. На постаменте установлена доска с надписью «Слава защитникам Отечества». Памятник стоит в центре поселка на улице Октябрьской рядом с административным зданием конторы Каджеромского леспромхоза (ЛПХ). Место вокруг памятника обнесено деревянным забором. Автор памятника неизвестен. Памятник установлен по инициативе работников Каджеромского ЛПХ и привезен, скорее всего. С центрального склада «Комиснаба» из-под Сыктывкара или Ухты. Через год после установки памятника учащиеся 9-10 классов Каджеромской средней школы под руководством военрука Вододохова Эдуарда Степановича (в настоящее время он директор школы) изготовили деревянную ограду вокруг памятника. Ежегодно к празднику Победы ученики школы подновляют эту ограду, возлагают цветы. В День Победы самые достойные ученики школы стоят вместе с ветеранами великой Отечественной войны в почетном карауле. Здесь у памятника любят собираться молодые жители Каджерома. Молодожены в день свадьбы приносят к памятнику цветы. Молодежь поселка называет памятник «Алеша». К 55-летию Великой Победы администрация Каджеромского поселкового совета заказала доску с надписью «Слава защитникам Отечества». Инициатором установки доски стал ветеран великой Отечественной войны. Житель Каджерома Тимонин Василий Семенович. Доску устанавливали рабочие поселкового жилкомхоза Владимир Пирогов и Анатолий Назарчук К 65-летию Победы благоустроена территория вокруг памятника: заменен и покрашен забор, покрашен бронзовой краской сам памятник, установлены мемориальные доски с именами участников Великой Отечественной войны.

45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.
45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.
Традиция поддержания вечного огня в специальных горелках у монументов, на мемориальных комплексах, кладбищах, могилах восходит к античному культу Весты. Ежегодно 1 марта великий жрец зажигал в ее храме на главном Римском Форуме священный огонь, который жрицы-весталки должны были круглосуточно поддерживать в течение года.
В новейшей истории вечный огонь впервые был зажжен в Париже у Триумфальной арки на могиле Неизвестного солдата, в которой были погребены останки французского солдата, погибшего в боях Первой мировой войны. Огонь в мемориале появился спустя два года после его открытия. В 1921 году французский скульптор Грегуар Кальве выдвинул предложение: оборудовать памятник специальной газовой горелкой, которая позволяла бы освещать гробницу в темное время суток. Эту идею в октябре 1923 года активно поддержал журналист Габриель Буасси.
11 ноября 1923 года в 18.00 военный министр Франции Андре Мажино в торжественной обстановке впервые зажег пламя мемориального огня. С этого дня огонь на мемориале зажигается ежедневно в 18.30, в церемонии участвуют ветераны Второй мировой войны.
Традиция была заимствована многими государствами, которые создавали национальные и городские памятники в память о солдатах, павших в Первой мировой. Вечный огонь в 1930-1940-х годах был зажжен в Бельгии, Португалии, Румынии, Чехии.
- Учитель демонстрирует слайды и видеоролики.
Темы-Строительство БАМа, пионерские и комсомольские песни.
IV. Подведение итогов урока.
Д/з учебник с.102-107
Самоанализ урока «Искусство и власть»
Урок закрепления новых знаний.
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся понимания значения искусства как способа идеологического воздействия на людей, на образ мыслей, стиль жизни, нравственные ориентиры человека.
Задачи:
Образовательные:
- Исследовать художественные явления прошлых веков, современности, связанных с выражением идей действующей власти,
Познакомиться с произведениями архитектуры, изобразительного искусства, музыки, отражающими позицию власти
Развивающие:
- продолжить формирование умения сравнивать и анализировать, делать выводы;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Воспитательные:
- способствовать прививанию интереса к культуре;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- понимание необходимости выстраивания доброжелательных межнациональных отношений.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Используемые на уроке средства обучения:
компьютер, экран, презентации по теме,
Мини-проекты, презентация учителя способствовали лучшему усвоению материала.
Результаты работы фиксировались в виде презентаций и оформленных сообщений учащихся.
Мотивацией на данном уроке служили выбор темы выступления по собственному желанию, проблемные вопросы
Ученики и учитель проводили рефлексию в течение всего урока и в конце урока.
Анализ и оценка деятельности обучающихся проводились самими учениками и учителем. Знания приобретались в активном деятельностном режиме. Атмосфера сотрудничества, сотворчества создавала благоприятный психологический климат. Личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношение, совместную деятельность) способствовали доверию и развитию коммуникативных УУД.
Учитель использовал эту технологию, потому, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей
Урок способствовал развитию коммуникативных, личностных, творческих, познавательных УУД. Эти приёмы помогают создать условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формируют и развивают навыки совместной деятельности, помогают преодолеть барьер общения.
Метапредметные результаты: умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе в проектной деятельности;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме; перевод одной знаковой системы в другую; овладение различными видами выступлений;
Предметные результаты: умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умения взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Формируемые в технологии умения: способность работать в группе; ранжировать информацию по степени новизны и значимости; умение графически оформлять текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.
Результат: Учащиеся получают новые знания, связанные с культурой и историей страны, эта тема актуальна, учащиеся самостоятельно находят примеры воздействия власти посредством искусства на формирование мировоззрения у современного поколения. Тема вызывает повышенный интерес и множество вопросов. Особое значение имеет использование краеведческого материала.