Искусство как наиважнейший фактор духовно-нравственного воспитания дошкольника.
«Если с детьми не говорить о Боге,
то всю оставшуюся жизнь
придётся говорить с Богом о детях...»
Духовно-нравственное воспитание детей средствами православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Дошкольное детство - это самый благоприятный период, когда закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности, идет активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни. А приобщение к православию содействует целостному социальному развитию личности ребенка.
Наибольший эмоциональный отклик в душе детей вызывают народные и православные праздники. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию присуща удивительная особенность: в памяти остается незабываемое сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху. Поэтому наиболее правильным в дошкольном возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников, которые вводят детей в светлый, радостный и праздничный мир Православия. Это такие праздники, как Рождество, Пасха, Троица, Спас.
Одним из наиважнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является искусство, в частности хоровое пение.
Музыка и пение издревле являлись искусством одухотворения, искусством «взращивания ростков веры, надежды и любви». По словам преподобного Варсонофия Оптинского, «музыка способствует развитию восприятия духовной жизни». Важным в работе музыкальных руководителей ДОУ считаю - воспитание потребности в «прекрасном», которое определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «прекрасном» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему отрицательному. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - утверждает старинная народная мудрость. Поэтому, планируя музыкальную образовательную деятельность духовно-нравственной направленности, я ставлю следующие задачи:
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать музыкальную культуру посредством классической, духовной и народной музыки.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
Для решения этих задач я совместно с педагогами ДОУ используем различные виды музыкальной деятельности и формы ее организациии, такие как непосредственно образовательная деятельность, беседы-концерты, музыкальные гостиные, обмен мнениями по мероприятиям духовной направленности, совместные с родителями праздники и развлечения, участие в благотворительных концертах и акциях.
Праздники духовно-нравственной направленности строятся на вариативной основе, используя методы и приемы конструктивного взаимодействия с детьми, создается атмосфера эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности. Очень интересно, при большой активности детей, проходят предшествующие православным праздникам (Рождество, Масленица, Сороки, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Спас) беседы о добре, семье, о милосердии, о дружбе; показ презентаций, просмотр мультфильмов по теме. Активно используются информационно-коммуникативные технологии, которые, по-нашему мнению, способствует у детей повышению интереса к данной теме, активизируют познавательную деятельность дошкольников.
Весьма успешно проходят интегрированные занятия с музыкальными играми, ритмодекламациями, песнями и хороводами в сопровождении народной и духовной музыки, в ходе которых делаю акцент на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании.
Для музыкального сопровождения песенок использую простейшие музыкальные инструменты: бубны, трещотки, ложки, колокольчик, блок-флейты. Игра в таком оркестре, приносит большую радость и пользу его участникам, чем утомительные электронные игрушки с назойливо повторяющейся мелодией. Важным здесь является научить осмысленному отношению к звуку и ритму и наблюдение за тем, чтобы действия ребенка не были хаотичными. Тогда одновременно с музыкальными впечатлениями он получит и важнейшие уроки организации своей деятельности, опыт ритмического чередования «ударных» и «безударных» периодов, напряжения и расслабления, труда и отдыха. Святитель Григорий Нисский советует именно у музыки учиться тому, «чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности». Удивительно, но именно музыка приучает ребенка к послушанию, к естественному подчинению своей воли высшей закономерности.
Об ансамбле
В нашем детском саду, в рамках дополнительного образования, уже 3 года существует вокальный ансамбль «Смайлики». Участниками ансамбля становятся дети старшей и подготовительной групп, которые очень любят петь и выступать перед публикой. Эти девочки и мальчики на наших православных праздниках обычно исполняют более сложный репертуар, пробуют себя в сольном пении.
Когда воспитанники исполняют песни духовной направленности, они возрастают духом, сознанием, развиваются в музыкальном и духовном плане, ведь детская душа удивительно чутка к правде, подлинности и красоте.
Ведь еще святитель Иоанн Златоуст объяснял: «для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство томления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле, ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».
Наш детский сад к каждому двунадесятому православному празднику ставит интересную театральную постановку и приглашает гостей. Поэтому и праздник Пасхи или Светлое Христово Воскресение не осталось без нашего внимания ведь — это главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи, — красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями. Чтобы и у нас Пасха прошла весело, педагоги вместе с ребятами решили поставить пасхальную сказку «Теремок». Мои солисты вокальной группы с большим интересом прослушивали предложенные им пасхальные песни для разучивания и выбрали единогласно песенку «Иисус Христос воскрес». Пасха – не такой богатый песнями праздник, как Рождество, но всё-таки немало подходящих случаю песен можно послушать или разучить с детьми. Давайте же посмотрим, что у нас получилось.
ВИДЕО
Подводя итог вышесказанному, я считаю, что использование духовной музыки в вокально-хоровой работе с детьми, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности, развитию музыкальной культуры, формированию эстетического отношения к окружающему миру при целенаправленной деятельности педагогов.
Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру. Очень хотелось бы, чтобы каждый малыш имел возможность всесторонне развиваться посредством приобщения к нравственным ценностям, чтобы он почувствовал свою личную ответственность за общее дело, преодолев психологические зажимы, максимально раскрылся, обладая установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе. Я могу уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложили в фундамент личности каждого ребенка, особенно в его сознание. От этих основ зависит духовное и материальное благополучие государства и общества в целом.
2