Лаковая миниатюра:
Палех, Мстера, Федоскино.
ФЕДОСКИНО
В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счет табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры.
ФЕДОСКИНО
Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж
за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки
росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу: тройки, чаепития,
сказочные мотивы.
Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.
ФЕДОСКИНО
Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором — «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце.
Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище.
МСТЕРА
Село Мстёра во Владимирской области известно с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» — миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей.
Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета.
МСТЕРА
Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе.
МСТЕРА
Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль
Палехская миниатюра — народный промысел, появившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области).
Палех
Палех с давних времён славился своими иконописцами.
Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 — начале 19 века.
Палех
Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. Они познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся основой для лаковой миниатюры Федоскино на протяжении века.
Палех
Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную, для древнерусской иконы, технологию и условную стилистику изображения.
Родоначальником палехского стиля является Иван Иванович Голиков - потомственный иконописец, реставратор, театральный художник.
Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою
миниатюру — она заинтересовала специалистов.
Технология изготовления заготовок из папье-маше полностью заимствована у федоскинских мастеров.
Отличительной чертой палехского стиля является письмо сюжетов, с удлинёнными фигурами, на чёрном фоне с золотой прописью.
Золото в палехской росписи является частью художественного восприятий мира. Оно связано со старинными символами солнца, света, тепла и радости.
Для росписи используется листовое сусальное золото, которое тщательно дробится и растирается пальцами. В качестве связующего вещества используется гуммиарабик.Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его полируют зубом волка.
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из:
-повседневной жизни,
-литературных произведений классиков,
-сказок,
-былин и песен,
-исторических событий.
Сюжет из повседневной жизни
Сюжет из повседневной жизни
Сюжет из повседневной жизни
Сюжет из
литературных произведений классиков
Сюжет из сказок
Сюжет основанный на исторических событиях
Сюжет основанный на исторических событиях