«Искусство орнамента»
(методический материал)
Подготовила:
Кривошеева Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ лицей № 4
г. о. Чехов
2024г.
Содержание
1. Понятие «Орнамент», его функции, предназначение и создание.
2. Стилистические признаки орнамента.
3. Виды орнамента.
3.1. В зависимости от характера мотивов:
3.2. По характеру позиционных схем:
Ленточный орнамент
Сетчатый орнамент
Замкнутый орнамент
4. Структура орнамента.
5. Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран и народов.
6. Стилизация природных форм.
1. Понятие «Орнамент», его функции и создание.
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и расположении элементов. Термин «орнамент» связан со словом «украшение».
Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т.п.
Орнамент можно нарисовать графическими материалами и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева, циновки или выковать из металла.
Орнамент может быть многоцветным и одноцветным, выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или, наоборот, углубленно.
2. Стилистические признаки орнамента.
Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладает устойчивостью на протяжении длительного исторического периода. Поэтому, можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране.
3. Виды орнамента.
В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:
Может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты, типа меандр, встречающееся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.
Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек, выражал свое представление о мире. Вначале этого были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду.
Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока.
Составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «дерево жизни» - это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали изображения лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент «ислими» - спирально извивающийся вьюнок.
Изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративное изображение птиц и рыб так же относится к этому виду орнамента.
В качестве мотивов, используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа, типа «дева-птица», «человек-конь» и др.
Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных.
По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента:
Ленточный орнамент (бордюр, кайма).
Сетчатый орнамент
Замкнутый орнамент (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.)
4. Структура орнамента.
Очень важен в орнаменте ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности. Ритмическое посторенние в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов. Раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм.
Раппортом орнамента называется повторяющееся элементы орнамента.
Особая тема – орнамент и симметрия. Казалось бы, искусство и математические закономерности несовместимы, однако орнамент основан на точных расчетах.
Симметрией орнамента в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого. Наиболее простым её видом является зеркальная симметрия.
Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно его плоскости.
Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется «розеттой», или «розеткой.
5. Многообразие и единство орнаментальных мотивов
разных стран и народов.
Орнамент одного народа может отличаться от орнамента другого, непросто мотивами, цветом, но и самим строем. Основу орнаментальных мотивов, как правило, составляют образы окружающей природы, например, основа многих орнаментов Греции – декоративно переработанные морские волны, пальмовые ветви и лотосы, а у Северных народов – оленьи рога, горы.
Во все времена в орнаменте проходила тема космоса. Символ отражает взаимосвязь человека и природы.
В орнаментах предстает поэтический образ мира, что очень характерно для искусства народа Сервера и Дальнего Востока, свойственно русскому народному творчеству.
Прямая линия в орнаментах многих народов мира обозначает землю, а волнистая линия – воду. Сочетание этих линий, расположенных горизонтально, - символ «мать-сыра земля», волнистые линии, расположенные вертикально или наклонно, - символ дождя. Ромб – знак поля, точка в нем – зерно, а в целом – символ засеянного поля.
Розетки разных видов – излюбленный орнамент архитектурного декора и прикладного искусства многих стран и народов.
Любимый древнерусский орнамент, использованный для украшения книг, искусно вплетает фигурки людей, силуэты зверей и птиц в кружевную сетку узора.
Путешественники, побывавшие в странах Востока, рассказывали о таких животных как слон, обезьяна, лев, носорог. Они были популярны в орнаментах на тканях и рельефах Индии. Однако неведомых еще животных русский мастер изображал на основе собственных представлений и фантазий. Так носорог превращался в сказочного единорога. А лев изображался не злым, а добродушным, не редко, он радостно улыбался, чем-то напоминая человека.
Славянские народы, жившие по берегам рек, зачастую изображали русалок, как их тогда называли «берегинями». Их изображали на дощечках, которые называли «оберегами». Считалось, что они оберегают человека от злых сил.
Женская фигура с поднятыми вверх руками – это изображение матери земли. Дерево жизни – один из самых популярных мотивов у разных народов мира.
В русском орнаменте присутствует напевность и ритмичность. А так же в нём преобладают растительные формы, например, на кружевах, вышивках, росписях по дереву и металлу модно увидеть изображение цветов, ветвей, листьев и дерево жизни, даже геометрические формы, порой приобретают растительную живость и плавность.
В русском искусстве ярко проявлялась любовь к узорам. Их особенно отличали разнообразные цветовые решения с преобладанием красного, золотистых и желтых тонов, так же белого, зеленого, синего и голубого.
Орнаменты могут строится на цветовых контрастах или в единой цветовой гамме. Например, в росписях Жостова преобладают мягкие плавные переходы от цвета к цвету.
6. Стилизация природных форм
Стилизация – декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов, с помощью ряда условных приемов.
На примере орнамента хорошо видно, как формы растений, животных и даже фигур человека модно превратить в геометрические элементы.
Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента.
Цветок, лист, ветвь можно трактовать как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания.