СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство педагогического общения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение преподавателя правильно, без единого конфликта поддерживать беседу с подопечными можно смело именовать искусством педагогического . Но не каждому удается найти то общее, благодаря которому всегда царит атмосфера взаимопонимания.

Просмотр содержимого документа
«Искусство педагогического общения»

«Искусство педагогического общения»

Умение преподавателя правильно, без единого конфликта поддерживать беседу с подопечными можно смело именовать искусством педагогического . Но не каждому удается найти то общее, благодаря которому всегда царит атмосфера взаимопонимания. Причины этому могут быть разные. Успешное разрешение разного рода недопониманий между старшим поколением и младшим, умением выполнять роль, не только учителя, но и друга, наставника – вот, что достойно похвалы в этой области.

Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (общностей, групп, личностей), в котором происходит обмен информацией, деятельностью, настроением, опытом, способностями, умением и навыками.

Роль общения в жизни людей огромна. В процессе общения обеспечивается жизнедеятельность человека и общества, изменяется структура и сущность социальных субъектов, формируются исторически конкретные типы личностей и все разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация человека, становление его как личности.

Среди разнообразия видов общения выделяют педагогическое общение. Педагогическое общение есть частный вид общения людей (например, в сопоставлении с деловым, семейным и т.д. общением). Ему присущи как общие черты коммуникативного взаимодействия, так и сугубо специфические, свойственные образовательному процессу. Можно утверждать, что педагогическое общение является одним из видов профессионального общения.

В процессе педагогического общения осуществляется передача знаний, закрепление этих знаний в сознании и памяти учащихся, контроль за успеваемостью, воздействие на личность ученика с целью формирования у него социальных качеств и ценностей в благоприятном эмоциональном климате учебного сотрудничества педагога и его воспитанников. Педагогическое общение - это также многоуровневое взаимодействие преподавателя и студента.

В широком контексте, отмечает И.А. Зимняя, педагогическое общение можно определить, как «такое общение учителя (и шире - педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Добавим к этому, что педагогическое общение как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его полиобъектной направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется, по меньшей мере, тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель (преподаватель), работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, являясь всей совокупностью названных характеристик, выражается в органическом сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного обучения. Специфика педагогического общения обусловливается также и тем, что оно одновременно включает в себя обучающую и воспитательную функции, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер.

Педагогическое общение и структура

К ней следует отнести:

  • личность, которая обучает;

  • человек, которого обучают;

  • язык, на котором объясняется материал;

  • главная цель, которую пытается учитель донести до ученика.

Виды педагогического общения

  • Общение-флирт (для большей ясности не будет лишним отметить, что данный вид взаимодействия свойственен, к примеру, молодым педагогам и старшеклассницей).

  • Общение, основа которого являет собой обоюдную увлеченность какой-либо деятельностью, в основном творческого характера. Этот вид коммуникации считается наиболее эффективным, результативным в плане усовершенствования отношений между педагогом и его подопечными.

  • Общение с запугиваем. Больше всего в нем негативных сторон влияния на учащихся. Педагог, который берет для себя за правило руководствоваться именно этим стилем взаимоотношений, несомненно, демонстрирует авторитарность по отношению к тем, кого обучает.

  • Общение – дружба. Педагог воспринимается, сколько не как строгий учитель, а наставник, друг, к которому с охотой обращаются за советом, зная, что тот с удовольствием поможет.

  • Общение на равных. Для педагога немаловажен фактор соблюдения детьми субординации (проявления уважения к старшему поколению).

Педагогического общения и барьеры

Во взаимоотношениях педагога и учащихся, как и в любой другой сфере человеческого взаимодействия, есть свои стены, которые участники беседы воздвигают спустя некоторое время:

Барьер, наподобие Китайской стены. Главная особенность этого невидимого ограждения между преподавателем и подопечными являет собой неправильно поставленную первым цель перед самим собой. Так, он считает нужным продемонстрировать маленьким личностям все свое превосходство над ними. Он, может даже и неосознанно, создать ситуацию, в которой ученику приходится проявлять себя в качестве подчиненной личности. При этом проявляется равнодушие к ученикам.

«Тетерев». Происходит некая изоляция самого себя педагогом от тех, с кем, наоборот, ему следует наладить взаимоотношения. Он слышит, в первую очередь, только свое пение, отвергая реплики подопечных.

Барьер «Локатор». Учитель придерживается избирательных взаимоотношений.

«Киборг». В воздухе царит атмосфера авторитарности. Преподаватель стремится любыми методами закрыть глаза на смену обстановки, придерживаясь индивидуального плана и ориентируясь лишь на свой идеал.

«Гамлет». Увы, но ярко выраженная черта такого учителя, который выстраивает стену недопонимания - нерешительность. Он не умеет обращать внимание на смысл того, что ему сообщают, концентрируясь только на внешнем проявлении беседы.


Правила педагогического общения

Каждому педагогу, во избежание недопониманий со своими подопечными, следует соблюдать следующие правила:

Умение выступать в роли слушателя. В результате этого процесса между учителем и учеником налаживается коммуникативная связь, повышается эффективность сотрудничества.

Сохранение толерантности во время общения. Она очень важна в конфликтных ситуациях. Потому педагогу всегда следует помнить, что чувства свои стоит высказывать, никого не осуждая и не затрагивая личностные характеристики ученика.