СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Искусство родного края".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это проектная работа по литературе об искусстве Северной Осетии.

Просмотр содержимого документа
«"Искусство родного края".»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ордена «Знак Почета» гимназия №5 им. Луначарского А. В. г. Владикавказ Проектная работа по литературе. Искусство родного края. Учитель русского языка и литературы: Кобиашвили Л. Ю. Выполнили учащиеся 7 «Б» и 7 «Г» классов гимназии №5. 2019 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ордена «Знак Почета» гимназия №5

им. Луначарского А. В. г. Владикавказ

Проектная работа по литературе.

Искусство родного края.

Учитель русского языка и литературы: Кобиашвили Л. Ю.

Выполнили учащиеся 7 «Б» и 7 «Г» классов гимназии №5.

2019 год

 Пояснительная записка  Данная работа посвящена истории искусства Северной Осетии. Это коллективный учебный проект учащихся 7-х классов, направлен на развитие любви к родному краю, уважения к людям.  Цель: - воспитание интереса к истории родной земли; - воспитание любви к родному краю; - развитие индивидуальных способностей учащихся. Задачи: Образовательные: обобщить имеющиеся знания учащихся об истории искусства родного края, сформировать новые знания, научить использовать знания, полученные на занятии в жизни. Развивающие: - развивать наблюдательность, память, эстетический вкус при выполнении проекта; - уметь сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Воспитательная: - воспитывать бережное отношение к истории региона.

Пояснительная записка

Данная работа посвящена истории искусства Северной Осетии. Это коллективный учебный проект учащихся 7-х классов, направлен на развитие любви к родному краю, уважения к людям.

Цель:

- воспитание интереса к истории родной земли;

- воспитание любви к родному краю;

- развитие индивидуальных способностей учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить имеющиеся знания учащихся об истории искусства родного края,
  • сформировать новые знания, научить использовать знания, полученные на занятии в жизни.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, память, эстетический вкус при выполнении проекта;

- уметь сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к истории региона.

Формируем УУД Познавательные: - развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; - работать с разными видами информации. Личностные: - следование в поведении моральным и эстетическим требованиям; - проявление познавательной инициативы. Коммуникативные: - умение работать в паре, в группе; - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение аргументировать свое мнение. Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция; - выполнение действий по образцу: - контроль, коррекция; - оценка деятельности. Форма организации работы детей: - парная, индивидуальная, групповая; - проблемное обучение ( решение проблемных вопросов) Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Формируем УУД

Познавательные:

- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- работать с разными видами информации.

Личностные:

- следование в поведении моральным и эстетическим требованиям;

- проявление познавательной инициативы.

Коммуникативные:

- умение работать в паре, в группе;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение аргументировать свое мнение.

Регулятивные:

  • фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция;

- выполнение действий по образцу:

- контроль, коррекция;

- оценка деятельности.

Форма организации работы детей:

- парная, индивидуальная, групповая;

- проблемное обучение ( решение проблемных вопросов)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Содержание. Введение. Основная часть. Осетинская музыка.  Национальная одежда. А)  Немного истории... Б) Мужской костюм. В) Женская одежда. Г) Архитектура Северной Осетии. Д) Прикладное искусство. Е) Танцы осетинского народа. III. Заключение.

Содержание.

  • Введение.
  • Основная часть.
  • Осетинская музыка.
  • Национальная одежда.

А) Немного истории...

Б) Мужской костюм.

В) Женская одежда.

Г) Архитектура Северной Осетии.

Д) Прикладное искусство.

Е) Танцы осетинского народа.

III. Заключение.

I. Введение.

I. Введение.

 В огромном мире у каждого человека есть своя маленькая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в человеке патриотические чувства - значит воспитать в нем любовь и привязанность к его маленькой Родине .  Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города. Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей. Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и достойными членами общества.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного компонента содержания образования. Наблюдается рост национального самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки, приобщиться к ним.

В огромном мире у каждого человека есть своя маленькая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в человеке патриотические чувства - значит воспитать в нем любовь и привязанность к его маленькой Родине .

Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города. Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей. Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и достойными членами общества.

В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного компонента содержания образования. Наблюдается рост национального самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки, приобщиться к ним.

II. Основная часть. 1) Осетинская музыка.

II. Основная часть.

1) Осетинская музыка.

Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в т.ч. песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).

Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в т.ч. песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).

Осетинская народная музыка, представленная песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами, развивалась как искусство устной традиции. В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему. Часто ведущих певцов два, и они чередуются между собой. В отличие от мужских хоровых многоголосных (двухголосных, трёхголосных), большая часть женских песен исполняется одноголосно и редко двухголосно. Главная роль принадлежит первому голосу, ведущему основную мелодическую линию.

Осетинская народная музыка, представленная песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами, развивалась как искусство устной традиции. В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему. Часто ведущих певцов два, и они чередуются между собой. В отличие от мужских хоровых многоголосных (двухголосных, трёхголосных), большая часть женских песен исполняется одноголосно и редко двухголосно. Главная роль принадлежит первому голосу, ведущему основную мелодическую линию.

У осетин большой популярностью стала пользоваться гармоника (ирон кандзал фæндыр), по мнению некоторых исследователей, заменившая или «изгнавшая все остальные народные инструменты». Наряду с гармоникой, на которой первоначально играли только женщины, музыкальный инструментарий осетин пополнился другими инструментами: доули (гуымсæг), трещотки (къарцгæнæн), бубен и др. Каждому инструменту отводилась своя роль в музыкальной традиции осетин. Так, например, на исконно мужском инструменте исполнялись, как правило, ставшие классикой произведения героического эпоса, сказания о нартах. Арфа (дыууадæстынон фæндыр) впервые упоминается в нартском эпосе. Трагический образ безутешного Сырдона, оплакивающего невинно убиенных сыновей, тесно связан с арфой.

У осетин большой популярностью стала пользоваться гармоника (ирон кандзал фæндыр), по мнению некоторых исследователей, заменившая или «изгнавшая все остальные народные инструменты». Наряду с гармоникой, на которой первоначально играли только женщины, музыкальный инструментарий осетин пополнился другими инструментами: доули (гуымсæг), трещотки (къарцгæнæн), бубен и др. Каждому инструменту отводилась своя роль в музыкальной традиции осетин. Так, например, на исконно мужском инструменте исполнялись, как правило, ставшие классикой произведения героического эпоса, сказания о нартах. Арфа (дыууадæстынон фæндыр) впервые упоминается в нартском эпосе. Трагический образ безутешного Сырдона, оплакивающего невинно убиенных сыновей, тесно связан с арфой.

2)Нацональная одежда.

2)Нацональная одежда.

А) Немного истории..  С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливаться исключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.  Следует упомянуть, что в национальной одежде осетин можно увидеть мотивы аланской и древней скифо-сарматской культур. Из этого можно сделать вывод, что эти наряды имеют очень древнее происхождение, которое постепенно впитывало в себя все новые и новые тенденции.  Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.

А) Немного истории..

С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливаться исключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.

Следует упомянуть, что в национальной одежде осетин можно увидеть мотивы аланской и древней скифо-сарматской культур. Из этого можно сделать вывод, что эти наряды имеют очень древнее происхождение, которое постепенно впитывало в себя все новые и новые тенденции.

Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.

 ЦВЕТА И УЗОРЫ  Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу. а)

ЦВЕТА И УЗОРЫ

Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу. а)

Б) Мужская одежда.   Ключевыми элементами мужского одеяния считаются черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон – пояс. Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Из-за малого количества специальных прядилен одежду изготавливали в основном руками.

Б) Мужская одежда.

Ключевыми элементами мужского одеяния считаются черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон – пояс. Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Из-за малого количества специальных прядилен одежду изготавливали в основном руками.

Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта часть одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона. Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов. Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьей шерсти в горах, а в отдельных сёлах, к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган (чуть позже). Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила как спальный мешок.

Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта часть одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.

Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов. Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьей шерсти в горах, а в отдельных сёлах, к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган (чуть позже). Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила как спальный мешок.

Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов. Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные жители Осетии стали носить галоши. Все костюмы Северного Кавказа чем-то похожи дуг на друга.

Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов. Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные жители Осетии стали носить галоши. Все костюмы Северного Кавказа чем-то похожи дуг на друга.

В) Женская одежда. Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.

В) Женская одежда.

Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.

Г) Архитектура Северной Осетии .  На территории Северной Осетии расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются  средневековые башни и замки, широко распространённые в горах. Башни Цагараевых и Габисовых в местечке Халгон В Осетии отмечено более трёхсот башен различной степени сохранности, лучше всего сохранились боевые башни, гораздо в более худшем состоянии жилые.

Г) Архитектура Северной Осетии .

На территории Северной Осетии расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются  средневековые башни и замки, широко распространённые в горах.

Башни Цагараевых и Габисовых в местечке Халгон

В Осетии отмечено более трёхсот башен различной степени сохранности, лучше всего сохранились боевые башни, гораздо в более худшем состоянии жилые.

 БАШНИ.  Полубоевые жилые башни  — строения, предназначенные для жилья и обороны. Обычно они имеют три-четыре этажа, первый использовался как хлев, на втором этаже размещался очаг и спальня, на третьем и четвёртом были помещения для гостей и кладовые. В Куртатинском ущелье сохранилось немалое количество памятников Осетинской архитектуры, важными из которых являются заградительные стены, замковые комплексы и стратегические башни.

БАШНИ.

Полубоевые жилые башни  — строения, предназначенные для жилья и обороны. Обычно они имеют три-четыре этажа, первый использовался как хлев, на втором этаже размещался очаг и спальня, на третьем и четвёртом были помещения для гостей и кладовые.

В Куртатинском ущелье сохранилось немалое количество памятников Осетинской архитектуры, важными из которых являются заградительные стены, замковые комплексы и стратегические башни.

ЗАМКИ.  Замок представляет собой укреплённый комплекс, состоящий из боевых, жилых, хозяйственных построек, защищённых высокими стенами. В таких замках жили крупные  феодалы и большие патриархальные семьи. Сооружались замки на неприступных скалах либо на возвышенностях, откуда открывался хороший обзор на ущелье.  Дзивгисская крепость — одно из наиболее мощных сооружений Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается значительными размерами. 

ЗАМКИ.

Замок представляет собой укреплённый комплекс, состоящий из боевых, жилых, хозяйственных построек, защищённых высокими стенами. В таких замках жили крупные  феодалы и большие патриархальные семьи. Сооружались замки на неприступных скалах либо на возвышенностях, откуда открывался хороший обзор на ущелье.

Дзивгисская крепость — одно из наиболее мощных сооружений Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается значительными размерами. 

Д) Прикладное искусство осетин.

Д) Прикладное искусство осетин.

Е) Танцы осетинского народа.

Е) Танцы осетинского народа.

III. Заключение.  Искусство Северной Осетии живет и развивается, анализируя жизнь и просто радуясь ей. У него прекрасное и интересное прошлое, помогающее жить и работать сегодня. Следовательно, оно вправе рассчитывать на будущее, во всяком случае, почву для него подготовило.

III. Заключение.

Искусство Северной Осетии живет и развивается, анализируя жизнь и просто радуясь ей. У него прекрасное и интересное прошлое, помогающее жить и работать сегодня. Следовательно, оно вправе рассчитывать на будущее, во всяком случае, почву для него подготовило.

Использованная литература и интернет-ресурсы: Калоев Б. А. Материальная культура и прикладное искусство Осетии/ Б. А. Калоев.-М.: Наука, 1973.-150 с.  Андиев Б., Андиева Р. Осетинский орнамент/ Б. Андиев, Р. Андиева.- Ор.: Ир, 1960.- 140 с.  Фидарова Р. Я. Художественная культура осетинского народа/ Р. Я. Фидарова. – М.:Наука, 2007.-368 с.  http://aors.narod.ru/  http://www.osetia.ru/~toma/  Выполнили работу учащиеся 7 «Б» класса Бестаев С., Сарибеков Е., Терещенко В., Первых А., Сидякин Р., Кибизова Д., Будзиева В. и 7 «Г» класса Габеев Д., Асламазова Л., Колхидов И., Батаев Р., Бекуров М., Дзестелова М.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  • Калоев Б. А. Материальная культура и прикладное искусство Осетии/ Б. А. Калоев.-М.: Наука, 1973.-150 с.
  • Андиев Б., Андиева Р. Осетинский орнамент/ Б. Андиев, Р. Андиева.- Ор.: Ир, 1960.- 140 с.
  • Фидарова Р. Я. Художественная культура осетинского народа/ Р. Я. Фидарова. – М.:Наука, 2007.-368 с.
  • http://aors.narod.ru/
  • http://www.osetia.ru/~toma/

Выполнили работу учащиеся 7 «Б» класса Бестаев С., Сарибеков Е., Терещенко В., Первых А., Сидякин Р., Кибизова Д., Будзиева В. и 7 «Г» класса Габеев Д., Асламазова Л., Колхидов И., Батаев Р., Бекуров М.,

Дзестелова М.