Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ордена «Знак Почета» гимназия №5
им. Луначарского А. В. г. Владикавказ
Проектная работа по литературе.
Искусство родного края.
Учитель русского языка и литературы: Кобиашвили Л. Ю.
Выполнили учащиеся 7 «Б» и 7 «Г» классов гимназии №5.
2019 год
Пояснительная записка
Данная работа посвящена истории искусства Северной Осетии. Это коллективный учебный проект учащихся 7-х классов, направлен на развитие любви к родному краю, уважения к людям.
Цель:
- воспитание интереса к истории родной земли;
- воспитание любви к родному краю;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить имеющиеся знания учащихся об истории искусства родного края,
- сформировать новые знания, научить использовать знания, полученные на занятии в жизни.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, память, эстетический вкус при выполнении проекта;
- уметь сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к истории региона.
Формируем УУД
Познавательные:
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- работать с разными видами информации.
Личностные:
- следование в поведении моральным и эстетическим требованиям;
- проявление познавательной инициативы.
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группе;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение аргументировать свое мнение.
Регулятивные:
- фиксирование индивидуального затруднения, волевая саморегуляция;
- выполнение действий по образцу:
- контроль, коррекция;
- оценка деятельности.
Форма организации работы детей:
- парная, индивидуальная, групповая;
- проблемное обучение ( решение проблемных вопросов)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Содержание.
- Введение.
- Основная часть.
- Осетинская музыка.
- Национальная одежда.
А) Немного истории...
Б) Мужской костюм.
В) Женская одежда.
Г) Архитектура Северной Осетии.
Д) Прикладное искусство.
Е) Танцы осетинского народа.
III. Заключение.
I. Введение.
В огромном мире у каждого человека есть своя маленькая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в человеке патриотические чувства - значит воспитать в нем любовь и привязанность к его маленькой Родине .
Осетия – это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города. Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей. Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и достойными членами общества.
В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного компонента содержания образования. Наблюдается рост национального самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки, приобщиться к ним.
II. Основная часть.
1) Осетинская музыка.
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в т.ч. песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).
Осетинская народная музыка, представленная песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами, развивалась как искусство устной традиции. В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему. Часто ведущих певцов два, и они чередуются между собой. В отличие от мужских хоровых многоголосных (двухголосных, трёхголосных), большая часть женских песен исполняется одноголосно и редко двухголосно. Главная роль принадлежит первому голосу, ведущему основную мелодическую линию.
У осетин большой популярностью стала пользоваться гармоника (ирон кандзал фæндыр), по мнению некоторых исследователей, заменившая или «изгнавшая все остальные народные инструменты». Наряду с гармоникой, на которой первоначально играли только женщины, музыкальный инструментарий осетин пополнился другими инструментами: доули (гуымсæг), трещотки (къарцгæнæн), бубен и др. Каждому инструменту отводилась своя роль в музыкальной традиции осетин. Так, например, на исконно мужском инструменте исполнялись, как правило, ставшие классикой произведения героического эпоса, сказания о нартах. Арфа (дыууадæстынон фæндыр) впервые упоминается в нартском эпосе. Трагический образ безутешного Сырдона, оплакивающего невинно убиенных сыновей, тесно связан с арфой.
2)Нацональная одежда.
А) Немного истории..
С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливаться исключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.
Следует упомянуть, что в национальной одежде осетин можно увидеть мотивы аланской и древней скифо-сарматской культур. Из этого можно сделать вывод, что эти наряды имеют очень древнее происхождение, которое постепенно впитывало в себя все новые и новые тенденции.
Уже в древние времена национальные осетинские костюмы очень богато украшались всеми подручными средствами: вышивкой, орнаментами, нашивками. И на данное время одежда осетин смотрится очень богато и празднично.
ЦВЕТА И УЗОРЫ
Следует отметить, что в осетинской культуре одежды чаще всего используются такие классические цвета, как белый, черный и красный. Реже встречаются синий, зеленый цвета и все их оттенки. Праздничное одеяние обильно украшается золотыми или серебряными нитями, которые могут служить свидетельством принадлежности к тому или иному статусу. а)
Б) Мужская одежда.
Ключевыми элементами мужского одеяния считаются черкеска, шаровары, бешмет, ноговицы, папаха, башлык, бурка, кинжал и узкий рон – пояс. Абсолютно вся осетинская одежда в прежние времена изготовлялась девушками, среди которых было много одарённых мастериц. Из-за малого количества специальных прядилен одежду изготавливали в основном руками.
Бешмет является основным элементом традиционной одежды осетин, его начали носить ещё в давние времена. Эта часть одежды длиной по колено или чуть выше, с подрезной спиной по линии талии, прямыми цельными полами, которые застёгиваются на крючок и боковыми клиньями. Воротник всегда стоячий, может быть стёганным. Надевается бешмет на рубашку под верхнюю одежду. Покрой может отличаться в зависимости от региона.
Известную многим черкеску изготавливали из сукна разных цветов. Больше всего ценилось сукно, изготовленное из козьей шерсти в горах, а в отдельных сёлах, к примеру, Моздокского района – из шерсти верблюда. Непременными атрибутами черкески были кинжал, пояс, украшенный серебром, и наган (чуть позже). Следующей деталью одежды осетинского национального костюма является бурка. Она представляет собой накидку с размашистыми плечами, длина в основном максимальная, до пяток. С этой вещью осетины не разлучались на протяжении всего года, она оберегала их от осадков, зноя и мороза, а для пастухов служила как спальный мешок.
Осетия знаменита большим многообразием головных уборов. К национальным элементам для укрытия головы принадлежат шляпы, сделанные из войлока (худ). Кстати, эти же названия головных уборов встречаются у многих кавказских народов. Отличается национальным своеобразием и осетинская обувь. В конце XIX века более зажиточные жители Осетии стали носить галоши. Все костюмы Северного Кавказа чем-то похожи дуг на друга.
В) Женская одежда.
Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.
Г) Архитектура Северной Осетии .
На территории Северной Осетии расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются средневековые башни и замки, широко распространённые в горах.
Башни Цагараевых и Габисовых в местечке Халгон
В Осетии отмечено более трёхсот башен различной степени сохранности, лучше всего сохранились боевые башни, гораздо в более худшем состоянии жилые.
БАШНИ.
Полубоевые жилые башни — строения, предназначенные для жилья и обороны. Обычно они имеют три-четыре этажа, первый использовался как хлев, на втором этаже размещался очаг и спальня, на третьем и четвёртом были помещения для гостей и кладовые.
В Куртатинском ущелье сохранилось немалое количество памятников Осетинской архитектуры, важными из которых являются заградительные стены, замковые комплексы и стратегические башни.
ЗАМКИ.
Замок представляет собой укреплённый комплекс, состоящий из боевых, жилых, хозяйственных построек, защищённых высокими стенами. В таких замках жили крупные феодалы и большие патриархальные семьи. Сооружались замки на неприступных скалах либо на возвышенностях, откуда открывался хороший обзор на ущелье.
Дзивгисская крепость — одно из наиболее мощных сооружений Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается значительными размерами.
Д) Прикладное искусство осетин.
Е) Танцы осетинского народа.
III. Заключение.
Искусство Северной Осетии живет и развивается, анализируя жизнь и просто радуясь ей. У него прекрасное и интересное прошлое, помогающее жить и работать сегодня. Следовательно, оно вправе рассчитывать на будущее, во всяком случае, почву для него подготовило.
Использованная литература и интернет-ресурсы:
- Калоев Б. А. Материальная культура и прикладное искусство Осетии/ Б. А. Калоев.-М.: Наука, 1973.-150 с.
- Андиев Б., Андиева Р. Осетинский орнамент/ Б. Андиев, Р. Андиева.- Ор.: Ир, 1960.- 140 с.
- Фидарова Р. Я. Художественная культура осетинского народа/ Р. Я. Фидарова. – М.:Наука, 2007.-368 с.
- http://aors.narod.ru/
- http://www.osetia.ru/~toma/
Выполнили работу учащиеся 7 «Б» класса Бестаев С., Сарибеков Е., Терещенко В., Первых А., Сидякин Р., Кибизова Д., Будзиева В. и 7 «Г» класса Габеев Д., Асламазова Л., Колхидов И., Батаев Р., Бекуров М.,
Дзестелова М.