СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Скифов (Материал к презентации)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к презентации по искусству скифов.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Скифов (Материал к презентации)»

Искусство Скифов

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников.


Какие ассоциации возникают при упоминании о кочевых племенах скифов?

Лихие наездники, покорившие просторы Евразии. Конкуренты греков в освоении Северного Причерноморья. Победители могущественных персов. Мы знаем о скифах благодаря погребальным насыпям – курганам.


Курганы (земляные насыпи) тянулись во все стороны горизонта, куда бы вы ни смотрели. Одни из них еле возвышаются над степью, другие поднимаются конусовидной или полушаровидной горой. Часто такие горы достигали высоты 20-25 метров и сотен метров в окружности.


Курган - не обычный холм (насыпь), а конструкция, состоящая из трёх миров: подземного, земного, небесного. Насыпь – это земной мир. Для того чтобы построить курган для богатой знати, нужно было потрудиться, и не мало. В первую очередь требовалось разровнять, очистить землю, а после вырыть ход под наклоном, где в самом низу вглубь уходила шахта внушительных размеров. Все стороны укреплялись массивными, деревянными перекрытиями. Туннель напоминал коридор за счёт имеющей форму конуса крыши. Ну и в самом конце, когда все эти работы заканчивались, приступали к отделке, украшали гробницу.


Скифы верили в существование жизни после смерти, что человек, когда оказывается в загробном мире, продолжает жить как жил раньше, он ездит на лошади, питается и пьёт воду. И конечно же, учитывая всё это, когда человек умирает, в могилу клали всё, что ему могло понадобиться, то чем он пользовался: предметы обихода, оружие, доспехи.


У скифов больше чем у других народов в захоронениях находилось золотых вещей. Золото ассоциировалось с огнём, царской властью, солнцем. Поэтому всю одежду для умершего украшали ценным металлом (золотом). Особенно захоронения знати из царской семьи были наполнены богатым набором золотых украшений, в них были и кинжалы, и мечи, зеркала, и бронзовые котлы.



Скифские мастера прекрасно владели техникой литья, ковки, чеканки, тиснения, гравировки и создали свой собственный стиль в искусстве. (Зеркало 2-3 четверть 7 века до н.э.)

Тыльная сторона зеркала разделена радиусами в виде веревочки на восемь секторов, острые углы которых заполнены двумя лепестками. В центре зеркала эти лепестки образуют большую розетку, а остальная часть каждого сектора заполнена изображениями животных и мифологическими сюжетами, причем те и другие чередуются между собой в правильном порядке. Так, например, в одном из секторов в полный рост в длинной (до пят) одежде представлена Кибела – крылатая восточная богиня, владычица зверей. Она держит за передние лапы двух львов, трусливо поджимающих хвосты. В соседнем секторе изображена борьба быка со львом, а под этой сценой фигура кабана


Доказательством этого служит уникальное произведение, шедевр мирового искусства – Золотая пектораль (нагрудное украшение скифского царя), найденная в 1971 году Борисом Мозолевским в кургане 1160г. IVв. до н.э.

Высшее мастерство в работе Золотой пекторали можно проследить в сложности переплетения фигур их ракурса. В ней три ряда изображения – быт племени, степь, битва зверей, чудовищ, все это делает её неповторимой. Изготовлена в технике литья с применением: пайки, чеканки, зерни, скани и эмали. Каждая фигура напаяна на витые жгуты.

Найденный в кургане гребень относится к рубежу V—IV веков до нашей эры – периоду расцвета древнегреческого искусства. Создатели гребня учитывали вкусы заказчиков, так как были хорошо знакомы с культурой Скифии. Верхняя часть гребня сделана в виде скульптурной группы, изображающей битву между скифами. Запечатлен решающий момент схватки, когда всадник и пеший столкнулись с противником, только что потерявшим своего коня. Детали изображения проработаны настолько тонко, что видна каждая прядь волос на голове одного из воинов, членики панциря на всаднике, нашитые на одежду бляшки-украшения, рана и вытекшая из нее кровь на шее упавшей лошади.

Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и "чисто" скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири. Серьга. IV в. до н.э. Золото.




Характерной отличительной чертой искусства скифов является так называемый «звериный стиль». Многие золотые украшения скифов были выполнены в виде некоторых животных — оленя, пантеры, барса. Эти фигурки полны динамизма и экспрессии. Технику их исполнения отличает высокий уровень стилизации, характерный для истинного искусства. К шедеврам скифского «звериного» стиля относятся эмблемы, которые крепились на щиты. Эти предметы были найдены в кубанских курганах, захоронения в которых датированы VII в. до н. э. 

Нащитная бляха в виде пантеры (VII в. до н.э.) Золото, инкрустация. Длина 32,6 см. Келермесский курган

Блестящий образец скифского звериного стиля. Передана мощь и агрессивность хищника, подчеркнута острота его слуха, зрения и обоняния. Для усиления магической силы изображения на лапах и хвосте помещены ещё 10 маленьких, свернувшихся клубком хищника - типичный мотив скифского искусства.


Нащитная бляха в виде оленя (VII в. до н.э.) Золото. Длина 31,5 см.

Найдена в кургане у станицы Костромскй (Прикубанье). Место находки дало второе название памятнику - "Костромской олень". Один из шедевров искусства скифского искусства. Метко схваченный силуэт, лаконизм и обобщенность форм придают фигуре удивительную динамичность, ощущение внутренней энергии и силы.


Железный меч в золотых ножнах (длина 62,5 см.).

Предположительно, изготовлен на территории скифского государства в Передней Азии. Мотивы, типичные для скифского звериного стиля, сочетаются с переднеазиатскими приемами и композициями.


Секира (боевой топор). VII в. до н.э. Золото, железо. Длина 72 см. Хранится в Государственном Эрмитаже. Найдена в Келермесском кургане I. Использовалась в ритуале жертвоприношения. Показывает смешение переднеазиатских мотивов ("древо жизни") с собственно скифскими (стилизованные животные с подогнутыми ногами - скифский звериный стиль).


Бляшка с изображением козла (VI в. до н.э.) Золото. 3,2х3,9см. Краснодарский край, Ульский аул.

Пластина в виде лежащего козла с повернутой назад головой, увенчанной длинными рогами с рельефными полосами, разделяющими поверхность рогов на отдельные плоскости.



Уздечная бляха в виде фигуры лежащего оленя (Сер. V в. до н.э.) Бронза. 4,7х4,7 см.

Краснодарский край, Семибратский курган.

Бронзовая уздечная бляха в виде фигуры лежащего оленя с громадными стилизованными рогами.

История скифского народа всегда была окутана тайной, завораживала, восхищала и вдохновляла.