МБОУ средняя кардымовская школа имени С.Н. Решетова
Проект по истории мировых религий на тему:
«Ислам в современном мире и причины его «непримиримости»
Проект подготовил
Ученик 11а класса:
Яковлев В.Е
Кардымово,
2018
Ислам в современном мире и причины его «непримиримости»
- 1 ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСЛАМА
- 2 МОДЕРНИЗАЦИЯ ИСЛАМА
- 3 ИСЛАМ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
- 4 ИСЛАМ И СОВРЕМЕННОСТЬ
- Список литературы
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИСЛАМА
- Под нажимом Европы с ее капиталистическими потенциями традиционный Восток начал подвергаться глубокой, коренной ломке, затронувшей также и его религии.
- В XIX в. весь мир ислама, в лице прежде всего его духовных вождей, культурных лидеров, остро ощутил, что необходимы изменения - в противном случае религии и всей связанной с ней культурной традиции грозит катастрофа.
Первым серьезным реформационным движением в исламе был ваххабизм , направивший свой основной удар на рубеже XVIII-XIX вв. против отклонений от чистоты первоначального ислама. Пуритане ваххабизма сумели удержать свои позиции, лишь в небольшом и отсталом районе исламского мира, где это движение появилось.
Однако нужны были более радикальные преобразования, которые могли бы приспособить традиционный ислам к новым запросам, к новым уровню и ритму жизни.
Начало движениям в этом направлении было положено в шиитском Иране.
Речь идет о движении последователей Баба, о бабизме и бехаизме .
В 1844 г., ровно основатель этого движения объявил, что он - Баб, т. е. врата, открывающие путь для истины, для Махди.
Проповеди Баба:
призывали к свободе, равенству, равноправию женщин и т. п., пользовались огромным успехом .
Вскоре Баб по настоянию ревнителей ислама был арестован и в 1850 г. убит. Жестокие гонения обрушились и на всех его последователей.
Одним из сторонников Баба был Бехаулла. Сторонники Бехауллы, бехаисты :
- восприняли многое из западных идей,
- выступали против войн,
- выступали за всемирную общность людей,
- выступали за терпимость, любовь, равноправие
- призывали к переделу имуществ.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИСЛАМА
Начатые под знаменем махдизма движения за реформы стали все заметнее приобретать новую окраску во второй половине XIX в. Верхи образованных мусульман в сравнительно развитых исламских странах постепенно перенимали распространившиеся к тому времени в Европе различного рода идеи, теории, концепции - от умеренно либеральных до революционных, включая социализм различного толка.
Среди движений за реформу видное место занял в это время панисламизм , у истоков которого стоял знаменитый мыслитель и реформатор Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838-1897).
Выступая с идеями модернизации ислама, Джемаль аль-Афгани разработал и выдвинул концепцию панисламизма , суть которой состояла в том, что все сыны ислама должны объединиться в борьбе против иноверцев-колонизаторов, за восстановление первоначальной чистоты ислама.
В Индии идеи панисламизма нашли свое выражение в форме движения сторонников восстановления Халифата (халифатистов).
Попытались восстановить Халифат и избрать халифа. Попытка успеха не имела.
На смену панисламизму в различных странах ислама приходили новые модернизаторско-реформаторские концепции.
ИСЛАМ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
С 50-х годов процесс модернизации ислама стал проявлять себя в наиболее развитых арабских странах - в Египте, Сирии, Ираке:
- здесь социальные преобразования в сочетании с активной националистической реакцией на колониализм привели к резким радикальным переменам.
- 2) Встал вопрос о реформах, направленных на ограничение собственности, предоставление широких прав и свобод. Позиции ислама были в этих странах ослаблены, но ислам продолжает быть официальной идеологией.
ИСЛАМ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни объясняются спецификой ислама как религиозной системы.
Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрождение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняется следующими причинами :
1. Молодость ислама . Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.
2. Жизненность и гибкость мусульманской религии . Жизнеспособность ислама, проявляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран.
3. Тотальность ислама . Под тотальностью ислама понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
4. Простота и доступность этой религии . Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д.
5. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.
6. Аутентичность ислама личности мусульманина . Аутентичность, - это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность - "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере.
Список литературы :
- 1. Васильев Л.С. История религий Востока. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- 2. Религиоведение: Учебное пособие/ Под ред. М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2006.
- 3. Рукайа Максуд Ислам. – М., Торговый дом «Гранд»,.
- 4. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.