СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Исламское образование в Дагестане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исламское образование в Дагестане

Просмотр содержимого документа
«"Исламское образование в Дагестане"»

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА   2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

Процесс исламизации Дагестана продолжался несколько веков. Начавшись в период арабских завоеваний (VII в.), он охватил новые районы в эпоху монгольских завоеваний и в основном завершился в XVI веке. Ислам утвердился во всех феодальных владениях Дагестана, союзах сельских общин, став официальной религией. Однако длительное время наряду с ним продолжали сосуществовать пережитки доисламских религиозных верований, в частности язычества

Процесс исламизации Дагестана продолжался несколько веков. Начавшись в период арабских завоеваний (VII в.), он охватил новые районы в эпоху монгольских завоеваний и в основном завершился в XVI веке.

Ислам утвердился во всех феодальных

владениях Дагестана, союзах

сельских общин,

став официальной религией.

Однако длительное время наряду

с ним

продолжали сосуществовать

пережитки доисламских религиозных

верований, в частности язычества

В эпоху завоеваний Халифата очагом распространения арабского языка являлись арабские военные гарнизоны и лагеря. Арабам не приходилось приспосабливаться к социально-политической и языковой ситуации в каждой завоеванной стране, учить язык большинства, искать пути общения с местным населением. В таких условиях именно местное население, которое вступало в контакты с арабами, было вынуждено приспосабливаться к арабам в языковом отношении.

В эпоху завоеваний Халифата очагом распространения арабского языка являлись арабские военные гарнизоны и лагеря. Арабам не приходилось приспосабливаться к социально-политической и языковой ситуации в каждой завоеванной стране, учить язык большинства, искать пути общения с местным населением. В таких условиях именно местное население, которое вступало в контакты с арабами, было вынуждено приспосабливаться к арабам в языковом отношении.

Арабский язык занял более престижное положение как язык победителей, их религии и общины. Понимание арабского языка открывало пути включения новообращенных мусульман из числа  неарабов в культурный контекст, помогало осознать  свое место в мусульманской культуре.

Арабский язык занял более престижное положение как язык победителей, их религии и общины. Понимание арабского языка открывало пути включения новообращенных мусульман из числа

неарабов в культурный контекст, помогало осознать

свое место в мусульманской культуре.

Что касается арабской культуры и арабской рукописной книги, то они получили более широкое распространение, чем территория обитания арабов или область их военного и политического господства.

Что касается арабской культуры и арабской рукописной книги, то они получили более широкое распространение, чем территория обитания арабов или область их военного и политического господства.

Основными звеньями мусульманской системы образования в Дагестане были мактаб и мадраса.   Мактаб - своего рода начальная школа.  Программа обучения в ней ограничивалась в основном привитием учащимся навыков беглого механического чтения без понимания  содержания. Обучались ученики и письму. Некоторые мактабы обучали, кроме того, письму и счету. В такие школы как правило, поступали дети с  домашней подготовкой - знанием арабских букв и счета до нескольких десятков

Основными звеньями мусульманской системы образования в Дагестане были

мактаб и мадраса.

Мактаб - своего рода начальная школа.

Программа обучения в ней

ограничивалась в основном

привитием учащимся навыков

беглого механического

чтения без понимания

содержания.

Обучались ученики и письму.

Некоторые мактабы обучали, кроме

того, письму и счету. В такие школы

как правило, поступали дети с

домашней подготовкой - знанием

арабских букв и счета до нескольких десятков

 Мадраса - школы повышенного типа - имелись в крупных селениях, где несли службу в мечетях известные своей ученостью духовные лица. Число учащихся мадраса было незначительно. В большинстве своем это были выходцы  из состоятельных семей,  так как далеко не все родители могли Выдержать расходы, связанные с учебой детей в школе вдали от родного селения,  и отказаться от их помощи  в хозяйстве.

Мадраса - школы повышенного типа - имелись в крупных селениях, где несли службу в мечетях известные своей ученостью духовные лица. Число учащихся мадраса было незначительно. В большинстве своем это были выходцы

из состоятельных семей,

так как далеко

не все родители могли

Выдержать расходы, связанные

с учебой детей в школе вдали

от родного селения,

и отказаться от их помощи

в хозяйстве.

Программы мадраса включали изучение арабского языка, его грамматического строя, логики, курса мусульманского права и этики. Преподавались здесь и география и астрономия. Окончивший Мадраса, как правило, мог переводить Коран и более или менее грамотно писать по-арабски. Некоторые выпускники Мадраса продолжали учебу под руководством известного ученого (алима) и впоследствии сами получали это звание.

Программы мадраса включали изучение арабского языка, его грамматического строя, логики, курса мусульманского права и этики. Преподавались здесь и география и астрономия.

Окончивший Мадраса, как правило, мог переводить Коран и более или менее грамотно писать по-арабски. Некоторые выпускники Мадраса продолжали учебу под руководством известного ученого (алима) и впоследствии сами получали это звание.

Наряду с названными выше

Наряду с названными выше "организованными" формами образования в Дагестане получило распространение домашнее обучение детей чтению Корана. В домашних "коранических школах" значительную часть обучающихся в конце XIX - начале XX в. составляли девочки

Главными источниками содержания дагестанских мусульманских школ служили доходы с вакфных земель, закят (налог в пользу нуждающихся мусульман), а также плата за обучение, вносимая родителями учащихся зерном, деньгами или мелким скотом. Там, где родители платили зерном, брали обычно 1-2 меры (25-50 кг), скотом - одного барана или овцу и т.д.  От всего этого были освобождены дети бедных горцев и сироты, которые не только не вносили плату за обучение, но и содержались на мечетские средства.

Главными источниками содержания дагестанских мусульманских школ служили доходы с вакфных земель, закят (налог в пользу нуждающихся мусульман), а также плата за обучение, вносимая родителями учащихся зерном, деньгами или мелким скотом.

Там, где родители платили зерном, брали обычно 1-2 меры (25-50 кг), скотом - одного барана или овцу и т.д.

От всего этого были освобождены дети бедных горцев и сироты, которые не только не вносили плату за обучение, но и содержались на мечетские средства.

Единых сроков начала и продолжительности учебного  года в школах не существовало. Однако наиболее предпочтительным временем начала занятий считались поздняя осень и зима, когда горская семья чувствовала себя относительно свободной от повседневных сельскохозяйственных забот. Занятия в примечетских школах начинались рано утром и заканчивались вечером, когда начинало темнеть. В начальных школах курс обучения длился обычно один-два года - за это время ученикам прививали навыки механического чтения Корана.

Единых сроков начала и продолжительности учебного

года в школах не существовало. Однако наиболее предпочтительным временем начала занятий считались поздняя осень и зима, когда горская семья чувствовала себя относительно свободной от повседневных сельскохозяйственных забот. Занятия в примечетских школах начинались рано утром и заканчивались вечером, когда начинало темнеть. В начальных школах курс обучения длился обычно один-два года - за это время ученикам прививали навыки механического чтения Корана.

Материальная база мактабов была скудной. В своем большинстве они не имели собственных, построенных специально для школы зданий и размещались, как правило, в доме учителя или в мечети. Школы были оборудованы бедно. Лишь в некоторых селениях имелись мактабы с хорошими помещениями, оснащенные необходимым учебным инвентарем. В таких мактабах полы покрывали коврами, а учащиеся занимались за столиками.

Материальная база мактабов была скудной. В своем большинстве они не имели собственных, построенных специально для школы зданий и размещались, как правило, в доме учителя или в мечети. Школы были оборудованы бедно. Лишь в некоторых селениях имелись мактабы с хорошими помещениями, оснащенные необходимым учебным инвентарем. В таких мактабах полы покрывали коврами, а учащиеся занимались за столиками.

Значительно лучше были оснащены мадраса. Многие из них располагали специальными, выстроенными на общественные средства, зданиями, имели необходимые учебные принадлежности, оборудование

Значительно лучше были оснащены мадраса. Многие из них располагали специальными, выстроенными на общественные средства, зданиями, имели необходимые учебные принадлежности, оборудование