МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ
Процесс исламизации Дагестана продолжался несколько веков. Начавшись в период арабских завоеваний (VII в.), он охватил новые районы в эпоху монгольских завоеваний и в основном завершился в XVI веке.
Ислам утвердился во всех феодальных
владениях Дагестана, союзах
сельских общин,
став официальной религией.
Однако длительное время наряду
с ним
продолжали сосуществовать
пережитки доисламских религиозных
верований, в частности язычества
В эпоху завоеваний Халифата очагом распространения арабского языка являлись арабские военные гарнизоны и лагеря. Арабам не приходилось приспосабливаться к социально-политической и языковой ситуации в каждой завоеванной стране, учить язык большинства, искать пути общения с местным населением. В таких условиях именно местное население, которое вступало в контакты с арабами, было вынуждено приспосабливаться к арабам в языковом отношении.
Арабский язык занял более престижное положение как язык победителей, их религии и общины. Понимание арабского языка открывало пути включения новообращенных мусульман из числа
неарабов в культурный контекст, помогало осознать
свое место в мусульманской культуре.
Что касается арабской культуры и арабской рукописной книги, то они получили более широкое распространение, чем территория обитания арабов или область их военного и политического господства.
Основными звеньями мусульманской системы образования в Дагестане были
мактаб и мадраса.
Мактаб - своего рода начальная школа.
Программа обучения в ней
ограничивалась в основном
привитием учащимся навыков
беглого механического
чтения без понимания
содержания.
Обучались ученики и письму.
Некоторые мактабы обучали, кроме
того, письму и счету. В такие школы
как правило, поступали дети с
домашней подготовкой - знанием
арабских букв и счета до нескольких десятков
Мадраса - школы повышенного типа - имелись в крупных селениях, где несли службу в мечетях известные своей ученостью духовные лица. Число учащихся мадраса было незначительно. В большинстве своем это были выходцы
из состоятельных семей,
так как далеко
не все родители могли
Выдержать расходы, связанные
с учебой детей в школе вдали
от родного селения,
и отказаться от их помощи
в хозяйстве.
Программы мадраса включали изучение арабского языка, его грамматического строя, логики, курса мусульманского права и этики. Преподавались здесь и география и астрономия.
Окончивший Мадраса, как правило, мог переводить Коран и более или менее грамотно писать по-арабски. Некоторые выпускники Мадраса продолжали учебу под руководством известного ученого (алима) и впоследствии сами получали это звание.
Наряду с названными выше "организованными" формами образования в Дагестане получило распространение домашнее обучение детей чтению Корана. В домашних "коранических школах" значительную часть обучающихся в конце XIX - начале XX в. составляли девочки
Главными источниками содержания дагестанских мусульманских школ служили доходы с вакфных земель, закят (налог в пользу нуждающихся мусульман), а также плата за обучение, вносимая родителями учащихся зерном, деньгами или мелким скотом.
Там, где родители платили зерном, брали обычно 1-2 меры (25-50 кг), скотом - одного барана или овцу и т.д.
От всего этого были освобождены дети бедных горцев и сироты, которые не только не вносили плату за обучение, но и содержались на мечетские средства.
Единых сроков начала и продолжительности учебного
года в школах не существовало. Однако наиболее предпочтительным временем начала занятий считались поздняя осень и зима, когда горская семья чувствовала себя относительно свободной от повседневных сельскохозяйственных забот. Занятия в примечетских школах начинались рано утром и заканчивались вечером, когда начинало темнеть. В начальных школах курс обучения длился обычно один-два года - за это время ученикам прививали навыки механического чтения Корана.
Материальная база мактабов была скудной. В своем большинстве они не имели собственных, построенных специально для школы зданий и размещались, как правило, в доме учителя или в мечети. Школы были оборудованы бедно. Лишь в некоторых селениях имелись мактабы с хорошими помещениями, оснащенные необходимым учебным инвентарем. В таких мактабах полы покрывали коврами, а учащиеся занимались за столиками.
Значительно лучше были оснащены мадраса. Многие из них располагали специальными, выстроенными на общественные средства, зданиями, имели необходимые учебные принадлежности, оборудование