СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: "Одаренность детей в общеобразовательном учреждении"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Одаренность детей в общеобразовательном учреждении"»

1.Разработка системы работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении.

Актуальность исследования. Обзор и анализ источников.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Проблемой одарённости занимались учёные:

Г. М. Коджаспирова, М. В. Межиева, В. М. Загвязинский, В. А. Мижериков, К. М. Хоруженко и другие.

Однако сегодня в соответствие с требованиями ФГОС НОО тема развития детской одарённости становится особенно актуальной.

Поэтому тема исследовательской работы сформулирована таким образом: «Система работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении ( на примере физической культуры)».

Объектом исследования педагогические и методические аспекты работы с одаренными детьми.

Предметом изучения: система и условия работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении.

Целью исследования является изучение системы работы и деятельности с одаренными детьми.

Гипотеза сформулирована таким образом: педагогическая деятельность по развитию одаренности будет эффективной если:

  • учитель изучит сущность и особенности психического развития одарённых детей;

  • работа с одаренными детьми будет вестись на диагностической основе;

  • в организации работы с одаренными детьми будут применяться особые формы и методы.

Цель и заявленная гипотеза потребуют решения следующих задач:

  1. раскрыть сущность понятия «одаренность», «одарённые дети».

  2. изучить особенности психического развития одаренных детей

  3. рассмотреть педагогические условия воспитания и обучения одаренных детей

  4. рассмотреть методы диагностики одаренности.

Методы исследования: теоретические методы — изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме, наблюдение, методы статистической обработки данных.

















2. Педагогические средства работы с одарёнными детьми



Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя.

В соответствии с  основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность - одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. На сегодня определенны виды одаренности :

-  умственная ;

- социальная;

- моторная;

- практическая.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система работы с физически одаренными обучающимися.

Задачи системы:

- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;

-выбор оптимальных форм и методов работы;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых

учащихся в олимпиадах.

Ожидаемые результаты реализации системы:

Реализация системы призвана способствовать:

- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации

педагога для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики

способных и одаренных детей.

Основные мероприятия:

- разработка плана работы для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;

- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы

с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой

для работы с одарёнными детьми;

- организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.

К группе физически одаренных детей мы относим тех обучающихся, которые:

  • имеют более высокий уровень физической подготовленности по сравнению с большинством остальных школьников-сверстников;

  • имеют высокую познавательную потребность в двигательной активности;

  • испытывают радость от занятий физической культурой и спортом;

  • проявляют любопытство ко всем видам двигательной активности;

  • свободно высказывают своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;

  • уверенно выполняют сложные двигательные действия, обладают богатой фантазией и воображением;

  • имеют высокую скорость мышления и освоения двигательного навыка.

  • стремятся к самовыражению, через участие в различных соревнованиях и спортивных конкурсах.

Основными принципами работы с физически одаренными детьми в школе стали: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

В работе с физически одаренными учащимися педагоги руководствуются основными направлениями, такими как: создание воспитывающей и развивающей среды, дифференцированности и индивидуализации обучения, сотрудничества с родителями, психолого-педагогическим сопровождением.

Практика школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

-секционные занятия по видам спорта;

-спортивные соревнования;

- конкурсы;

- участие в олимпиадах;

-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ

- сотрудничество с другими школами.

В общеобразовательном учреждении одной из приоритетных задач деятельности учителя физической культуры является качественная подготовка школьников к участию в олимпиаде по физической культуре. Всероссийская олимпиада является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми.

Для успешной работы с физически одаренными обучающимися используются следующие знания:

- организацию олимпиадного движения и нормативно - правовое обеспечение проведения олимпиад;

- требования к разработке олимпиадных заданий;

- организационно - методические основы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах;

- психолого-педагогические основы выявления, сопровождения и развития одарённых детей.

умения:

- организовывать и проектировать систему работы с одарёнными детьми;

Подготовка к олимпиаде и участие в ней должны стимулировать не только процесс совершенствования физической подготовленности учащихся, но и побуждать их к освоению ценностей, накопленных в сфере физической культуры.







3.Результаты исследования системы работы с одарёнными детьми в общеобразовательном учреждении



На первом этапе нами была проанализирована специальная литература по проблеме, сформулированы цели и гипотеза исследования, определены организационные и методические подходы.

На втором этапе мы изучали систему работы с одаренными детьми.

На третьем этапе осуществлялся анализ полученных результатов и оформление работы.

Изучение системы работы с одарёнными детьми в школе мы начали с ознакомлением с данными  о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми. изучение методической и научной литературы. Знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад,   и др.,  позволяющих учащимся проявить свои способности.

В результате проведённой работы удалось составить представление о спортивно одарённых учащихся. учителю необходимо выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлечь их к регулярным занятиям физической культурой в спортивных секциях. Здесь основное требование, предъявляемое к учителю физической культуры - необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся - учет индивидуальных особенностей школьников.

Во-первых, учителю необходимо выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлечь их к регулярным занятиям физической культурой в спортивных секциях. Здесь основное требование, предъявляемое к учителю физической культуры - необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся - учет индивидуальных особенностей школьников.

Во - вторых, при выборе содержания и методов работы с одаренными детьми учитель должен учитывать, что каждый ребенок индивидуален, и, наряду с групповыми методами широко применять работу по индивидуальному плану, выстраивая каждому одаренному ребенку индивидуальную траекторию успеха. Основными принципами работы с физически одаренными детьми являются: реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития ребенка, использование системы развивающего образования и раскрытие творческого потенциала детей с признаками физической одаренности, целенаправленное развитие интеллектуальных способностей физически одаренных детей, увеличение роли внеурочной деятельности.

В-третьих, учителю необходимо постоянно изучать современные педагогические практики по работе с одаренными детьми, принимать активное участие в методической работе: научно-практические семинары, конференции, открытые уроки, мастер - классы, которые проходят на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В-четвертых, более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

  • разработка плана работы для одарённых детей;

  • применение индивидуальных заданий на уроках;

  • приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы с одарёнными детьми;

  • организация соревнований, конкурсов, участие в школьных олимпиадах;

  • теоретическая подготовка учащихся (выпуск брошюр, раздаточный материал с тестами, электронный тренажёр, самоподготовка);

  • организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и психологической службой.

  • В-пятых, одной из приоритетных задач деятельности учителя физической культуры является качественная подготовка школьников к участию в олимпиаде по физической культуре.

  • Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» является ведущим звеном в системе работы с одарёнными и способными детьми.

  • 1-й этап работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, учителя начальной школы, имеющих контакт с ребенком. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка.

  • 2-ой этап – уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от  педагогов, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

  • 3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает  условия для развития одаренных детей: открывает кружки, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы

  • 4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе провожу  диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ







































Заключение



В начале нашего исследования нами была поставлена, цель для реализации которой были определены ряд задач.

Решая первую задачу мы исследовали педагогические словари таких выдающихся педагогов как Хоруженко К.М. и Курепина А.В., В. А. Мижериков, Г.М.Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова и др. и дали определение терминам «одаренность» и «одаренные дети». Одаренность- системное, развивающе­еся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) резуль­татов в одном или нескольких видах деятельнос­ти по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Решая вторую задачу, мы выявили психологические основы детской одаренности. На основе литературы, мы нашли психологические признаки и особенности детской одаренности. Это выражается в инструментальном и мотивационном поведении одаренного ребенка, который можно пронаблюдать и в повседневном поведении ребенка.

Далее мы знакомились с различными методами и формами работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе. К таковым относятся:

Формы и методы работы в урочных формах:

-работа по индивидуальным программа,

-разноуровневые задания и упражнения.

Формы и методы работы во внеурочное время:

-олимпиады, викторины, конкурсы,

- занятия в спортивных секциях,

- участие в соревнованиях разного уровня.

Решая последующую задачу, мы рассмотрели методы диагностики детской одаренности. Существуют различные способы выявления одаренности у учащихся: наблюдение за обучающимися; анкетирование детей, родителей и учителей, работающих с детьми; тестирование.

Таким образом, я считаю, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены.

Гипотеза - педагогическая деятельность по развитию одаренности будет эффективной если:

  • учитель изучит сущность и особенности психического развития одарённых детей;

  • работа с одаренными детьми будет вестись на диагностической основе;

  • в организации работы с одаренными детьми будут применяться особые формы и методы, нашла теоретическое подтверждение.





















Список использованной литературы

  1. Богоявленская, Д.Б. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ [Текст ]/ Д. Б. Богоявленская- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.

  2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. [Текст]/ А. Л. Венгер- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

  3. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений [Текст]/ В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издателсикй центр «Академия», 2008.-352с.

  4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров-М.: Издательский центр «Академия», 2006. -176 с.

  5. Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей: учебное пособие. – Краснодар, 1999. – 72 с.

  6. Афанасьева H.A., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. – 1993. – №5. – С. 19-24.

  7. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 175 с.

  8. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008 – 216 с.

  9. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 416 с.

  10. Богомолов Е.С. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2006. – 252 с.

  11. Бокарева Н.А. Ведущие факторы, формирующие физическое развитие современных детей мегаполиса Москвы: дис. … д-ра мед. наук. – М.: РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 2014. – 272 с.

  12. Виленский М.Я., Чичикин В.Т. Физическая культура 5-7 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 108 с.

  13. Волков В.Г. Средства гимнастики в специально-физической подготовке борцов: учеб.-метод. пособие для студентов фак. физ. культуры. – Пенза, 2010 – 63 с.

  14. Гузов Н.М. Основная гимнастика как средство физического воспитания во внеурочных занятиях со школьниками младших классов: дис. ... канд. пед. наук. – М., 1990. – 271 с.

  15. Должикова Т.А. Дифференцированное физическое воспитание учащихся средних классов общеобразовательной школы, имеющих различный уровень физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Майкоп, 2011. – 32 с.

  16. Дорохов Р.Н., Сафоненкова Е.В., Бубненкова О.М. Рост и развитие детей и подростков: монография. – Смоленск: СГАФКСТ, 2014. – 216 с.

  17. Ефимова Н.В., Никифорова В.А., Беляева Т.А. Физическое развитие детей и подростков Северных городов Западной Сибири // Вестник СПбГУ. – 2008. – Серия 11. – Выпуск 3. – С.35-41.

  18. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности (теория и практика). – М.: Советский спорт, 2005. – 196 с.

  19. Калюжный Е.А. Особенности морфофункционального развития сельских школьников Арзамасского района: монография. – Арзамас: АГПИ, 2013. – 104 с.

  20. Квашнина Л.В. Физическое развитие детей младшего школьного возраста и факторы влияния на него // Здоровье женщины. – 2003. – №1. – С.78-81.

  21. Кочетова С.В., Прянишникова Д.Н. Влияние физических упражнений на полноценное развитие организма человека // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №9. – С. 46-47.

  22. Лебедихина Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания: учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.

  23. Лисейкина О.В. Система мониторинга физического состояния занимающихся в условиях организованных занятий: дис. … канд. пед. наук. – Майкоп: АГУ, 2015. – 189 с.

  24. Мельников С.Б., Каргин Н.Н. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания: методические рекомендации. – М., 2004. – 45 с.

  25. Миклашевская Н.Н. Ростовые процессы у детей и подростков. – М., 2008. – 182 с.


  1. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков. – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.

  2. Муратова И.В. Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных школ республики Мордовия // Вестник спортивной науки. – 2009. – №1. – С. 59-61.

  3. Новикова Л.А. Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами гимнастики: дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 208 с.

  4. Осколкова З.А. Управление физическим состоянием школьников 12-15 лет в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Майкоп, 2000. – 22 с.

  5. Перминова Н.И. Организация и проведение внеурочных форм занятий физической культурой в школе на основе диагностики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Тюмень, 2009. – 27 с.

  6. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей: программа диагностики и коррекция нарушений. – СПб., 2001. – 162 с.

  7. Пушкарев С.А. Критерии оценки гармонического морфологического развития детей школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №3. – С.18-21.

  8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2009. – 432 с.

12