СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются активные и интерактивные методы обучения, используемые учителем в своей работе,  для активизации мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе овладения учебным материалом.

Просмотр содержимого документа
««Использование активных и интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»»

«Использование активных и интерактивных методов обучения

как средство формирования познавательной активности учащихся

на уроках истории и обществознания»



Автор: Скрыпова Елена Евгеньевна

учитель истории и обществознания МБОУ ВСОШ №2, г. Мончегорск


«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Фридрих Дестервег


Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реалиям жизни. Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации.

В настоящее время образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения истории и обществознания тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Цель-результат образования в школе: ЛИЧНОСТЬ, которая:

Владеет знаниями о мире

Умеет действовать в мире

Имеет активную жизненную позицию

Готова к саморазвитию

Готова к непрерывному образованию



При традиционном подходе к образованию это трудновыполнимо.



Форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчинённых директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.









Поэтому, в настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, активные и интерактивные методы обучения являются простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные образовательные стандарты. 

Активные и интерактивные методы обучения за счет создания высокой познавательной мотивации обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся, делают работу педагога по настоящему творческой, интересной, а обучение результативным и качественным.



Форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока.


«Inter» - это взаимный, «act» - действовать – взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.









В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Использовать данные методы можно и нужно на любом этапе урока. Проследим, как.

Любое обучение начинается с мотивации. Простой способ усилить мотивацию – возбудить начальный интерес к теме с помощью задания, которое требует несложных действий, но приносит неожиданный результат. Это могут быть опросники, простые игры, примеры-демонстрации.

Пример 1. Опросники.

Многие темы можно начинать с опросников, которые показывают, насколько хорошо знакомы ученики с теми или иными историческими и обществоведческими аспектами изучаемой темы. Вот некоторые вопросы из темы «Правовой статус несовершеннолетних» (урок обществознания в 9 классе):

С какого возраста человек…

Ваш ответ

Правильный ответ

Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии



Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей)



Приобретает право на гражданство



Несет уголовную ответственность за любые преступления



Может соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство



Может без согласия родителей распоряжаться заработком

(стипендией) и иными доходами




На уроке обществознания по теме «Гражданские правоотношения» при рассмотрении вопроса о дееспособности несовершеннолетних ученикам можно предложить следующее задание: проставить соответствующие цифры в таблицу.

Права подростков, которые можно осуществлять самостоятельно с 14 лет

Права подростков, которые можно осуществлять с письменного согласия родителей












  1. Совершать мелкие бытовые сделки

  2. Устроиться на работу по трудовому договору

  3. Иметь авторские права на произведения науки, литературы и искусства

  4. Распоряжаться своим заработком, стипендией, другими доходами

  5. Купить квартиру

  6. Иметь вклады в кредитных учреждениях (банках), распоряжаться ими

  7. Поехать за границу

  8. Получить паспорт

Отвечая на подобные вопросы, ученики чаще всего не опираются на знания, а лишь предполагают, каким может быть правильный ответ. Тем интереснее потом сравнить свои предположения с реальностью.


Пример 2. Игры.

Игра «Аукцион» на уроке обществознания в 8 классе по теме «Инфляция и семейная экономика».

Учитель: Этот особый товар вам понадобится сейчас, поэтому мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию  денег (раздать произвольно «деньги» разного достоинства). На аукцион выставляется единственный товар (ручка). Ее приобретет тот, кто даст большую цену.     

Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)

А что же такое инфляция? (ответы учеников)

- Итак, ручка стоимостью в 5 рублей была продана за ____ рублей. Произошло повышение уровня цен на товар, т.е. обесценивание денег – этот процесс и называют инфляцией.

- Какая причина вызвала инфляцию у нас на уроке? (ответы учеников)



Игра «Крестики-нолики» на уроке истории по теме «Отечественная война 1812 г»

Цель игры:

  • повторение и обобщение пройденного материала;

  • контроль за качеством подготовки домашнего задания;

  • развитие речи, памяти;

Задачи:

  • создание эмоциональной атмосферы для изучение нового материала;

  • формирование интереса у детей к продолжению изучения темы.

Время проведения: 7-10 минут в начале урока.

Оборудование: игровое поле, начерченное на доске или бумаге; карта.

Предварительная подготовка: составление учителем вопросов; подготовка медалей «Знаток ….».

Ход игры:

Учитель: Сегодня мы с вами проверим домашнее задание необычным способом. Предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Для этого делимся на 2 команды: 1 ряд – «Крестики», 2 ряд – «Нолики». Ребята, активно, участвующие в игре и правильно отвечающие на вопросы могут заработать хорошие оценки. Вам нужно по принципу игры «Крестики-нолики» заполнить поле своим знаком по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Чья команда быстрей заполнит – победит в игре.

В каждой клетке игрового поля – определенное задание. Только в случае правильного ответа на мой вопрос, на этом секторе ставится знак вашей команды. Отвечать может каждый член вашей команды. Ответы принимаются по поднятой руке. В случае неправильного ответа, право отвечать переходит к другой команде. Игровой ход команды делают по очереди. Право первого хода разыгрываем вопросом:

Назовите имя первого космонавта?

Команды отвечают.

Проводится игра.

Подведение итогов игры: активным участникам выставляется оценка; команде-победительнице вручаются медальки.


Игровое поле для проведения игры по теме «Отечественная война 1812 г»:



Полководцы


Даты


Карта


Французы


События


Искусство и война


Русские


Итог


Современность



Итак, процесс обучения, так сказать, «пошел». Теперь в зависимости от целей, задач и этапа урока перед учителем стоит несколько задач.

На этапе объяснения нового материала – необходимо постоянно поддерживать возникший у учеников интерес. В этом помогут различные приемы активной работы с текстами, дискуссии и игры, групповые методы работы.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Поэтому, при изучении большого объема материала по истории и обществознанию мы используем метод «Автобусная остановка».

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Класс разбивается на группы по 5-7 человек.

Время: 20-25 мин.

Материал: ватман, фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 7 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы.

Плюсы данного метода очевидны:

- в процессе групповой работы происходит интенсивная социализация учащихся;

- взаимодействуя, учащиеся приобретают опыт общения и сотрудничества.

- осваивают умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности;

- усваивают стереотипы партнерского поведения, основанные на комплексе ценностей равенства, честности, ответственности, свободы, уважения прав другого человека, взаимовыручки и участия.


Следующий этап – закрепление изученного материала. Здесь на помощь снова приходят разнообразные активные и интерактивные методы. Это опросы в разных, в том числе, игровых формах, и создание обобщающих схем и конспектов, разные виды письменных и устных работ, игры. Работа может проходить как индивидуально, так и в парах, в малых группах или всем классом.


Итогом урока (этап контроля и рефлексии) может стать творческое задание по изученной теме.

Например, составление синквейна. Синквейн - это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам.

1 строка – Существительное (название темы)

2 строка – Два прилагательных (определение темы)

3 строка – Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи

Составление синквейна способствует более качественному формированию, усвоению и закреплению теоретических знаний, позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемому вопросу, сформировать четкое представление по изученной теме.

В старших классах, одним из востребованных и интересных методов, который можно применять на любом этапе урока истории и обществознания, является метод «кроссенса».

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Эта интересная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Кроссенс рекомендуется начитать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


Проблема, с которой часто сталкиваются авторы кроссенсов, - это трактовка изображений, которые могут быть не очень понятны. В таком случае можно дать текстовую подсказку – кто или что изображено на каждой картинке, а задание - найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Любую историческую фигуру или явление можно рассмотреть с нескольких сторон. Мы можем по-разному рассказать об Иване Грозном или Иосифе Сталине. Мы можем по-разному трактовать последние события, например, присоединение Крыма. А значение этого важного для России события будет зависеть от того, какой именно - экономический, политический, социальный или культурный аспект мы рассматриваем. Каждая сторона нужна и важна, потому что только в комплексе получается целостность, только на пересечении всех смыслов, появляется новый смысл, как следующая ступень понимания.

Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы в истории, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить уроки истории и обществознания образами – портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

При создании и разгадывании кроссенса, вместе с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

Первый исторический кроссенс, который я предложила в 10 классе, был по теме «Первые русские князья». Ученикам даётся задание определить тему кроссенса и найти связи между соседними картинками.

Ребята называют период Киевская Русь и князей по очереди с верхней левой картинки по часовой стрелке - Рюрик помещён в середину как родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь.


1. Олег – самый первый из князей, кто начал править Древнерусским государством после того, как варяги появились на Днепре. Князь Олег сумел объединить славянские племена. Покорил под свою власть Киев в 882 году, в результате чего убил князей Аскольда и Дира, которые властвовали в Киеве на тот период. Потом Олег сделал Киев столицей, главным городом над всеми городами русскими. Таким образом, и зародилась Киевская Русь.
2. Игорь Рюрикович – сын Рюрика, последователь Олега, который продолжал начавшее дело своего предшественника – расширял Древнерусское государство присоединением в него остальных племенных союзов. Новшество, которое он организовал впервые – сбор дани с древлян (полюдье), и стало его погибелью, когда в очередной раз в 945 году требовал дань на подвластных ему землях.
3. Ольга – первая княгиня-женщина, жена покойного Игоря. В отличие от мужа она полностью взяла власть в свои руки и подчинила себе не только Киев, но и всю Киевскую Русь. Ольга стала первой христианкой, крещенной в Константинополе в 957 году под чужим именем (Елена).
6. Святослав Игоревич – последователь своей матери Ольги. 965 год - самый знаменательный для Святослава, ведь хазарская столица и еще несколько городов были взяты штурмом, и на одном из городов выстроилась крепость. Возвращение с Дуная в 972 году закончилось для Святослава полным провалом – он был убит печенегами. За время княжества Святослав показал свои способности талантливого полководца.
9. Владимир – один из сыновей Святослава, который выиграл междоусобную войну с братом. В памяти Древнерусского народа он остался под названием Владимир Красное Солнышко. Среди всех князей Древнерусского государства, Владимир сумел не только расширить пределы Руси, но и укрепить ее, как могущественное государство. Среди его численных побед – победа над радимичами, удача от походов на польские земли, на печенежские территории, построение крепостей.

8. Святополк. Владимир святой еще при жизни разделил земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После смерти Владимира, Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, Святополк вторично овладел Киевом, но должен был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных песнях он, как убийца своих братьев, прозван "окаянным".
7. Ярослав Мудрый. По изгнании Святополка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письменности на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием "русская правда". Сыновьям своим: Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой народ прозвал Ярослава "мудрым".

4. Изяслав. Старший сын Ярослава, Изяслав - I, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.

5. Рюрик - родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями - Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику - Олегу.


Перед вами ещё один кроссенс на тему «Первые русские князья», который был выполнен ученицей 10 класса

в качестве домашнего задания.

Прямые изображения государственных деятелей заменили те или иные символы, олицетворяющие их или черты их правления. Прежний кроссенс не исчез, он ушёл на нижний план, являясь примером первого уровня понимания – буквального восприятия изображения. Данный кроссенс требует второго уровня – символической трактовки. Кроссенс ученика ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение. С развитием информационных технологий такая работа доступна каждому ученику. Стоит только в поисковике Яндекс-картинки набрать нужное слово, и предоставляется огромное количество нужных иллюстраций. Останется только скопировать 9 образов и вставить в табличку. Сначала я ребятам даю алгоритм работы, затем они так увлекаются, что проявляют нестандартные головоломки и их решения.


Методика работы над кроссенсом.

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. определить тематику, общую идею;

2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;

3. найти связь между элементами, определить последовательность;

4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);

5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5й квадрат);

6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;

7. поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

8. заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;

9. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).


Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.

Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.

Применение кроссенса в курсах истории и обществознания имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

  • на стадии определения темы урока,

  • для определения и постановки проблемы,

  • для закрепления материала,

  • как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

  • как творческое домашнее задание и т, д.

В зависимости от этого головоломка будет иметь конкретную методическую цель или даже несколько:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока);

- формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему и цели урока);

- поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах);

- обобщение материала, закрепление (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему, по исторической личности или эпохе);

- построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).


В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей, глобальные проблемы человечества и т.д. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание.

Возможно, применять и метапредметные кроссенсы. Можно дать один и тот же кроссенс, чтобы ребята объяснили его с точки зрения истории, обществознания, права и экономики.

Таким образом, практика показывает, что воплощение идей сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, самообразования и самоконтроля пробуждает познавательную активность ребят, ведет к результативному обучению. 

В заключение отмечу, что составленные учениками кроссенсы должны «работать» (их можно предлагать одноклассникам или ученикам параллельного класса.



Отметим плюсы и минусы активных и интерактивных методов.

Плюсы:

1. Самостоятельное освоение нового материала учениками. В ходе игры, дискуссии или любого другого активного занятия дети ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение.

2. Развитие коммуникативных умений и навыков.

3. Повышение учебной мотивации. Активные и интерактивные методики интересны детям, потому что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность, не боятся дать неправильный ответ. Как правило, обстановка на активных занятиях более свободная: дети могут передвигаться по классу, разговаривать, смеяться. Дополнительная мотивация связана и с соревновательностью, неизбежной во многих играх и дискуссиях.

4. Для учителя – новые возможности оценивания и один из способов уменьшить психологическое давление оценки.

Опасности активных методов

1. Увлечение «интересными» для детей активными формами работы на уроке, например игровыми, может сделать «пресными» более традиционные формы. А это, в свою очередь, спровоцирует нежелание и неумение выполнять «скучные», но необходимые задания.

2. Часто создается впечатление, что на игре (дискуссии) весь учебный материал освоен, все довольны, но потом оказывается, что много частностей упущено из-за внимания к красивой форме занятия. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять такие занятия без подробного обсуждения, записи выводов и домашнего задания, основанного на прошедшей игре.

3. При проведении какой-либо активной формы в большом классе для ученика появляется хорошая возможность «затеряться», ничего не делать в общей неразберихе. Поэтому нужно стремиться или продумать организацию работы так, чтобы все ученики были вынуждены принимать в ней участие (и это было бы заметно со стороны) или придумать особое «заключительное» задание, которое каждый должен выполнить индивидуально по результатам прошедшей работы.

4. Для ученика робкого, некоммуникабельного, тем более классного «изгоя», участие в групповой работе – задача сложная, могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Особенно опасно давать такому ребенку роль, связанную с активной коммуникацией, например роль организатора работы в группе. Не надо надеяться, что именно в игре класс примет «отщепенца», изменит к нему отношение. Более того, на всякий случай всегда надо иметь заготовленное задание, которое можно предложить ученику, отказывающемуся по той или иной причине участвовать в общей работе.


Итак, активные и интерактивные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных и интерактивных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Таким образом, система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.



10