«Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников».
Открытое занятие - мастер класс для педагогов.
Провела воспитатель Телегина О.В .
Цель : способствовать формированию у старших дошкольников элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом.
Дидактическая игра имеет цели: ОБУЧАЮЩАЯ (которую преследует взрослый) и ИГРОВАЯ (ради которой действует ребенок).
Задачи:
изучить игровые технологии в обучении математике детей старшего дошкольного возраста;
составить подборку дидактических игр математического содержания;
использовать дидактические игры по ФЭМП в организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей;
повышать у детей интерес к математическим знаниям посредством дидактических игр;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности детей, общего умственного развития.
Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений:
являются одним из источников умственного и речевого развития.
способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
облегчают процесс усвоения и закрепления знаний.
Дидактические игры провожу как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на:
Игры с предметами.
Настольно-печатные игры.
Словесные игры.
Игры с предметами.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: формировать умение отсчитывать предметы по заданному числу, закреплять знание цифр, развивать умение согласовывать числительные с существительными. Материал: мешочек, мелкие игрушки, карточки с цифрами.
Ход игры: в мешочек помещается более 10 мелких игрушек. Ребенку предлагают на ощупь отсчитать столько игрушек, сколько обозначает цифра, показанная воспитателем (или другим ребенком).
Настольно-печатные игры.
«Собери кружки»
Цель: закреплять умение считать в пределах 10, соотносить количество предметов с цифрой, развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Ход игры: ребенку предлагается собрать кружки. Для этого нужно сосчитать предметы на одной половине кружка и найти другую половину кружка с соответствующей цифрой.
Словесные игры.
«Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.
Материал: мяч.
Ход игры: дети образуют круг (полукруг). Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!» Воспитатель называет любой день недели. Ребенок, поймавший мяч, продолжает называть дни до конца недели. Бросает мяч воспитателю обратно. Игра продолжается.
В основном дидактические игры по ФЭМП направлены на закрепление полученных знаний.
Также в ФЭМП я использую информационно-компьютерные технологии – игры с использованием презентаций, которые очень интересны детям.
Используя дидактические игры по ФЭМП в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике, повышают эффективность педагогического процесса. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся: запоминают новое, повторяют уже известное, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.
Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!