КГУ "Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района"
«Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики».
Учитель математики
Пережогина Елена Александровна
высшая категория
2018год.
На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования знаний, умений и навыков в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.
Модульная технология относится к личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ.
Организация обучения учащихся в модульной технологии коренным образом отличается от традиционного обучения. Сущность его состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.
Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им».
Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей:
- важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика;
- каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем;
-самым главным отличием этой технологии является применение принципа планирования совместной деятельности учителя и ученика.
Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик».
При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.
В основе модульного обучения лежат четыре основополагающих понятия:
1. Учебный блок- модуль (модульная программа).
2. Временной цикл (законченный блок-модуль материала).
3. Учебное занятие (очень часто это «спаренный урок»).
4 .Учебный элемент (алгоритм действий ученика на уроке).
В модуль входят: 1) план действий с указанием конкретных целей;
2) банк информации;
3) методическое руководство по достижению указанных целей.
Банк информации - это учебное содержание. Оно выстраивается в соответствии с дидактическими целями и должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.
Методическое руководство по усвоению учебного содержания - это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.д.
При составлении модуля используют следующие правила:
1) В начале модуля проводят входной контроль умений учащихся, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.
2) Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Его цель - выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.
На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная,
каждый из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем-либо из товарищей.
Роль преподавателя на уроке заключается в управлении процессом обучения,
консультировании, помощи и поддержке учеников.
Технология модульного обучения создает надежную основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы обучающихся и приносят до 30% экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Кроме того, достигается гибкость и мобильность в формировании знаний и умений обучающихся, развивается их творческое и критическое мышление.
Преподавая математику не первый год, я часто сталкиваюсь с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции
не умеют находить различия и сходства задач относящихся к каждому из них, т.е. не овладевают надежными приемами выбора действия? Почему это происходит? Наверно потому что длительное время решали сходные задачи на основе одного правила и не встречались с необходимостью выбора одного
из двух возможных вариантов рассуждения.
Иное дело, когда при одновременном изучении этих знаний с самого начала ученик рассматривает их различие и сходство, овладевает надежными приёмами их дифференцирования. Да и согласно современным научным данным, всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Эта фаза оперативной памяти наиболее оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний.
Всё это учитывает блочно-модульная технология, основанная на укрупнённой дидактической единице П.М.Эрдниева.
П.М. Эрдниев выделяет четыре основных способа укрупнения дидактических единиц (далее - УДЕ):
- совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;
- преобразование решенной задачи в обратную или аналогичную, что позволяет вычерпывать все новое содержание с каждым видоизменением исходного упражнения;
- метод деформированных упражнений, в которых искомыми являются не один, как обычно, а несколько элементов задания; благодаря этому приему в мышлении образуется рациональная система знаний;
- усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному
составлению учащимися задач, примеров, демонстраций.
Хочу подробнее остановиться на совместном и одновременном изучении взаимосвязанных вопросов программы.
Я считаю, что вопросы программы сходные по характеру мыслительных процессов целесообразно изучать вместе, а именно:
-изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок, логарифмирование и потенцирование и т.п.;
-сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции; периодические и непериодические функции;
возрастающие и убывающие функции; неопределенные и определенные
уравнения; непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; прямые и обратные задачи вообще;
-сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноименные законы и свойства действий первой и второй ступени; определения и свойства синуса и косинуса, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.;
-сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: графическое и аналитическое решения системы уравнений; аналитический и синтетический способы доказательства теорем (решения задач); геометрическое и аналитическое (через координаты) определения вектора; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п.
Есть определенные правила построения материала:
Парные суждения печатаются на одной странице параллельно, сходные высказывания совмещаются в двухэтажные конструкции, в примерах,
уравнениях и неравенствах часто встречаются пустые клетки, теоремы
доказываются не привычным словесным способом, а с помощью граф-схем.
Эти технологические детали очень важны.
Используя на уроке одновременно все кодовые системы психики человека: слова, числа, предметы, рисунки (чертежи), символы (знаки), опыт, разные подходы к содержанию, мы включаем у учащихся различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, моторный), и тогда словесное мышление сочетается с символическим.
Важно, что именно на одном уроке должно происходить укрупнение знаний, чтобы вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением.
Опираясь на физиологические закономерности человека, на глубинные структуры мозга, у учащихся развивается умение «переходить» от образного представления конкретных объектов, величин и их мер к визуальной обобщенной абстрактной схеме, отражающей данные и четкое осознание взаимосвязей между объектами и величинами и иерархии между ними. Структура учебной деятельности выглядит следующим образом:
1 этап - предметная деятельность по выявлению свойств, постановка «проблем»;
2 этап - анализ наиболее общих свойств, абстрагирование от конкретных критериев объекта;
3 этап - ознакомление с частными проявлениями свойств.
В результате сравнительного анализа работы по классической системе обучения математике и технологии укрупнения дидактических единиц, сделала выводы:
взаимодействующих компонентов целостного представления, происходит самовозрастание знаний учащихся, устойчивых к сохранению во времени и
быстрым проявлением в памяти.
-
Через преобразование, изменение, обобщение, сравнение ранее пройденного идет активное повторение. А это - залог прочности знаний. Это – экономия времени, увеличение объема подачи дополнительного материала.
-
При применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%.
-
УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.
-
Создаются действенные и эффективные условия для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.
Практика меня убеждает, что, несмотря на огромный объём информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В связи с этим веду поиски новых эффективных приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Поиск новых форм и методов приводит каждого педагога к какой-либо наиболее эффективной системе преподавания данного предмета.
Суть технологии модульного обучения достаточно полно изложена в работах И. В. Сенновского (1997)., П. А. Юцявичене (1989, 1990), Т. И. Шамовой (1994).
Меня заинтересовала блочно - модульная технология еще и потому, что, она развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе. На первое место постепенно выходит стремление обучающегося к овладению важного для его дальнейшего обучения содержания предмета. Вторым этапом будет являться появление на уроках ситуации успеха, что способствует мотивации к обучению, а следовательно дальнейшей самореализации обучающегося. К каждому обучающемуся необходим дифференцированный подход по уровням сложности. В итоге ученик осваивает важный для него объем знаний. На каждой стадии урока используются разнообразные способы контроля: контроль со стороны учителя, в парной работе, самоконтроль. Все это содействует активизации обучающихся. Модульная технология позволяет экономить учебное время до 30 %, так как уроки разбивается на основные модули. Блочный метод изучения математики является одним из элементов модульной технологии, которую можно использовать в старших классах.
Урок есть главное звено процесса обучения. Следовательно, весь процесс обучения сформировывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую логическую структуру. Очень важно хорошо провести урок. Однако даже идеально проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса. Увеличение умственной нагрузки заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Возникновение интереса к математике у большинства учеников зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Я стараюсь строить уроки так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использую это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль я здесь отвожу проведению нестандартных уроков, которые возможно проводить за счет резерва времени при использовании блочно-модульной технологии преподавания математики.
Блочно-модульное планирование - это итог развития в школе хорошо известных приемов работы классической системы образования, которая использовалась ранее. Ничего не разрушая, вновь создаваемая система хорошо сочетает прежде используемые дидактические принципы, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда обучающихся. Но при этом такое планирование создает ориентацию старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в понедельном способе обучения, который будет использоваться в ВУЗах. Иными словами, переносится опыт занятий в высших учебных заведениях в школьное планирование, который основывается на организации учебного процесса в виде четко отлаженной последовательности уроков в строгих рамках недельного цикла. Все выше сказанное оптимизирует образование обучающихся в школе как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть ещё одно преимущество – она приучает учащихся к чёткости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объём и сроки изучаемого материала. Безусловно, что выбрав одну и туже форму преподавания дисциплины, каждый педагог вкладывает своё видение. Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними
учащимися, с теми, кому нелегко даётся математика.
Модульное обучение же преследует цель - формирование у всех детей навыка самообразования и совершенствования технологии общения, ведь весь этот процесс строится на основе самостоятельного осознания, освоения, усвоения и присвоения изложенного материала; дает возможность больше внимания уделять основным понятиям предметов; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из большей основной структурной единицы; совмещает проблемный подход и творческое отношение обучаемого к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики; ее использование позволяет сформировать у обучающихся прочные, осознанные знания и умения, развить познавательные способности и создать условия для самореализации личности каждого ученика.
Да, есть недостатки и ограничения модульного обучения, а именно:
- Большая трудоемкость при конструировании модулей.
- Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
- Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.
- В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.
- Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.
Но, достоинств в использовании этой технологии я вижу больше:
- Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
- Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
- Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
- Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
- Достигается определенная "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства учителя.
- Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.
- Первоочередное формирование навыков самообразования.
Таким образом, использование блочно-модульной технологии в преподавании математики не только повышает компетентность учащихся в образовании, развивая самостоятельную и творческую способность, но и способствует развитию функциональной грамотности, что актуально в современном процессе образования.
Литература.
[1]Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.
[2] Яковлева О., Кондратьева Н., Семенова М. Модернизация образования: модульное обучение. - М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» №15, №19, 2004г.
[3] www.festival. 1 september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004/2005 учебный год.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4857/Itemid,118/