Использование элементов модульного обучения на уроках русского языка и литературы
Основные принципы технологии модульного обучения
- Изучение теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями;
- Алгоритмизация учебной деятельности;
- Завершённость и согласованность циклов познания;
- Разносторонность методического консультирования.
Модульная организация уроков русского языка позволяет
- Представить учебный материал в полном объёме;
- Вовлечь всех учащихся в активную умственную деятельность;
- Вооружить учащихся чёткими предписаниями для выполнения практических заданий;
- Индивидуализировать темп учебной деятельности с целью продвижения каждого ученика;
- Развивать навыки самообразования.
Трудные вопросы орфографии, содержание
- Модуль1 -Правописание безударных гласных в корнях с чередованием.
- Модуль2 -Правописание гласных после шипящих.
- Модуль3 –Правописание приставок.
- Модуль4- Правописание окончаний.
- Модуль5- Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных и причастий.
- Модуль6 -Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.
- Модуль 7- Правописание производных предлогов, союзов.
Комплексная дидактическая цель программы
- Закрепить теорию наиболее трудных разделов орфографии;
- Уметь применять на практике полученные знания;
- Развивать логическое мышление, навыки самоконтроля.
Основные элементы модульного обучения
- Блоковую подачу учебной информации;
- Структуризацию содержания на отдельные учебные элементы;
- Практические задания для обработки необходимых навыков;
- Применение различных видов контроля.
Разработка блока темы «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи»
№ УЭ
Учебный материал с указанием заданий
УЭ-0
Управление обучением
Систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с различными частями речи.
УЭ-1
Рассмотри памятку №1, вспомни условия написания, ответь на вопросы учителя
УЭ-2
Вопросы учителя
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.
УЭ-3
НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Сверь написанное.
Взаимоконтроль
Работа в парах, взаимоконтроль
УЭ-4
Выполни задания с последующей взаимопроверкой: 1) образуйте словосочетания, подбирая к причастиям зависимые слова; 2) распредели слова по рубрикам таблицы (памятка№2)
УЭ-5
Памятка №2, помощь учителя
НЕ и НИ с местоимениями и местоименными наречиями. Прочитай для этого материал учебника, памятка №3
УЭ-6
Выполни задания тренинга: 1)вставь пропущенные буквы, обозначь ударение в местоимениях; 2)составь предложения по образцу.
Вопросы учителя, памятка №3
УЭ-7
Взаимоконтроль, памятка №3
Проверь себя!
Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
УЭ-8
Контрольное тестирование
Самопроверка по ключу тренинга.
Работы сдай!
Памятка №1 «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи»
Разряд слов
Слитное написание
Существительные, прилагательные, наречия на –О, глаголы, которые без НЕ не употребляются
Раздельное написание
НЕЛЕПОСТЬ, НЕЛЕПЫЙ,НЕЛЕПО, НЕНАВИДЕТЬ
Существ, прилаг, наречия на – О (можно заменить синонимами)
НЕПРИЯТЕЛЬ(враг),НЕБО-ЛЬШОЙ (маленький),НЕВЫСОКО (низко)
Те же разряды слов при противопоставлении
Глаголы (включая деепричастия)
Недоедал, Недосыпал (значение многократности)
НЕ приятель, а враг, НЕ высоко, а низко
Причастия:
Без пояснительных слов
НЕ был, НЕ спеша
Неотправленное письмо
С пояснительными словами
При наличии противопоставления
НЕ отправленное вчера письмо
Краткие причастия
НЕ отправленное, а задержанные письма
Неопределённые и отрицательные местоимения (без предлога)
Письма НЕ отправлены
НЕКТО, НЕКОМУ, НЕСКОЛЬКО
Отрицательные местоимения(с предлогом)
Местоименные наречия
НЕ С КЕМ, НЕ К ЧЕМУ
НЕГДЕ, НЕКУДА, НЕЗАЧЕМ
Памятка №2
Внимание!
Различай страдательные причастия настоящего времени на –мый и отглагольные прилагательные на –мый.
Пиши
Слитно и раздельно! Когда?
Памятка№3
Внимание!
Различай частицы НЕ и НИ!
- НЕ под ударением, НИ без ударения;
- Смысловые пары?(НЕ один = много, НИ один = никто;
- Повторяющаяся частица НИ;
- Восклицательные и вопросительные предложения;
- Устойчивые обороты(как ни в чём не бывало)
Контрольное тестирование
Правописание НЕ с различными частями речи(примеры из тестовых экзаменационных заданий)
Инструкция при выполнении заданий модульного урока
Задания на тему «Правописание безударных окончаний имён существительных»
Рекомендации
1.Из данных слов составь предложение, сделай синтаксический разбор.
В суровые, прячутся, морозы, перине, птицы, в снежной, и звери.
Проверит товарищ, проверь себя по карточке.
Время
Оценка
6-7 минут