СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование фитнес-технологий на уроке физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия физической культурой для учащихся специальных школ являются важным источником мышечной радости, средством физического развития, коррекции и компенсации их двигательных нарушений. Физическая культура - мощный фактор оздоровления детей, повышения защитных функций их иммунной системы.

Просмотр содержимого документа
«Использование фитнес-технологий на уроке физической культуры»



«Использование фитнес-технологий на уроке физической культуры в специальной коррекционной школе».


Любое общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности здоровья, мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, ниже среднего.

Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Совершенно справедливо в народе говорят, что счастье человека зависит от его здоровья.

В последние годы возросло количество детей рожденных с теми или иными отклонениями в развитии. Статистические данные говорят о том, что на первом месте среди детей, рожденных с отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития и умственной отсталостью).

Дети с задержкой психического развития - это особая категория школьников, у которых снижен интеллект, есть нарушения в физическом развитии (отставание в весе, росте, нарушение осанки); нарушения в развитии двигательных способностей (точности движений в пространстве, координации, ритма движений, нарушения равновесия).

Учебные программы для специальных коррекционных школ VII и VIII видов по физической культуре предусматривают решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Занятия физической культурой для таких детей является важным средством физического развития, коррекции и компенсации их двигательных нарушений.

Одну из таких возможностей реализуют занятия физической культурой: они имеют весьма широкий спектр разнообразных средств физической культуры.

Анализируя двигательные способности у учеников специальной коррекционной, школы можно отметить, что они развиваются неравномерно и неодновременно.

В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание уделять на развитие координационных способностей и гибкости. В среднем школьном возрасте целесообразно более интенсивно развивать скоростные, скоростно-силовые способности и выносливость.

Занятия физической культурой для учащихся специальных школ являются важным источником мышечной радости, средством физического развития, коррекции и компенсации их двигательных нарушений. Физическая культура - мощный фактор оздоровления детей, повышения защитных функций их иммунной системы.

Учителя физической культуры разрабатывают новые здоровьесберегающие технологии, ищут пути повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1994 года работаю с данной категорией учащихся.

Я считаю, что создание нового подхода к уроку физкультуры в специальной коррекционной школе, должно базироваться на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использовании новых модных направлений в сфере физической культуры. Отсюда вытекают цели всей моей работы:

  • Формирование положительной мотивации у учащихся для осознанных самостоятельных занятий по физической культуре;

  • Формирование мировоззрения: здорового образа жизни;

  • Воспитание культуры здоровья как одной из важнейших составных частей общей культуры.

Для профилактики различных заболеваний у детей в своей работе использую программу лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс».


В программу входят упражнения оздоровительного танца,
включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной
физкультуры, направленные на укрепление опорно-двигательного
аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем
организма. 4 .

Все комплексы танцевальных упражнений выполняются под подобранную музыку в едином темпе и ритме. В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность.

На своих уроках использую:

  1. Комплексы танцевальных упражнений общеразвивающего воздействия. (Это строевые и общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге и прыжках, суставная гимнастика)

  2. С целью снятия напряжения и раскрепощения различных мышечных групп применяю упражнения на расслабления мышц и связок.

  3. Упражнения и танцы специального воздействия. (Это упражнения, «направленные на формирование осанки, коррекцию и исправление дефектов позвоночника и стопы).

  4. Упражнения дыхательной гимнастики развивающие и укрепляющие мышцы, способствующие правильному дыханию используя для выполнения большие мячи (фитбол).

  5. С целью развития мелкой моторики, ловкости рук применяю упражнения пальчиковой гимнастики, положительно воздействующие на процессы мышления, памяти и исправления нарушений речи.

Все направления программы «Фитнес-Данс» оказывают положительное влияние на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.

Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмическая музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека. Ритмическая музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применения ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувство сплоченности, побуждает активное желание выражать музыку в движении.

Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и

тела.

Использование музыки на уроке помогает мне бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладению техникой движений.

Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме по музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.

Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определенной площадки, они прививают детям культуру движений.

Танец и танцевальные упражнения это одни из наиболее эффективных средств тренировки детского организма, поэтому я это использую как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д. они способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.

Применяя фитнес - технологии в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должно отображать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определенных двигательных способностей занимающихся.

И так, на уроках легкой атлетики в подготовительную часть включаю фитнес технологии, выполняя упражнения аэробики под музыку приближенные к технике бега, прыжков, метаний.

На уроках гимнастики использую степ-аэробику на гимнастических скамейках, упражнения на мячах, шейпинг. На уроках с игровой направленностью в подготовительную часть, в зависимости от задач урока применяю классическую аэробику с различными перемещениями приставными, скрестными шагами с остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастических скамейках.

На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводим упражнения силовой аэробики: с резиновыми бинтами под музыку, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке, классическая аэробика.

Для решения задач основной части урока применяю комплексы упражнений из различных направлений фитнеса - ''силовые, танцевальные виды аэробики, стретчинг, классической аэробики, степ-аэробики (направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности).

В заключительной части для снятия напряженности, повышения эмоционального состояния следующие фитнес-технологии: стретчинг, пилатес, калланетику.

В результате использования элементов фитнес-технологий на уроках физической культуры происходят положительные изменения в состоянии здоровья обучающихся:

  • защита от сердечных заболеваний;

  • укрепление опорно-двигательного аппарата;

  • восстановление обмена веществ;

  • умение владеть своим телом;

  • коррекция эмоционально-волевой сферы.

Я считаю, что в своей работе должна помочь развить то, что дано ребенку от природы, причем развить не максимально, а оптимально. Этим достигается стойкое ощущение успеха, повышается уверенность в себе.

Новизна моего опыта:

  • Овладение нетрадиционными системами физического воспитания, использование новых танцевальных направлений, разновидностей аэробики;

  • Гармоничное включение в каждый урок специальных упражнений по лечебной физкультуре (профилактика заболеваний).

Опыт показывает, что применение фитнес-технологий, игр изменяет негативное отношение к уроку, повышает интерес, влияет на посещаемость уроков, повышает плотность и нагрузку.

Выполняя задание под музыку, урок проходит на высоком эмоциональном уровне.

Двигательная активность учащихся становится потребностью, если на уроках они занимаются с интересом. А это в дальнейшем поможет им вести здоровый образ жизни.

Успешное осуществление физического воспитания учеников с ограниченными возможностями здоровья, а именно, укрепление их здоровья, исправление недостатков физического развития, коррекция нарушений жизненно важных движений и расширение двигательных возможностей аномальных детей является важным условием подготовки их к жизни и трудовой деятельности, социализации и адаптации их в современном экономичном обществе.