«Использование фитнес-технологий на уроке физической культуры в специальной коррекционной школе».
Любое общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности здоровья, мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, ниже среднего.
Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Совершенно справедливо в народе говорят, что счастье человека зависит от его здоровья.
В последние годы возросло количество детей рожденных с теми или иными отклонениями в развитии. Статистические данные говорят о том, что на первом месте среди детей, рожденных с отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития и умственной отсталостью).
Дети с задержкой психического развития - это особая категория школьников, у которых снижен интеллект, есть нарушения в физическом развитии (отставание в весе, росте, нарушение осанки); нарушения в развитии двигательных способностей (точности движений в пространстве, координации, ритма движений, нарушения равновесия).
Учебные программы для специальных коррекционных школ VII и VIII видов по физической культуре предусматривают решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Занятия физической культурой для таких детей является важным средством физического развития, коррекции и компенсации их двигательных нарушений.
Одну из таких возможностей реализуют занятия физической культурой: они имеют весьма широкий спектр разнообразных средств физической культуры.
Анализируя двигательные способности у учеников специальной коррекционной, школы можно отметить, что они развиваются неравномерно и неодновременно.
В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание уделять на развитие координационных способностей и гибкости. В среднем школьном возрасте целесообразно более интенсивно развивать скоростные, скоростно-силовые способности и выносливость.
Занятия физической культурой для учащихся специальных школ являются важным источником мышечной радости, средством физического развития, коррекции и компенсации их двигательных нарушений. Физическая культура - мощный фактор оздоровления детей, повышения защитных функций их иммунной системы.
Учителя физической культуры разрабатывают новые здоровьесберегающие технологии, ищут пути повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, формирования представлений о здоровом образе жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья.
С 1994 года работаю с данной категорией учащихся.
Я считаю, что создание нового подхода к уроку физкультуры в специальной коррекционной школе, должно базироваться на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использовании новых модных направлений в сфере физической культуры. Отсюда вытекают цели всей моей работы:
Формирование положительной мотивации у учащихся для осознанных самостоятельных занятий по физической культуре;
Формирование мировоззрения: здорового образа жизни;
Воспитание культуры здоровья как одной из важнейших составных частей общей культуры.
Для профилактики различных заболеваний у детей в своей работе использую программу лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс».
В программу входят упражнения оздоровительного танца,
включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной
физкультуры, направленные на укрепление опорно-двигательного
аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем
организма. 4 .
Все комплексы танцевальных упражнений выполняются под подобранную музыку в едином темпе и ритме. В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность.
На своих уроках использую:
Комплексы танцевальных упражнений общеразвивающего воздействия. (Это строевые и общеразвивающие упражнения, танцевальные упражнения при ходьбе, на месте и в передвижениях, беге и прыжках, суставная гимнастика)
С целью снятия напряжения и раскрепощения различных мышечных групп применяю упражнения на расслабления мышц и связок.
Упражнения и танцы специального воздействия. (Это упражнения, «направленные на формирование осанки, коррекцию и исправление дефектов позвоночника и стопы).
Упражнения дыхательной гимнастики развивающие и укрепляющие мышцы, способствующие правильному дыханию используя для выполнения большие мячи (фитбол).
С целью развития мелкой моторики, ловкости рук применяю упражнения пальчиковой гимнастики, положительно воздействующие на процессы мышления, памяти и исправления нарушений речи.
Все направления программы «Фитнес-Данс» оказывают положительное влияние на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмическая музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека. Ритмическая музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применения ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувство сплоченности, побуждает активное желание выражать музыку в движении.
Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и
тела.
Использование музыки на уроке помогает мне бороться с монотонностью, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладению техникой движений.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме по музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект.
Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определенной площадки, они прививают детям культуру движений.
Танец и танцевальные упражнения это одни из наиболее эффективных средств тренировки детского организма, поэтому я это использую как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.
Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач, находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической, гимнастической, игровой и т.д. они способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.
Применяя фитнес - технологии в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должно отображать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определенных двигательных способностей занимающихся.
И так, на уроках легкой атлетики в подготовительную часть включаю фитнес технологии, выполняя упражнения аэробики под музыку приближенные к технике бега, прыжков, метаний.
На уроках гимнастики использую степ-аэробику на гимнастических скамейках, упражнения на мячах, шейпинг. На уроках с игровой направленностью в подготовительную часть, в зависимости от задач урока применяю классическую аэробику с различными перемещениями приставными, скрестными шагами с остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастических скамейках.
На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале проводим упражнения силовой аэробики: с резиновыми бинтами под музыку, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке, классическая аэробика.
Для решения задач основной части урока применяю комплексы упражнений из различных направлений фитнеса - ''силовые, танцевальные виды аэробики, стретчинг, классической аэробики, степ-аэробики (направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности).
В заключительной части для снятия напряженности, повышения эмоционального состояния следующие фитнес-технологии: стретчинг, пилатес, калланетику.
В результате использования элементов фитнес-технологий на уроках физической культуры происходят положительные изменения в состоянии здоровья обучающихся:
защита от сердечных заболеваний;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
восстановление обмена веществ;
умение владеть своим телом;
коррекция эмоционально-волевой сферы.
Я считаю, что в своей работе должна помочь развить то, что дано ребенку от природы, причем развить не максимально, а оптимально. Этим достигается стойкое ощущение успеха, повышается уверенность в себе.
Новизна моего опыта:
Овладение нетрадиционными системами физического воспитания, использование новых танцевальных направлений, разновидностей аэробики;
Гармоничное включение в каждый урок специальных упражнений по лечебной физкультуре (профилактика заболеваний).
Опыт показывает, что применение фитнес-технологий, игр изменяет негативное отношение к уроку, повышает интерес, влияет на посещаемость уроков, повышает плотность и нагрузку.
Выполняя задание под музыку, урок проходит на высоком эмоциональном уровне.
Двигательная активность учащихся становится потребностью, если на уроках они занимаются с интересом. А это в дальнейшем поможет им вести здоровый образ жизни.
Успешное осуществление физического воспитания учеников с ограниченными возможностями здоровья, а именно, укрепление их здоровья, исправление недостатков физического развития, коррекция нарушений жизненно важных движений и расширение двигательных возможностей аномальных детей является важным условием подготовки их к жизни и трудовой деятельности, социализации и адаптации их в современном экономичном обществе.