ИспОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО МАТЕРИАла
На уроках русского языка
Бесперстова Галина Дмитриевна
МОУ ООШ №9
Элементы фольклора обладают огромным образовательным и культурным потенциалом, который можно успешно применять для улучшения качества преподавания . В фольклоре отражаются повседневный быт народа, его обычаи, традиции и моральные ценности.
Знакомство с фольклором развивает у детей мышление, память, словарный запас учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает учащихся народной мудростью, обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Он становится добрым помощником при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка.
Пословицы и поговорки
Пословицы доступны любой группе учащихся вне зависимости от их возраста и уровня подготовки, как с точки зрения языка, так и по содержанию. Для начинающих уместны пословицы о доме, о семье. Учащимся продвинутого уровня будут по силам пословицы более философского характера: о родине, о жизни, о вере и т.д.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.
Загадки
К. Д. Ушинский рассматривал загадку как картинное описание предмета, которая « прочно заляжет в памяти ребёнка, увлекая за собой привязанные к ней объяснения.
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, внимание, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству.
СЧИТАЛКИ
песни
ЗАКЛИЧКИ
Поддерживают познавательную активность учащихся, знакомят с укладом своего народа, народными праздниками, которые можно обыграть на уроке, что повысит интерес к предмету.
набор упражнений
- Предложение
- Звуки , буквы, слог, ударение
- Гласные и согласные в корне слова
- Части речи
- Однородные члены предложения
- Сложные предложения
П р е д л о ж е н и е
1.Прочитай пословицы. Напиши к ним вопросительные предложения.
- Весёлое слово – речи основа.
- Доброе молчание лучше пустого бормотания
- Правда глаза колет
- Правда уши дерёт
- Не та хозяйка, которая говорит, а та которая щи варит
2. Списать скороговорки. Подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Рубили дроворубы
Сыры дрова на срубы
Опять пять ребят
Нашли у пенька пять опят
3. Выписать словосочетания из считалки.
Летела птичка через сад,
Уронила виноград.
Кто его поднимет, тот из кона выйдет
4. Найдите правильное окончание пословиц и поговорок. Подчеркните глаголы .
Не плюй в колодец…
сам упадёшь.
Не рой другому яму…
Не море топит…
а ветры.
Все за одного…
пригодится воды напиться.
С глупыми водиться…
сам поглупеешь.
один за всех.
Звуки, буквы, слог, ударение в слове
1.Когда говорят такие приговорки? Спишите, разделяя слова для переноса.
Сей, сей горох,
Уродится неплох!
Отлично хорош –
Крупен и пригож!
2 Прочитай дразнилки. Кому они предназначены? Выпишите слова, в которых все согласные обозначают твёрдые согласные звуки.
Жадина – говядина,
Турецкий барабан!
Кто с тобой подружится –
Тот рыжий таракан.
3. Прочитай пословицы. Подчеркните буквы на месте мягких согласных звуков.
- Что на уме, то и на языке.
- Нет друга - ищи, а нашёл – береги.
- Учить – ум точить.
- Наделала синица славы, а моря не зажгла.
- У горькой беды нет сладкой еды.
- Отгадай загадки. Сделай фонетический разбор отгадок.
Без рук,
Белы хоромы,
Без ног,
А скачет. (мяч)
Красные подпоры. (гусь)
Гласные и согласные в корне
- Прочитай скороговорки. Научись говорить правильно и быстро. Спиши. Обозначь точкой безударные гласные в корне.
- На возу лоза, у воза коза.
- На дворе трава, на траве дрова.
- По бревну, по бревнышку
Переведу Бурёнушку.
2. Прочитай закличку. Догадайтесь, когда так говорят. Поставьте ударение и выпишите слова с безударной гласной в корне. Подберите проверочное слово.
Солнышко, солнышко
Колоколнышко!
Не веки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло.
3. Прочитай пестушки. Кому они предназначены? Выпишите слова с парными согласными в середине слова, подберите к ним проверочные слова.
Черненькие глазки,
Новенькие сказки,
Песенки и ласки
Этому малышке.
Ладушки, ладушки
Где были? – У бабушки.
- Что ели? – Кашку,
Разбили чашку.
Найдите слова, образованные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
4. Прочитайте загадки. Запишите отгадку, подберите к ним проверочные слова.
Сам алый сахарный.
Кафтан зелёный бархатный.
Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
5. Списать прибаутки, вставить пропущенные буквы .
Вот совушка с_ва,
Большая г_л_ва.
(На) дер_ве с_дит,
Г_л_вою в_ртит,
Во все стор_ны гл_дит
Да и всем г_в_рит:
-Никто совушку (не) б_ет
И за ушки (не) дерет.