Использование игр и упражнений в начальной школе как средства развития творческого воображения у младших школьников
Одним из эффективных средств развития творческого воображения
является игра. На это указывают исследования О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботиной, Е.М. Рендаковой, Л.М. Новокшоновой.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются учащиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические формы и имеет свои специфические задачи. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно усваивается содержание учебной деятельности. Использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения.
Младшие школьники постоянно ощущают потребность в игре, в игровом общении. Но очень часто они нуждаются в помощи не равнодушных взрослых, которые живут детскими проблемами, понимают школьников, принимают их такими, какие они есть, и в то же время создают для них зону ближайшего развития. Именно взрослые (и учителя, и родители) могут выполнять функцию конструктора игры, а так же функцию организатора.
Учитывая данное обстоятельство, психологи разработали серии игр, которые можно использовать в целях развития воображения, как в школе, так и дома, как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Это - дидактические игры и упражнения, которые представляют собой сложное педагогическое явление: они является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Используя дидактические игры, можно создавать игровые комплекты по развитию творческого воображения у младших школьников. На это указывают исследования Л.Ф.Тихомировой, Л.Ю.Субботиной, Е.М. Рендаковой и Л.М. Новокшоновой.
«Комплект [от латин. completus — полный]- это полный набор каких-нибудь предметов, в совокупности составляющих что-нибудь целое»,- такое определение даётся в толковом словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова.
Под игровыми комплектами мы будем понимать набор дидактических игр и упражнений, определенного назначения, взаимосвязанных между собой и являющихся в некоторых случаях продолжением друг друга.
Особенность игровых комплектов в том, что в них включены игры, каждая из которых связана с другими (в некоторых случаях является логическим продолжением предыдущих), а также в том, что в зависимости от цели проведения игры может быть выбран один из его вариантов или фрагментов. Кроме того, играющими может быть создана своя игра на основе предложенной или даже целый игровой комплект.
Е.М. Рендакова, Л.М. Новокшонова рекомендует в начальной школе проведение следующих игровых комплектов по развитию творческого воображения у младших школьников. Первый игровой комплект создан по мотивам известных сказок, сказочных историй, фантастических приключений. Второй игровой комплект создан из игр – ассоциаций (цветовые ассоциации, звуковые ассоциации, выбор ассоциаций по желанию).
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адоптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов – результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:
- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры;
- необходимость включения педагога в игру;
- оптимальное сочетание занимательности и обучения;
- средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.
Дидактичекие игры и упражнения с успехом можно использовать на уроках в начальной школе. В игре «Изменяющийся рисунок» учащимся предлагается большой лист бумаги и набор цветных фломастеров или доска и набор цветных мелков. Взрослый предлагает первому игроку, задумать какое-нибудь изображение и нарисовать только один элемент. Второй игрок говорит, что это может быть, и проводит еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Игра может проходить и без называния своих замыслов, т.е. молча.
На уроках изобразительного искусства в полной мере осуществляется развитие воображения. Любой художественной работе присуще творчество, т.к. оно в изобразительном искусстве связано с необходимостью создания чего-то нового, своего, ранее не существовавшего. Это просматривается в детских рисунках. Когда дети на уроках начинают экспериментировать с формой и цветом, они сталкиваются с необходимостью отыскать такой способ изображения, в котором объекты их жизненного опыта могли бы воспроизводиться с помощью определенных средств. Изобилие оригинальных решений, которые они создают, всегда изумляют, в особенности потому, что дети обращаются, как правило, к самым элементарным темам. Например, при изображении портрета человека дети не стремятся быть оригинальными, и все же попытка воспроизвести на бумаге все то, что они видят, заставляет каждого ребенка открывать для себя новую визуальную формулу для уже известного предмета. В каждом рисунке можно заметить уважение к основному визуальному понятию о человеке. Это доказывается тем, что любой зритель понимает, что перед ним изображение человека, а не какого-либо другого объекта.
В начальной школе программа преподавания изобразительного искусства включает следующие виды уроков: тематическое рисование; рисование с натуры; декоративное рисование. Развитию воображения учащихся более всего способствует тематическое и декоративное рисование.
Декоративное рисование, в основном, развивает репродуктивное воображение, так как обычно дети изучают на занятиях различные виды народных росписей (хохлома, гжель, полхово-майданская роспись и др.) и воссоздают их. Но все же существуют задания, требующие и творческого воображения (например, аппликация, рисование орнамента и др.).
Тематическое рисование более всего способствует развитию творческого воображения. В тематическом рисовании ребенок проявляет как художественные, так и творческие способности. И здесь, прежде всего, необходимо определить понятие самой темы. Существуют общие темы («вечные темы» - добра и зла, отношения между людьми, материнства, мужества, справедливости, прекрасного и безобразного), имеющие множество проявлений и провоцирующие на творчество, и конкретные темы, с четким указанием места и действия, требующие точного выполнения. Они помогают осуществлять диагностику творческого воображения.
Таким образом, в образовательном процессе начальной школы следует широко использовать игровые комплекты, включающие серии дидактических игр и упражнений, связанных друг с другом. В психолого-педагогической литературе они рассматриваются как важное средство развития творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста.