Черепанова Наталья Васильевна
МКОУ «Школа-интернат № 92» г.Нижнего Новгорода
Значение игры для здоровьесбережения учащихся на уроках и во внеурочное время. Использование дидактических игр, начиная с пропедевтического периода детей-первоклассников с ОВЗ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДИК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, которая выводит интересы и возможности ученика на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. Игра – это «ДИТЯ ТРУДА».
Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, он принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.
В игре выявляются нравственные нормы, этические стороны взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое.
ИГРА – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры обучающиеся с ОВЗ познают не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, дети накапливают знания, осваивают язык, общаются, развивают мышление и воображение.
Дж.Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку».
ИГРА – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.
Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. В игре обучающийся учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре.
Игровой элемент – обязательный атрибут каждого урока с младшими школьниками, особенно с детьми с ОВЗ. Очень важно суметь создать у обучающихся положительное эмоциональное состояние, благоприятно влияющее на эффективность усвоения учебного материала, для этого я каждый урок начинаю с использования методики Базарова.
При подборе игровых элементов или игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей с ОВЗ. Игры развивают их познавательные способности, речь, опыт общения с взрослыми и сверстниками. А также прививают интерес к учебным занятиям, формируют умения и навыки учебной деятельности, помогают такому ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения этих элементов или игр интеллектуальная деятельность ребенка с ОВЗ должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски часть обучающихся осуществляет игровую деятельность, то остальные дети играют роль контролеров, судей, учителя и т.д.
Характер деятельности обучающихся с ОВЗ в игре зависит от ее места на уроке, в системе уроков или во внеурочное время. Во время урока игра может быть проведена на любом его этапе. Главное, подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с обучающимися: сигнальные карточки (кружок зеленого цвета с одной стороны – если с ответом согласен, и красного – с другой – если с ответом не согласен). Сигнальные карточки служат средством активизации детей с ОВЗ в игре.
В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей с ОВЗ в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес обучающихся какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить такого ученика из команды, который ответит правильно и получит за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо относиться с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки обучающихся надо анализировать не входе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых обчающихся.
Наблюдение за поведением ученика во время игры может много поведать учителю об индивидуальности ребенка и предоставит возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.
Учитель всегда должен помнить, что с помощью игр, он решает различные образовательные задачи и сберегает здоровье обучающихся.