«Человек играет только тогда,
когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет.»
Ф.Шиллер
Целями работы были:
1.Активизировать познавательную деятельность учащихся.
2.Разнообразить приемы обучения географии.
3.Повысить интерес у учащихся к изучению географии и привить любовь к предмету.
Функции игровых технологий:
- Формирование интереса учащихся в усвоении учебного материала на уроках географии через различные формы игровой деятельности.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
- Толерантное отношение к окружающим.
- Формирование навыков использования дополнительных источников добывания знаний.
Классификация педагогических игр
По дидактическим задачам
Для мобилизации
Для обобщения
и систематизации
знаний тем и разделов
Для закрепления
понятий и терминов
Для контроля знаний,
Умений, навыков
Для тренировки
пространственного
восприятия
территорий (карты)
Классификация педагогических игр
По характеру педагогического процесса
Обучающие
Тренировочные
Контролирующие
Обобщающие
Познавательные
Воспитательные
Развивающие
Коммуникативные
Диагностические
Профориентационные
Репродуктивные
Продуктивные
Творческие
Классификация педагогических игр
По игровой методике
Предметные
Ролевые
Сюжетные
Деловые
Географические загадки.
Их можно использовать на разных этапах урока-обобщения материала или при введении в новую тему.
Ее берет с собой геолог,
Турист, водитель, археолог.
( Карта .) Карты в нем одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда со мной –
Гид по географии.
( Атлас. )
На ноге стоит одной
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
( Глобус.)
Географические шарады.
Чтоб разгадывать шарады, географию знать надо!
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе – мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
( Ком + Пас = Компас.)
Начало – утверждение,
В середке – отрицание,
Конец – местоимение,
А все – страны название.
( Да – ни – я .)
Дешифратор.
В 6м классе при изучении темы «План и карта»,чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, можно зашифровать ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».
м а с ш т а б
При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.
59 с.ш. 11 в.д. О сло
35 с.ш. 51 в.д. Т егеран
13 ю.ш. 76 з.д Л има
52 с.ш. 105 в.д. И ркутск
с.ш. 115 в.д. Ч ита
42 с.ш 78 з.д. Н ью-Йорк
46 с.ш. 75 з.д. О ттава
Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники.
«Слова в словах»
Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”.
Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз.
Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.
« Геоалфавит».
В этой игре может быть несколько вариантов.
В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки
игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по
договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на
географические темы, а члены команды №2 должны дать
ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет
капитан первой команды, например букву П .
- Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.
- Назовите столицу европейского государства. Париж.
- Какая река протекает в Южной Америке? Парана.
- Какую вы знаете горную страну? Памир.
- Назовите известный вам канал. Панамский.
Участвовать могут команды или пары или каждый
ученик отдельно. Задание – называть
географические объекты или термины на буквы
алфавита. Желательно географические объекты
показывать на карте, а терминам давать определения.
Например. Атлантический океан – Белое море –
Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.
Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.
Также в качестве задания можно предложить
перечислить названия животных или растений с
указанием материка или природной зоны, где они
проживают.
«Паучок»
сирокко
торнадо
бора
самум
Ветер
Ветер
бриз
пассат
зефир
муссон
«Третий лишний»
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам,
Может лишние попали,
Расскажите, как узнали.
Например: Амазонка, Нил, Сахара
(лишнее – Сахара, т.к. это пустыня)
«Составьте пару»
Парами могут быть природная зона и почва, государство и столица, материк и река, путешественник и объект, открытый им, религия и государство.
Ассоциации
- Бывает якорная…, бывает золотая…, бывает горная…
(Цепь)
- Бывает на эстраде…, живет в море…, видна в ночном небе…
(Звезда)
- Бывает Ближний…, сторона горизонта…, дело очень тонкое…
(Восток)
- Сельскохозяйственный инструмент…, девичья краса…, узкая песчаная отмель…
(коса)
- Ее можно брать…, у всех она своя…, самая большая у Эвереста…
(высота)
- Бывают чугунные, деревянные, золотые…, в футболе их надо штурмовать…, есть такой пролив Карские…
(ворота)
«Назови город»
РОВ+СТО=?
ТОСКА+РОМ=?
ПОСТЕЛЬ+СОВА=?
ЛОГ+ВОДА=?
ВЬЮН+ЛИС=?
«Сложи слово (карту)»
Вместе нам жилось прекрасно,
Нас разрезали напрасно.
Быстро мы соединимся,
Во что хочешь превратимся.
Р-У-Б-А-Х-А Б-У-Х-А-Р-А
Б-У-Л-К-А К-А-Б-У-Л
Л-Е-Д-И Д-Е-Л-И
Страны и столицы
- Филипп, и ны не плодородна пой ма Нила .
- На подоконнике стояли нас турция и стак ан кара мели.
- Много на своем ве ку ба бушка цветов повидала: орхидеи, а гава , на рциссы.
- Кас сир и я нашли без тру да маск и и серпантин.
- Ира , н е уходите, пока что-нибудь не выбере те . Геран ь возьмите.
- Увижу В италия – погово рим .
“ Географический лабиринт”
Данный приём представляет собой вид теста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ» Если утверждение истинно, то следует идти по стрелки «ДА», а если ложно - по стрелке «НЕТ».
«Установи соответствие»
Высота (м)
Название вершины
6194
Материк
г. Косцюшко
8848
Евразия
г.Джомолунгма
6960
5895
г.Мак-Кинли
Африка
г.Аконкагуа
2228
Австралия
Сев. Америка
массив Винсон
5140
Юж. Америка
Влк. Килиманджаро
Антарктида
«Геопочта»
Учащимся раздаются «письма» (можно «СМС-ки») с описанием природной зоны. Задача разнести по адресатам. На доске висят конверты с названиями природных зон. Задания в данном случае могут быть разнообразны: географические объекты материков, горные породы и т.д.
«Отыщи на карте».
Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий.
«Немая карта».
Ученикам предлагаются фрагменты контурных карт, на которых изображены отдельные объекты. Задача – определить объект, территорию. Можно усложнить задание, предложив ребенку дать характеристику объекта.
«Кластеры»
На этапе актуализации знаний, например при изучении темы «Растительный и животный мир саванн Африки», учащимся предлагается заполнить на доске (или карточке) кластер.
Животные саванн
Птицы ? Копытные
? страус ? ? ? лев ? зебра жираф
«Что такое? Кто такой?»
Игра может проводиться с использованием мультимедиа. На слайде презентации по одному выходят названия гор, равнин, рек, озер, морей, материков, животных, путешественников и пр.в зависимости от целей урока. Ученик идентифицирует объект.
Можно усложнить задание – назвать материк, на котором
находится объект. Отвечать может только один ученик или
игру проводят фронтально, когда участвует весь класс. Игра
должна проводиться в очень быстром темпе. Такая игра
позволяет доводить знание номенклатуры до автоматизма.
«Подчеркни и назови»
Это игра поможет в работе с терминами. На доске список терминов. Учащимся предлагается выйти к доске, подчеркнуть термин и дать определение.
Те термины, которые остались не подчеркнутыми, требуют дополнительной доработки. Сама форма проведения опроса по терминам активизирует учащихся: они начинают искать во всех источниках: учебниках, словарях в конце учебника, в тетрадях. Стремление выйти и подчеркнуть – это элемент игры, но позволяет выявить слабые стороны в знаниях детей, дополнить материал учителем.
«Дополни предложение»
Вниманию учащихся на слайде предлагается предложение, в
котором пропущены слова. Учение должен его прочитать вслух,
заполнив пропуски. Эту игру можно выполнять письменно на
карточках или с использованием мультимедиа.
«Аукцион» на знание карты.
Учитель в начале урока объявляет, что на аукционе выставлены оценки 3, 4, 5. Стоимость оценок составляет: 3 – 15-20 баллов, 4 -20-25, 5 – 26-30.
Каждый учащийся может выбрать по своим силам оценку и выйти к доске, показывая объекты. За каждый названный и показанный правильно объект – 1 балл. Если учащийся показывает больше объектов на оценку «5», то стоимость оценки увеличивается. На доске отражаются результаты аукциона, чтобы классы из этой же параллели могли ориентироваться на «цены» на оценки. На уроке опрашиваются не более 2-3 человек. Может получиться так, что с каждым уроком стоимость оценок растет.
Игра “Раз! Два! Три!”
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: «Раз! Два! Три! Море назови!» При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит , то он выбывает из игры.
Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город)» назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
«Верх – вниз»
Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает
перечислять большие и маленькие по площади государства.
Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и
т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем
самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие
государства, все участники игры опускают руки вниз.
Сделавший две ошибки выбывает из игры.
Игра может продолжаться 2-3 минуты, после чего её можно
повторить, но называть уже надо горы, озёра и т. д.
«Флюгер»
Применяется при изучении темы «Ориентирование
на местности» или «Ветер».
Ученики встают с мест и учитель говорит: «Ветер
дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу(
т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с
запада», и т. д. Или «Ураган». Все кружатся.
«Штиль». Все стоят спокойно.
«Логическая задача»
Логические задачи хорошо известны любителям головоломок. Они представляют собой ряд условий (высказываний), с помощью которых и решается задача. Для этого обычно составляют специальную таблицу, содержащую в себе все возможные выводы. Затем путём логических рассуждений расставляют в ней “+” и “-”, обозначающие верные и неверные выводы.
Игры - соревнования
КВН, «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Геошанс», «Счастливый случай», урок - путешествие
- Подготовка к игре, постановка главной задачи.
- Проведение игры.
- Подведение итогов, результаты.
Игра по станциям
Урок – путешествие по теме «Литосфера» (6класс)
Маршрут
Задания
Долина сомнений
Тесты, разминка
Вершина Капитанов
Разгадай кроссворд
Вулкан «Я знаю»
Работа со схемами
Перевал Успеха
Пик «Я умею»
Разложи термины, сгруппируй слова
Работа с картой, аукцион горных пород
Вершина Победа
Назови вершину, установи соответствие
Привал «На досуге»
Доскажи словечко (рифма), Игра «Шаги»
Скалы Единства
Песенный конкурс
Ролевые игры Пресс-конференция
Встреча журналистов и представителей страны (министров)
Специалисты-исследователи:
- Климатолог
- Историк
- Биолог
- Гидролог
- Этнограф
Деловая игра "Инвестиция"
Деловая игра “Инвестиция” уместно использовать
при изучении темы “ Экономико-географическая
характеристика Центрально - Чернозёмного
экономического района” .
Здесь рассматривается природные условия, население, промышленность и сельское хозяйство областей, входящих в этот экономический район и района в целом.
Тема: Разработка комплексного проекта развития
народного хозяйства Центрально-Черноземного
района.
Игровая технология для подготовки к ГИА
- Немая карта (узнай силуэт, контур, фрагмент карты)
- Установи соответствие (высота – гора, страна – столица, народы – семьи, …)
- Пойми меня (отгадать термин)
- Географическая цепочка (назови объект)
- «Что такое? Кто такой?» (словарная работа)
- Диктант с ошибками (геонебылицы, записки Врунгеля)
- Верификатор (верите ли вы, что…)
- Ассоциации (ветер, вода, бутылка, письмо)
- Почта (разложить объекты по материкам, океанам, природным зонам)
Положительные стороны игровых технологий.
- Теоретические знания становятся более прочными и осмысленными, вырабатываются умения анализировать и прогнозировать географические процессы и явления. Отмечается рост самостоятельности в выполнении заданий, сотрудничества, взаимопомощи.
- Игры дают возможность обучаться на собственном опыте, а не просто выслушивать учителя, позволяют самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями.
- Игры создают возможность переноса знаний из учебной ситуации в реальную, ориентируют в жизненной ситуации.
- Развивают коммуникативные способности, позволяют овладевать групповыми формами работы.
Использование игровых технологий позволяет учителю:
- Создать комфортные условия, необходимые для овладения общеучебными умениями и навыками.
- Создать условия для воспитания детского коллектива.
- Развивать коммуникативные качества учащихся.
- Формировать навыки коллективной работы, способствовать внедрению в практику педагогики сотрудничества.
- Исключать неудовлетворительные оценки по предмету.
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
А.С. Макаренко
Список используемой литературы.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г.
- Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.
- Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
- «География 7-10 классы. Активизация познавательной деятельности». Волгоград:Учитель, 2009 г.
- Кондратюк Н.Н. «Дидактические материалы по географии». М:Сфера, 2003.
- Кульневич С.В. «Современный урок» (серия). Ростов –на-Дону: «Учитель», 2005 г.
- Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. № !
- Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий» (серия).М.Народное образование , 1998 г.
- «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009.
- Ресурсы Интернет.