II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин | Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Лингвистическая разминка -открывается слайд-алгоритм –необходимо назвать ключевое слово алгоритма. « Да-нетка » Вот навык владения словом и поможет вам справиться с лингвистической разминкой, которая называется «Да-нетка». Правила этой разминки таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая наводящие вопросы, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы я могла ответить словами «да» или «нет». Задавайте мне вопросы. 3. теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм) | 2.ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, ВЫЯСНЯЯ ТЕМУ УРОКА - Это правило мы учили в 5 классе? - Это правило о правописании слов? - Это правило о частях речи? - Это правило об имени существительном?
3. рассказывают о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему) | Познавательные УУД: 1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 2. Владеть разными видами чтения и аудирования. Коммуникативные УУД: 1. Владеть приемами рационального слушания. Личностные результаты 1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. |
III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока. | Работа с презентацией: Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость. Далее учитель ведёт подводящий диалог по заданиям. 1.Прочитайте пословицы Что вы уже знаете о правописании не? 2.А что нового вам предстоит узнать? Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь.
3. Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». 4.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу. Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников). Давайте уточним. (Слайд № 5 презентации). Запишите в словарь эти слова и их лексическое значение. Изучение нового материала. 6.Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постараетесь найти эти слова. (Учитель читает грамматическую сказку Ф.Кривина. В те сказочные времен, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева – Ряха, аккуратистка в высшей степени. Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим? Какие слова вы услышали? Как они пишутся с не? Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему? 7. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад. Распределите роли: 1)руководитель группы (организатор работы в группе); 2)оформитель (тот, кто записывает ответ); 3)спикер (выступающий с ответом); 4)эксперт (оценивает работу в группе) В задачу руководителя входит организация работы группы, оформитель записывает ответ в «Лист контроля», спикер отвечает на вопрос, данный группе, эксперт оценивает работу группы по предложенным критериям. Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит помощь тебе не нужна. Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка. Если — с красным, то в помощь тебе даётся учебник. Внимание! На мониторе — порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы-7-10 минут. | 1.Читаю вслух Недруг поддакивает, друг спорит. Дружба верна не лестью, а правдой и честью. Друг в беде не бросит. 2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.) 3.Рассматривают лист: В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом. В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда — раздельно». В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос. 4. Рассуждают, кто такие «невежа, невежда» 5.Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его: не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не. 6. Потому что не употребляются без не ( Неряха, негодяй и др.). - записывают в мыслительный лист первое правило
7. знакомятся с алгоритмом работы в группе Внимательно прочитайте задание Поделитесь с участниками группы своими мыслями по вопросу Запишите ответ в мыслительный лист (оформитель) Озвучьте ответ группы (спикер) Оцените работу группы в зависимости от участия в обсуждении (эсперт) Отвечают на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Каждой группе даны файлы с заданиями (распечатаны слайды для наблюдения над орфограммой) | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). Коммуникативные УУД: 1. Задавать вопросы, работать в группе, паре. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Строить связное монологическое высказывание. Личностные результаты: Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. Регулятивные УУД: 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Составляют алгоритм После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. 2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами. – Сколько условий слитного написания не с существительными? Сколько – раздельного? – Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.) – Как называется орфограмма? – Каков её опознавательный признак? | Составляют алгоритм После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). |
V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. | Упр. 242 развивается умение писать не с именами существительными сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем самостоятельно. Взаимопроверка. Игры «Закончи предложение» и «Исправь ошибки». Задание 1: Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными? (Не)погода помешала уборке урожая, а … (Не)счастье помогло исследователю, а … (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а … (Не)друг ты мне, а … (Не)воля ожидала его, а … Задание 2: В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки. Все с не терпением ожидали решающей минуты. Случившееся показалось мне настоящим не счастьем. Он относится ко мне со скрытой не приязнью. В любом ожидании страшнее всего не известность. Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей. Тест с самопроверкой | | Познавательные УУД: 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: 1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи. 2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями. |