Использование игровых технологий во внеурочной деятельности как средство развития коммуникативных способностей
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в сфере внеурочной деятельности, относятся игровые технологии.
В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам [1]. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию [5, с.74].
Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений. Коммуникативные способности позволяют:
- формулировать высказывание, используя термины;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Итак, формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества [4, с.61].
Существуют различные игры и игровые упражнения, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений. В любой игре происходит взаимодействие участников. Первостепенную роль имеет уровень сформированности коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, сюжета, ролевой позиции [6, с.29].
Опрос учащихся начальных классов, показал, что детям нравится заниматься внеклассной деятельностью. Также большинство детей утверждает, что им легко удается общаться как со сверстниками, так и со взрослыми в процессе внеурочных занятий.
В связи с вышеотмеченным, автором статьи была разработана и апробирована программа по развитию коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, которая состояла из комплексных занятий, осуществляемые в доступной и интересной для детей форме.
Цель программы заключалась в выявлении и развитии коммуникативных способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности.
Стоит отметить, что основными принципами развития коммуникативных способностей младших школьников являются: принцип системности, принцип комплексности, принцип индивидуальности, принцип доминанты, деятельностный принцип, принцип актуальности, принцип научности.
Программа была рассчитана на 30-45 минут в неделю. Общее количество часов 15.
В результате проведения программы по развитию коммуникативных способностей младших школьников, были сделаны следующие выводы: программа помогла установить тесные взаимоотношения «ученик-учитель», «ученик-ученик»; сформулировать собственное мнение и позицию; помогла развитию умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Итак, под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей [2, с.36].
В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений [3, с.17].
Проведя анализ литературы и своего практического опыта по использованию игровой деятельности, автор статьи приходит к выводу о её значимости в решении различных педагогических задач. Возможности игровых технологий в достижении образовательных и воспитательных целей обширны.
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий, используемых во внеурочной деятельности, имеющих своей целью развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся начальных классов.
Литература:
Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 г.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 158 с.: ил. – (Психология для всех).
Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 283 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 2013.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2010. – 126 с.