СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности как средство развития коммуникативных способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в сфере внеурочной деятельности, относятся игровые технологии.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий во внеурочной деятельности как средство развития коммуникативных способностей»

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности как средство развития коммуникативных способностей


Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в сфере внеурочной деятельности, относятся игровые технологии.

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам [1]. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию [5, с.74].

Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений. Коммуникативные способности позволяют:

- формулировать высказывание, используя термины;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Итак, формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества [4, с.61].

Существуют различные игры и игровые упражнения, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений. В любой игре происходит взаимодействие участников. Первостепенную роль имеет уровень сформированности коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, сюжета, ролевой позиции [6, с.29].

Опрос учащихся начальных классов, показал, что детям нравится заниматься внеклассной деятельностью. Также большинство детей утверждает, что им легко удается общаться как со сверстниками, так и со взрослыми в процессе внеурочных занятий.

В связи с вышеотмеченным, автором статьи была разработана и апробирована программа по развитию коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, которая состояла из комплексных занятий, осуществляемые в доступной и интересной для детей форме.

Цель программы заключалась в выявлении и развитии коммуникативных способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности.

Стоит отметить, что основными принципами развития коммуникативных способностей младших школьников являются: принцип системности, принцип комплексности, принцип индивидуальности, принцип доминанты, деятельностный принцип, принцип актуальности, принцип научности.

Программа была рассчитана на 30-45 минут в неделю. Общее количество часов 15.

В результате проведения программы по развитию коммуникативных способностей младших школьников, были сделаны следующие выводы: программа помогла установить тесные взаимоотношения «ученик-учитель», «ученик-ученик»; сформулировать собственное мнение и позицию; помогла развитию умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Итак, под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей [2, с.36].

В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений [3, с.17].

Проведя анализ литературы и своего практического опыта по использованию игровой деятельности, автор статьи приходит к выводу о её значимости в решении различных педагогических задач. Возможности игровых технологий в достижении образовательных и воспитательных целей обширны.

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий, используемых во внеурочной деятельности, имеющих своей целью развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей учащихся начальных классов.


Литература:

  1. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 г.

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014. – 218 с.

  3. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 158 с.: ил. – (Психология для всех).

  4. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 283 с.

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 2013.

  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Наука, 2010. – 126 с.