СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Этот материал будет интересен учителям математики как коррекционной школы так и общеобразовательной
Институт повышения квалификации и переподготовки
Работников образования Курганской области
ПРОЕКТ
ТЕМА
«Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития»
Выполнила: Карпович Елена Григорьевна
Учитель МКОУ «Восходская СОШ»
Мишкинский район
Научный руководитель: Мусихина
Светлана Алекандровна
Курган 2015
Содержание Страницы
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическое обоснование проблемы в
научно-методической литературе…………………………..………………….. 4
Актуальность проекта…………………………………………………………….8
Новизна проекта…………………………………………………………………...9
Проблема. ………………………………………………………………………….9
Гипотеза. ………………………………………………………………………..…9
Цель проекта…………………………………………………………………….....9
Задачи проекта……………………………………………………………………..9
Участники проекта………………………………………………………………..10
Предмет исследования…………………………………………………………....10
Методы реализации проекта……………………………………………………..10
Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………………....11
Этапы реализации проекта……………………………………………………….11
Место реализации проекта……………………………………………………….11
Сроки реализации проекта………………………………………………………..11
Количественный состав исполнителей…………………………………………..11
Возрастной состав исполнителей………………………………………………...11
Продолжительность выполнения………………………………………………...12
План реализации проекта………………………………………………………....12
Описание проекта…………………………………………………………….........13
Анализ результативности работы над проектом…………………………...........18
Вывод……………………………………………………………………………….22
Приложения………………………………………………………………………..24
Литература …………………………………………………………………………2
Введение.
Современное российское образование выдвигает новые требования к системе обучения в школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, нацеленной не только на получение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование познавательного интереса, необходимости постоянного развития.
По данным исследований, в памяти человека остается: 1/4 часть услышанного материала; 1/3 часть увиденного; 1/2 часть увиденного и услышанного; 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Что очень актуально для детей с задержкой психического развития, у которых проявляются недостатки развития внимания и памяти, быстрая утомляемость. Одним из принципов коррекционно-развивающего обучения является принцип наглядности материала.
Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приемом, который реализует принцип наглядности и активизирует интерес школьников, стимулирует их к восприятию знаний, позволяет организовать смену видов деятельности учащихся на уроке. ИКТ можно и нужно использовать на любом этапе урока математики.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой каждый ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников с недостаточной математической подготовкой.
Реализация использования ИКТ в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также организации подходов к повышению познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития. В контексте идей личностно-ориентированного образования эта проблема в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание.
Теоретическое обоснование проблемы в научно-методической литературе
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают великого чешского педагога Я.А. Коменского. Он полагал, что одна из основных задач учителя всеми средствами воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении… Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой…Мало того, - писал Коменский, - что он не будет избегать труда, он будет искать его и не бояться напряжений и усилий». Немецкий педагог – демократ А. Дистервег призывал «сделать обучение увлекательным». Проблема интереса нашла свое отражение и в педагогических сочинениях Л.Н. Толстого. Он подчеркивал, что, убивая всякую живую мысль, творческую фантазию, воображение, невозможно формировать интересы ребенка. Н.Г. Чернышевскому принадлежат слова: «Если десятилетний мальчик не любит учиться, причиной тому не он, а воспитатель, заглушающий в нем любознательность дурными приемами преподавания или непригодным для его воспитанника содержанием его». Оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям разработал великий русский педагог К.Д. Ушинский. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, – писал Ушинский. – Учение – это серьезный труд, требующий волевых усилий, но, тем не менее, этот труд должен быть интересным, привлекательным». В трудах Н.К. Крупской мы находим рекомендации, как следует развивать познавательные интересы учащихся. Подчеркивается, что исключительная роль принадлежит учителю – его эрудиции, любви к предмету, педагогическому мастерству. Умение заинтересовать, пробудить интерес – одно из необходимых качеств хорошего учителя.
В педагогике современной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).
Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой.
Значительный вклад в разработку теории познавательного интереса внесла Г.И. Щукина. По ее словам, «познавательный интерес можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучении., познанию их существенных свойств».
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина). В сферу познавательного интереса включаются не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному и поступательному движению школьника.
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое. Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Во многих исследованиях познавательный интерес как мотив учения рассматривается во взаимной связи с другими мотивами. Г.И. Щукина вычленила признаки, отличающие познавательный интерес от других мотивов учения:
Познавательный интерес – наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения.
Познавательный интерес как мотив «раньше и более осознается школьниками»
Познавательный интерес как мотив носит «бескорыстный характер».
Познавательный интерес, «создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат».
Показатели, характеризующие тот или иной уровень развития познавательного интереса, представлены в таблице.
Уровень
Характеристика деятельности учащихся
Высокий
Высокая самопроизвольная познавательная активность;
интерес к сущности явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям. Стремление разобраться в трудных вопросах;
интенсивно, с увлечением протекающий процесс самостоятельной деятельности; стремление к преодолению трудностей («не говорите», «не подсказывайте, я сам найду»); корреляция интереса и склонности (свободное время посвящается предмету интереса).
Средний
Познавательная активность, требующая систематических побуждений учителя;интерес к накоплению информации, в основе которой лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя; зависимость процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличия побуждений;
преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи;
эпизодические занятия предметом интереса.
Низкий
познавательная инертность; эпизодический интерес к эффектным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности; мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения; полная бездеятельность при затруднениях;
отсутствие склонности к какому – либо виду деятельности.
Таким образом, у школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Условия формирования и развития познавательного интереса.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.
Таким образом процесс развития интереса идет эффективнее если:
на уроках создавать ситуации, вызывающие заинтересованность и любопытство объяснением новой темы, классными и домашними заданиями, постановкой вопросов на сообразительность, глубоким изучением какой-то темы и т.д.;
учащимся давать творческие задания в последовательности по восходящей степени трудности;
найти пути к сохранению детской работоспособности, жизнерадостности, хорошего самочувствия;
использовать современные образовательные технологии
Особенности и механизмы формирования познавательного интереса у школьников с задержкой психического развития.
Система работы в классах коррекционно-развивающего обучения направлена на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.
Психические особенности детей с трудностями в обучении обусловливают специфику в подходе к отбору содержания учебного материала для уроков. На первый план выдвигается то содержание, которое обеспечивает формирование положительной мотивации учебной деятельности, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей.
Особая роль отводится общеучебным и общепознавательным способам деятельности, как важнейшим компонентам учебного содержания, а именно: умениям наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать. Эти умения формируются на материале всех учебных дисциплин, в том числе и математики.
Важнейшее условие эффективного и доступного построения учебного процесса заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главный базовый материал, подлежащий многократному закреплению, а также дифференцировать учебные задания в зависимости от коррекционных задач. Большая роль отводится обогащению, систематизации словаря и развитию связной речи средствами математики.
Учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требовать от школьников интеллектуального напряжения. В то же время учебные задания должны быть безусловно доступны каждому ученику как по темпу, так и по характеру деятельности. Важно, чтобы школьники поверили в свои возможности, испытали интерес к предмету. Именно интерес является сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Актуальность проекта.
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.
В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательного интереса учащихся, сознательности учения, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Опыт преподавания позволил мне увидеть противоречия в массовой практике:
между социальным заказом общества и недостаточной мотивацией учебной деятельности обучающихся;
между едиными программными требованиями к изучению математики и разным уровнем учебных возможностей школьников;
между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений;
между репродуктивным восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической деятельности.
Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности.
Реализация данного проекта направлена на разрешение данных противоречий, поиск путей, возможностей построения системы методического инструментария, позволяющего развивать психофизические возможности и индивидуальные способности школьников с задержкой психического развития для развития познавательного интереса, сохранения успешности их учебной деятельности в условиях современных требований к образованию и с учетом специфики образовательного процесса коррекционного образовательного учреждения.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, массового опыта, представленного в сети Интернет, свидетельствует о том, что в теории и на практике еще не накоплен опыт использования ИКТ для развития познавательного интереса именно у детей с задержкой психического развития. На сегодняшний день еще недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности школьников с нарушением нормального темпа психического развития на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности ИКТ.
Новизна моего проекта состоит в том, что в современной литературе не был описан опыт по использованию ИКТ конкретно при работе с детьми с задержкой психического развития. А уже готовые материалы требуют адаптации к особенностям данного контингента учащихся.
Проблема.
У школьников с задержкой психического развития в среднем звене уровень развития познавательного интереса к такому предмету как математика достаточно низок в связи с его трудностью для данной категории школьников. По исследованиям ученых математика стоит на первом месте в шкале трудности школьных предметов (11 баллов). Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
Гипотеза.
Я предполагаю, что если я буду использовать при обучении школьников с задержкой психического развития ИКТ, то у них повысится интерес к изучению математики как к предмету, что в свою очередь повлияет на уровень математической подготовки учащихся.
Цель проекта:
разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния ИКТ на повышение познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития.
Задачи проекта:
Поставленная цель и сформулированная гипотеза определяют задачи проектной деятельности:
1. на основе изучения современной психолого-педагогической литературы проанализировать возможности ИКТ, способствующие развитию познавательного интереса школьников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации;
2. повышать уровень профессионализма и самообразования для обеспечения готовности к экспериментальной деятельности;
3. проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
4. разработать систему диагностики, ориентировав ее на отслеживание результативности проектной деятельности;
5. повысить интерес учащихся к математике;
6. апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;
7. проанализировать результаты работы над проектом;
8. обобщить полученный методический опыт, представить его коллегам.
Участники проекта:
учащиеся среднего звена с 7 по 9 класс,
учитель математики Янковская Галина Дмитриевна
Предмет исследования:
система педагогического и методического сопровождения обучения математике, способствующая развитию познавательного интереса школьников с задержкой психического развития и сохранению их учебной успешности при завершении обучения.
Методы реализации проекта.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы проекта используются следующие методы исследования.
Теоретические:
анализ закономерностей в развитии ребенка с задержкой психического развития;
современных тенденций в развитии образования (в том числе специального);
анализ психолого-педагогической литературы – в ходе разработки программы проектной деятельности;
анализ при изучении и представлении научных фактов, а также обосновании собственной точки зрения на формирование и развитие учебной успешности по математике школьников с задержкой психического развития.
Эмпирические:
организованное педагогическое наблюдение;
беседа;
тестирование;
метод экспертной оценки и самооценки.
Математические:
статистические методы обработки данных, полученных при диагностике
Ожидаемые результаты реализации проекта.
Краткосрочные: повысится познавательный интерес к предмету и как следствие качество усвоения учебного материала.
Долгосрочные: поможет учащимся успешно пройти государственную итоговую аттестацию и продолжить профессиональное обучение.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап с 01.01.11 г. по 9.11.11 г.
Основной этап с 10.11.11 г. – 25.05.14 г.
Заключительный этап – 01.09.14 г. по 31.05.15 г.
Место реализации проекта:
ГКС(К)ОУ «Калужская школа – интернат №1VII вида».
Сроки реализации проекта: с 01.01.11г. по 31.05.15 г.
Практический результат – создание методических рекомендаций по созданию электронных презентаций и использованию ИКТ на уроках математики и формирование копилки дидактического материала.
Количественный состав исполнителей: коллективный.
Возрастной состав исполнителей: 13 – 15 лет.
Продолжительность выполнения: 4,5 года.
Результативность реализации проекта определяется при помощи динамической диагностики, анкетирования, тестирования, по показателям развития познавательного интереса к предмету.
План реализации проекта
Задачи
Деятельность
Ожидаемый результат
1 этап (с 01.01.11 г. по 9.11.11 г.) Подготовительный. Аналитико – диагностический.
1
Изучение и анализ материалов по теме проекта.
Анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме.
Сбор и анализ информации по теме проекта. Определение цели и задач. Повышение уровня самообразования.
2
Определение особенностей и механизмов формирования познавательного интереса на уроках математики школьников с задержкой психического развития.
Проведение исследований. Выводы на основании исследований и наблюдений из опыта работы.
Формулировка проблемы, гипотезы, практической значимости проекта. Выявление уровня сформированности познавательного интереса.
2 этап (с 10.11.11 г. – 25.05.14 г.). Основной. Практический.
1
Подбор материала и создание заданий, способствующих развитию индивидуальных способностей, познавательного интереса к предмету.
Систематизация и апробирование возможностей ИКТ способствующих повышению познавательного интереса.
Привлечение учащихся к активной деятельности, выявление заинтересованности учащихся.
2
Проведение уроков использованием ИКТ.
Разработка конспектов уроков по математике с использованием ИКТ.
Привлечение учащихся к активной деятельности. Повышение мотивации, веры в собственные силы.
3 этап (с 01.09.14 г. по 31.05.15 г.) Заключительный. Аналитико – обобщающий.
1
Анализ проделанной работы по проекту, презентация наработок
Оформление методических разработок уроков в электронном виде с применением ИКТ по повышению познавательного интереса на уроках математики.
Обмен опытом. Трансляция опыта на федеральном уровне.
2
Диагностика эффективности проекта.
Проведение мониторинга и анкетирование.
Анализ результатов, наличие положительной динамики. Успешное завершение основной школы учащимися с задержкой психического развития.
В результате работы над проектом учащиеся получат возможность:
- развивать умение учиться, повышать личностный потенциал, познавательную мотивацию, уверенность в собственных силах и самостоятельность, что позволит сохранить их учебную успешность при дальнейшем продолжении обучения;
- определять и развивать индивидуальные способности и склонности на занятиях;
- повысить свою ИКТ компетентность.
Описание проекта
В подготовительный этап изучила, проанализировала литературу и всю собранную информацию по проблеме; провела диагностику учащихся. Выступила на научно – практической конференции «Обучение, воспитание и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» по теме «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики на II ступени обучения СКОУ VII вида посредством использования электронных презентаций» (2011 г.) Проанализировав свой опыт сделала вывод, что приоритетным направлением моей деятельности станет использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития. Выбрала инструментарий для диагностики уровня развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития.
Было проведено входное анкетирование учеников с целью выявления отношения к предмету.
Учитывая приобретенные знания и данные, были разработаны методические рекомендации по созданию электронных презентаций и применению ИКТ на различных этапах урока для педагогов. Был создан дидактический материал по применению ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики для учащихся с задержкой психического развития.
С 10 ноября 2011года начался основной этап в реализации проекта. Использование ИКТ начала плавно, постепенно, от простого к сложному.
В ноябре я была участником семинара по ФГОС в школе-интернате № 5, посетила два открытых уроках в средней школе методам по повышения познавательного интереса к уроку. Там же я смогла поделиться своим личным опытом и получить ответы на интересующие меня вопросы.
В декабре 2011 на заседании методического объединения вниманию своих коллег представила «Методические рекомендации по созданию электронных презентаций» с памяткой по материалу.
Сначала использовала электронные презентации на уроках для объяснения нового материала. Учащиеся в конце урока оценивали его интересность и полезность для себя на этапе рефлексии. Затем постепенно расширила возможности использования ИКТ на своих уроках:
проводила проверку домашнего задания с помощью
презентации – теста с анимацией, который содержал формулировку задания и варианты ответа, где с помощью анимации отмечался правильный ответ или, отбрасывались неверные;
презентации – контроля для организации взаимопроверки домашнего задания;
на этапе актуализации знаний использовала
презентацию с отсроченными ответами, которая содержала формулировку задания, с помощью анимации появлялся правильный ответ;
презентацию с анимированными слайдами;
на этапе объяснения нового материала применяла
презентацию – модель где с помощью анимации создавалась модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи;
слайд – шоу с демонстрацией иллюстраций с минимальным количеством текста, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов.
на этапе закрепления знаний использовались
презентация – задание, которая содержала формулировку задания, с помощью анимации организовывалось поэтапное решение задания и ответ;
презентация – слайды с вопросами и гиперссылками на файлы с теоретическим материалом, анимацией алгоритма.
Также я включила в свою работу и успешно использовала готовые компьютерные программы. На каждом конкретном уроке были использованы определенные программы исходя из целей урока и их целесообразности.
В 7 классе я использовала компьютерные программы:
«Построение графика функции по точкам» при изучении темы «Линейная функция и ее график», «Функции у = х2, у = х3 и их свойства».
Компьютерная программа «Транспарант. Графики функций (преобразования, операции, основные задачи)»
«Электронный репетитор – тест по алгебре для 7 класса»
После чего решила привлечь учащихся к созданию презентаций и ввела в показ презентаций, слайды, приготовленные самими учениками – исторические справки, решение упражнений домашнего задания, которые не имели большого объема, доказательство несложных теорем. Сначала это были более сильные школьники, затем в работу включились и все остальные, работа велась и в группах по желанию.
В мае 2012 года на заседании методического объединения был представлен отчет по теме самообразования «Методические рекомендации по использованию ИКТ на различных этапах урока».
На конец учебного года провела диагностику отношения к предмету и уровня развития познавательного интереса.
В 2012 – 2013 учебном году начала использование flash – роликов. Сначала я их использовала только как сопровождение нового учебного материала, затем начала применять ролики на этапах закрепления или проверки знаний. Например, выключала звук, чтобы не был слышен дикторский текст и предлагала ученику поработать диктором, рассказывая о том, что происходит на экране. Если анимация иллюстрировала только один процесс, то это был один ученик. Длительную анимацию разбивала на части, которые озвучивали последовательно несколько учащихся. Еще один вариант, не выключая диктора, я останавливала анимацию и просила детей продолжить правило, определение, привести свой пример к тому, что сказал диктор.
В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school– collection.edu.ru) можно найти хорошие анимации практически по всем разделам математики.
С начала 2012 – 2013 учебного года мои ученики начали работу над индивидуальными проектами по математике. Учащиеся самостоятельно выбрали темы проектов, подбирали материал, под моим руководством готовили электронные презентации для защиты проектов. Защита проектов прошла 30 января 2013 при участии администрации школы и одноклассников, дети самостоятельно представили свои работы на суд жюри. Всем выступлениям были даны хорошие оценки. Учащимся понравился опыт создания проектов.
В январе 2013 года провела открытый урок геометрии в 8 классе на тему «Средняя линия треугольника» с использованием ИКТ.
Анализ урока коллегами показал, что учащиеся с интересом узнавали новое, участвовали в поиске формулировки определения средней линии треугольника, на уроке царила доброжелательная атмосфера. Каждый ребенок чувствовал себя успешным, что показал этап рефлексии и итог урока.
В марте 2013 года прошла обучение по программе «Информационно-коммуникационные технологии» по теме «Использование ИКТ-технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Калужской области «Калужский государственный институт модернизации образования».
В мае 2013 года на заседании методического объединения был представлен отчет по теме самообразования «Применение ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики».
В 8 классе я использовала компьютерные программы:
«Интерактивный транспарант «Степенная функция»» при изучении тем
«Функция у = к/х и ее график», «Функция у = √х и ее график»
Квадратные уравнения (генератор карточек) (для учителя)
«Генератор заданий по теме «Квадратные уравнения»» (для учителя)
В ноябре 2013 года выступила на заседании методического объединения по теме «Интерактивная доска на уроках как средство активизации познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)».
Участвовала в конкурсе педагогического мастерства в своей школе, представив коллегам урок применением ИКТ. Коллеги отметили, что учащиеся на уроке активны, не боятся высказывать свои мнения, с интересом участвуют во всех видах деятельности.
Провела уроки для педагогов методического объединения:
в декабре 2013 года – урок геометрии по теме «Теорема синусов»;
в феврале 2014 года – урок по алгебры по теме «Определение арифметической прогрессии»;
в апреле 2014 года – урок геометрии по теме «Цилиндр»;
в апреле 2014 года – урок по алгебры по теме «Решение задач на проценты (подготовка к экзамену)».
На уроках я показала возможности применения ИКТ на уроках математики. Присутствующие педагоги дали высокую оценку всех проведенных уроков. Анализ уроков показал, что познавательный интерес учащихся на таких уроках повышается, учащиеся с удовольствием участвовали в поисковой деятельности, в течение всего времени урока была доброжелательная обстановка. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха на разных этапах урока, что показали этап рефлексии и итог урока.
В 9 классе я использовала компьютерные программы:
Интерактивный транспарант «Движения на плоскости»
«Арифметическая прогрессия»
«Геометрическая прогрессия»
Компьютерная программа «Транспарант. Графики функций (преобразования, операции, основные задачи)»
Провела диагностику интереса учащихся к математике и уровня развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития.
С 01.09.14 года начался заключительный этап работы над проектом. Я создала методические рекомендации по использованию ИКТ и сформировала копилку дидактического материала. Выступила на заседании методического объединения с отчетом по работе над проектом. Коллеги оценили данный опыт, как положительный и взяли себе на заметку использование методических рекомендаций и дидактического материала. Осуществила трансляцию своего опыта на интернет сайтах Дистанционный образовательный портал «Продленка», «Копилка уроков – сайт для учителей». Провела анализ диагностики развития познавательного интереса у учащихся, проследила динамику. Проанализировала результаты проектной деятельности.
Анализ результативности работы над проектом
Устойчивый познавательный интерес школьников, – один из критериев эффективности педагогического процесса. Выявить уровень интереса, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником. Важнейшим методом изучения познавательного интереса является наблюдение, которое дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса на уроке. Для наблюдения необходимо иметь те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
Изучение познавательных интересов школьников настоятельно требует их диагностики, выявление особенностей и уровня развития каждого из них, чтобы нацелить педагогические воздействия с большей точностью и надежностью. Этому в известной степени помогает беседа с учителями, родителями и самими учениками.
Для определения уровня познавательного интереса использовалась методика Г.Ю. Ксензовой «Сформированности учебно-познавательного интереса». Исследование проводилось в течение трех лет, на одной и той же группе учащихся. Результаты представлены в таблице.
Уровни развития познавательного интереса.
Название уровня
7 класс
(2011 – 2012 уч. год)
8 класс
(2013 -2014 уч. год)
9 класс
(2014 -2015 уч. год)
1. Отсутствие интереса
0%
0%
0%
2. Реакция на новизну
27%
18%
0%
3. Любопытство
27%
18%
9%
4. Ситуативный учебный интерес
28%
19%
18%
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес
18%
27%
45%
6. обобщенный учебно–познавательный интерес
0%
18%
28%
Таким образом, наблюдается позитивная динамика в достижениях основных планируемых результатов. Применение ИКТ способствовало развитию познавательного интереса: к концу 9 класса снизились уровни реакции на новизну, любопытства, и ситуативного учебного интереса. Преобладает устойчивый учебно-познавательный интерес. У некоторых учащихся появился обобщенный учебно-познавательный интерес. Даже слабые ученики активны на уроках, с удовольствием решают задачи, уверенно участвуют в поисковой деятельности на уроке.
Методом анкет можно проследить изменение направленности познавательного интереса учащихся от класса к классу. Результаты анкетирования, полученные в ходе исследования мотива изучения математики, проведенного на одной группе учащихся, представлены в данной таблице.
Мотив
Класс
7
8
9
Интерес к предмету (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие).
36%
54%
72%
Сознательность (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
45%
36%
28%
Принуждение (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя).
19%
10%
0%
Из анализа данных следует, что 72% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Значит, интерес к предмету – самый сильный стимул к учению. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют положительные оценки по предмету. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше результаты. Интерес к изучению математики учащихся к 9 классу повысился, и в первую очередь этому способствовало применение ИКТ.
Общие результаты обучения:
Показатели
2011 – 2012 уч. год
2012 – 2013 уч. год
2013 – 2014 уч. год
7 класс
8 класс
9 класс
Уровень обученности
100%
100%
100%
Уровень обученности и успешности по математике (алгебре и геометрии) в течение нескольких лет является стабильным. Все учащиеся, изучающие математику успевают. Уровень качества знаний, обучающихся повысился до 17% (по результатам государственной итоговой аттестации). Математика у многих учащихся является одним из любимых предметов. Обучающиеся подтверждают качество знаний в профессиональных образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта для участников образовательного процесса
Реализация проекта позволила:
Учащимся:
развить умение учиться, повысить личностный потенциал, познавательный интерес, уверенность в собственных силах и самостоятельность, что позволит сохранить их учебную успешность при дальнейшем продолжении обучения;
получить возможность определить и развивать индивидуальные способности и склонности на занятиях;
повысить ИКТ компетентность.
Педагогам:
повысить свою методическую компетентность;
обменяться положительным опытом, интересными наработками по проблеме проекта;
дать возможность учителям основной школы практически оценить возможности ИКТ для повышения познавательного интереса учащихся с задержкой психического развития.
Образовательному учреждению:
формировать положительный имидж образовательного учреждения на региональном уровне;
путем проектной деятельности определить эффективность применения ИКТ в системе коррекционно-развивающего обучения.
Вывод.
Проблема развития познавательного интереса всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Сегодня она особо значима, так как современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности в решении любого рода проблем. Ведущая деятельность школьника – учение. Именно она оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты учебной деятельности вырабатываются постепенно, поэтому важно использовать такие формы, которые могли бы служить эмоциональной опорой в процессе учения, облегчали бы адаптацию учащихся в новой деятельности.
Опыт работы над проблемой «Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития» имеет положительные результаты. У учащихся повышается интерес к предмету. При проведении внутришкольных мероприятий мои ученики принимают самое активное участие. Учащиеся, при подготовке к занятиям, готовят сообщения, получают навыки самостоятельной исследовательской работы, которая пригодится при дальнейшем профессиональном обучении.
Уровень обученности школьников по математике по полугодиям и за год на протяжении последних лет составляет 100%. Анализ объективных показателей моей работы свидетельствует о позитивной динамике качества обученности.
Отношение учащихся к учебному процессу по математике.
№
Уровень
Вопросы
2011 - 2012
2012 - 2013
2013 - 2014
1
Обязательство в учении
1. заставляют родители
2. это мой долг
3. полезен для жизни
4. необходим для продолжения
обучения
2,1
0,9
1,4
0,8
1,9
1,1
1,6
1,0
1,7
1,3
1,8
1,1
2
Ситуативный интерес
1. на уроке интересно
2. нравится учитель
3. проявляю интерес к химии
1,3
1,2
1,1
1,4
1,3
1,2
1,6
1,5
1,4
3
Познавательный интерес
1. люблю предмет
2. стремлюсь узнать больше, чем дает учитель
3. испытываю интерес к
самообразованию.
1,1
0,3
0,8
1,2
0,4
1,1
1,5
0.6
1,4
(«0»-никогда; «1»-иногда; «2»- всегда)
В итоге по результатам анкетирования 25% обучающихся оценили интерес к предмету на высоком уровне, около 48% сочли изучение предмета, как полезным для жизни и более 70% считают, что я интересно веду уроки и справедливо оцениваю учебные достижения учащихся.
Результативность образовательных достижений учащихся, положительная динамика формирования познавательного интереса в соответствии с требованиями образовательной программы по математике показывает результативность работы над проектом.
Приложения
Презентации и уроки
Компьютерные программы
Документы
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.
2. Возрастная и педагогическая психология. //Под ред.А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1990. - С.101-215.
3. Демченкова Н.А., Моисеева Е.А. Система математических задач как средство формирования познавательного интереса к математике/Актуальные проблемы обучения математике. -Т.2. -Орел: изд. ОГУ, 2002. -С.173-176.
4. Казанцев Ю. Стимулирование учебной деятельности школьников 5-7 классов. //Народное образование. -2000. -№7. -С.135.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. –Учпедгиз, 1939. -С.200.
6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. -№2. - С.5-46.
7. Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся. //Педагогика. -2002. -№3. -С.8.
8. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным. //Педагогика. -2000. -№4.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М., 1945. -С.511.
10. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. //Математика в школе. - 1993. -№2. - С.17-21.
11. Формирование познавательных интересов школьников. //Под ред. Щукиной Г.И.-Л., 1968.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.
13. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI веке. – М.: 1999
14. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1.
25
Опыт организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в российской сельской школе
Байбородова Л. В. [about] , Паутова, Л.Б. [about]
Сегодня в сельских общеобразовательных школах России обучается много детей с проблемами в развитии. В некоторых из них число учащихся VII вида (с задержкой психического развития) и 8 вида (умственно отсталых) достигает 30-40%. Естественная, а иногда просто вынужденная в силу разных обстоятельств, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников является сегодня распространенной [3; 8]. Причины такой интеграции чаще всего могут быть следующие: отсутствие специальных (коррекционных) учреждений на селе, их отдаленность от места проживания ребенка и в этой связи нежелание родителей обучать своих детей в специальных учреждениях в отрыве от дома.
В соответствии с Законом об образовании и Конвенцией о правах ребёнка общеобразовательная школа призвана подготовить детей с умственными, физическими и психическими отклонениями, как и нормальных детей, к жизни в условиях современного общества. Анализ опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в сельских общеобразовательных школах показал существование различных вариантов организационного решения этой проблемы [7, с.30-31].
Создается школа, в которой обучаются почти все дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в конкретном муниципальном районе.
Если в сельской школе достаточно много детей с ограниченными возможностями здоровья, например, с задержкой психического развития, формируются специальные коррекционные классы.
В сельских школах часто создаются разновозрастные коррекционные группы, где работают специально подготовленные педагоги.
В большинстве сельских школ дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах вместе с другими детьми, нормально развивающимися сверстниками, но по своим индивидуальным планам и программам.
Выбор варианта организации обучения сельских детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от многих обстоятельств, при этом в ряде школ присутствуют несколько способов организации обучения таких детей. Во всех случаях важнейшая задача сопровождения детей с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь им успешно интегрироваться в общеобразовательную школу, в среду сверстников и дать почувствовать себя комфортно, а также развиваться с учётом своих возможностей [3, 8].
Выпускник, имеющий проблемы, связанные со здоровьем, должен войти в общество, найти своё место в нем как полноценный и полноправный его член, способный к самостоятельной жизни, взаимодействию с окружающими людьми и полезной продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения целей социализации, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.
Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к социальному окружению обеспечивается целенаправленной деятельностью педагогов в двух направлениях: повышение личностного потенциала самих детей с ОВЗ и работа с окружающими их людьми (главным образом, сверстниками) с целью повышения их толерантности к детям, которые отличаются от них по темпу психического развития и уровню здоровья.
Рассмотрим один из вариантов организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. С 2005 года по решению департамента образования Тутаевского муниципального района в Емишевской школе были открыты специальные (коррекционные) классы для обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и диагнозом «умственная отсталость». Такие дети были выведены из средних школ города Тутаева с наполняемостью классов 25–30 человек и интегрированы в малочисленную сельскую общеобразовательную школу с наполняемостью классов до 12 человек.
В настоящее время в школе обучаются 102 человека, 10 из них - на дому, 10 имеют по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) VII вид, 68 человек - VIII вид. Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие диагноз F – 70 (VIII вид), обучаются в специальных (коррекционных) классах и разновозрастных группах. Дети, имеющие диагноз F - 80 (VII вид), интегрированы в общеобразовательные классы.
Цель школы – помочь ребенку познать самого себя, свои возможности, самоопределиться, предоставить ему возможность для самореализации, чтобы ребенок почувствовал себя нужным для общества [3, с.10-11].
Учебный план школы состоит из трех частей: общеобразовательные предметы, трудовая подготовка, коррекционная работа. Обучение в специальных (коррекционных) классах VIII вида организовано следующим образом. В 1–4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5–9 классах продолжается обучение по общеобразовательным предметам, с 5 класса вводится трудовое обучение с профессиональной направленностью.
В процессе обучения учащиеся достигают уровня функциональной грамотности, овладевают навыками общения, учебного труда, культуры поведения. Из традиционных обязательных учебных предметов изучаются чтение и развитие речи, письмо, математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, физкультура. В 5 классе введено природоведение, в 8-9 классах – обществознание. В 5-9 классах один час математики отводится на изучение элементов геометрии.
В системе обучения и воспитания детей с ОВЗ важное место отводится трудовой подготовке, в процессе которой решаются образовательные, воспитательные и лечебные задачи, а также задачи социальной адаптации. В связи с этим в школе трудовому обучению детей уделяется большое внимание. Трудовая подготовка состоит из трудового обучения (1-4 классы) и профессионально-трудового обучения (5–9 классы).
Программа по трудовому обучению в начальной школе в специальных (коррекционных) классах VIII вида предусматривает следующие виды работ:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
С 5 по 9 класс в специальных (коррекционных) классах VIII вида проводится профессионально-трудовое обучение. Учитывая материально-техническую базу, возможности и интересы обучающихся, а также запросы родителей было решено выбрать два основных направления профессионально-трудового и производственного обучения: швейное дело и столярное. В школе имеются комбинированные мастерские для мальчиков, оборудованные слесарными станками и верстаками, и для девочек, оснащенные различными швейными машинами (производственными, ножными, ручными, с электроприводом и оборудованной зоной для домоводства). На основе обследования детей, изучения их индивидуальных возможностей, и с целью профессионально-трудового обучения обучающиеся делятся на две группы. Девочки и мальчики имеют возможность выбрать то, что их больше интересует. Так, с пятого класса Андрей П. выбрал швейное дело, с удовольствием посещал эти уроки и по окончании 9 класса сдавал экзамен по данному курсу.
При организации самостоятельной работы дети учатся эффективно общаться в коллективе, решать возникающие вопросы, находить выход из проблемных ситуаций. Кроме того, у детей не развивается комплекс неумелого, неспособного ученика, поскольку задания распределены так, чтобы они были посильны для выполнения учащимися с различным уровнем развития. Важно, чтобы планка возможностей ученика не была занижена или завышена – всегда должен быть простор для творчества, для самореализации. Таким образом, на уроках создаются ситуации успеха, которые способствуют повышению познавательной активности учащихся, желанию трудиться.
У каждого ребенка свои индивидуальные особенности. Одни выполняют задание быстро, другие медленно, поэтому старшие ученики оказывают помощь младшим. Во время урока дети подходят друг к другу, спрашивают, советуются, обращаются за помощью. Ученики любят работать группами, выполняя мини-проекты, например: «Поселок моей мечты», «Корзина с овощами», «Дом из буквы моего имени» и др.
На занятиях по трудовому обучению при выполнении заданий в различных видах деятельности (шитье, вышивание, резьба и др.) решаются проблемы развития пространственных представлений, зрительно-моторной координации, восприятия цвета, формы, величины, конструктивной деятельности; развиваются умения планировать свою работу, ориентироваться в задании, правильно оформлять свои действия речью. Для этого используется комментирование учащимися последовательности операций с опорой на инструкционную технологическую карту.
В классе, где обучаются дети с ОВЗ VIII вида, каждый ученик имеет определенное поручение (уход за растениями, уборка закрепленного за учеником участка, хранение игрового материала и др.). В 5–9 классах предусмотрены факультативные занятия, которые проводятся с небольшими группами учащихся для получения ими дополнительно жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессий и свободной ориентировки в современном обществе и быту.
По окончании учебного года на базе школьных мастерских проводится летняя трудовая практика в 5-7 классах (в течение 10 дней), в 8-9 классах (в течение 20 дней). В конце 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ государственного образца об окончании учреждения.
В последнее время особое место отводится проектной деятельности. Для этого в учебный план введен курс «Основы проектной деятельности» в общеобразовательных классах и специальных (коррекционных) классах - разновозрастных группах. Проектная деятельность позволяет учащимся активно взаимодействовать с социумом, формировать навыки социального общения и в конечном итоге чувствовать себя нужными другим людям, быть успешными в социально значимой деятельности, доступной для детей данной категории [2].
В рамках уроков профессионально-трудового обучения дети с ОВЗ выполняют следующие проекты: «Изготовление мебели для квартиры», «Ремонт класса», «Школьный дворик» и другие. Активную помощь в реализации этих проектов оказывают родители. Они осознают, что те умения, которые дети приобретут в стенах школы, потребуются им для более успешной социализации во взрослой жизни.
Родители обучающихся уже с первых классов задумываются о том, кем будут их дети после окончания школы. По инициативе родительского комитета была составлена программа по профориентации учащихся 7-9 классов, которая включает в себя посещение образовательных учреждений в Ярославле, Рыбинске, Гаврилов-Яме, где после окончания 9 класса могли бы продолжить свое обучение дети с ОВЗ. Родительский комитет оказывает помощь в предоставлении транспорта для таких экскурсий, в которых участвуют дети и их родители.
Кроме трудовой деятельности коррекционные функции в развитии детей выполняют также специальные занятия: в 1-4 классах – ритмика, развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, с 5 по 9 класс - социально-бытовая ориентировка.
Особенно важны для развития детей коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия, которые проводятся с 1 по 7 класс. Учащихся 1-4 классов с выраженными речевыми дефектами посещают занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия лечебной физкультуры (ЛФК) — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
В школе предусмотрены лечебно-оздоровительные мероприятия с учетом заболеваний школьников. Эти мероприятия повышают устойчивость организма к учебным нагрузкам. На базе специально оборудованного кабинета организованы как групповые, так и индивидуальные занятия, в зависимости от заболевания, массаж специалистом-медиком, утренняя гимнастика перед уроками, физкультминутки на уроках, проводятся подвижные игры на переменах и по возможности на свежем воздухе.
В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований общешкольного, районного и областного значения. Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, принимают в них самое активное участие, каждый по своим способностям. С целью сохранения здоровья учащихся школа проводит целенаправленную работу по профилактике табакокурения и употребления психотропных веществ.
Развитие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, обеспечивается всеми специалистами, которые тесно взаимодействуют с семьей ребенка. Социальный педагог и классный руководитель проводят постоянную индивидуальную работу со всеми членами семьи.
Специалисты-медики, гинеколог, педиатр, нарколог, стоматолог на базе учреждения ведут большую просветительскую работу с учащимися, педагогами и родителями, ежемесячно организуя различные мероприятия. Еженедельно на базе школы работает психиатр из Тутаевской детской поликлиники, ведущий осмотр и прием детей с родителями, индивидуальные консультации с ними. Особенно возрастает понимание родителями важности систематических лечебно-корректирующих мероприятий после патопсихологического врачебного обследования детей в присутствии родителей. Родители вовлекаются в процесс обследования и убеждаются в том, что не лень ребенка является причиной когнитивных нарушений и школьных затруднений. Объяснение родителям механизма действия лечебных факторов на доступном их пониманию уровне вовлекает родителей в сотрудничество с врачом.
В рамках своей работы психиатр осуществляет просветительскую деятельность не только для родителей, но и для педагогов, расширяя их знания о специфике взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Психиатр активно участвует в работе школьного консилиума.
Классными руководителями ведутся дневники наблюдения за развитием каждого ребенка. На основе диагностик психолога и дефектолога отслеживается, какими темпами ребенок может осваивать программу, вводятся дифференцированные задания, учитывающие индивидуальные особенности развития учащегося [3].
Педагоги стремятся проектировать индивидуальные планы и программы обучения детей по некоторым темам и предметам, разрабатывать образовательные маршруты, учитывая индивидуальность ребенка, прогнозируя степень успешности обучения. Прежде чем выбрать индивидуальный маршрут развития ученика, ребенок направляется на психолого-медико-педагогическую комиссию, где проводится медицинская диагностика и обследование психологом. Каждый ученик имеет медицинскую карту развития, в которой отражены все его индивидуальные показатели.
Один из организационных способов решения вышеперечисленных проблем – консилиум, который является структурным подразделением службы сопровождения ребёнка. Это постоянно действующий, объединённый общими целями коллектив специалистов, разрабатывающий и реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребёнка. В то же время консилиум – самостоятельная организационная форма методической работы педагогического коллектива, наделённого правом разрабатывать индивидуальные программы развития ученика, давать рекомендации по его сопровождению и контролировать ход этого процесса [7, 9].
Важное место в социализации детей занимает внеурочная деятельность, в которую включаются учащиеся общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов [1]. Педагоги стремятся к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не были изолированы от учащихся общеобразовательных классов. Учителя и специалисты целенаправленно создают благоприятную психологическую атмосферу для комфортного пребывания в школе всех детей. Наблюдается уникальный процесс, когда интенсивное развитие учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет за счет взаимодействия и совместной деятельности с детьми общеобразовательных классов.
В отличие от учебного процесса, который определяется учебными планами, программами и организуется по классам или в разновозрастных группах, воспитательный процесс строится более гибко с учетом интересов и потребностей детей, их возможностей, предложений родителей, что позволяет реализовать себя всем детям, имеющим различные способности. Трудовые дела, праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому ученику участвовать в доступной и интересной деятельности, добиваться успеха. Педагоги обеспечивают совместную творческую деятельность, труд и отдых всех обучающихся: работа школьного лагеря в период осенних, весенних и летних каникул; совместные поездки в филармонию, цирк, музеи и т.д. Проводится много экскурсий по городам области и России. Таким образом, внеурочная деятельность в равной мере доступна всем детям, обучающимся в школе. Это дает свои положительные результаты: повышается уровень развития и социализации одних и формируются гуманизм, человеколюбие, толерантность у других.
Использованная литература
Байбородова Л.В.Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность сельских школьников: учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
Бурыкина Н.М. Социально-педагогическая поддержка учащихся с особыми проблемами в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2003. – 22 с.
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: под ред. В.А. Сластенина - 5 изд. стереотип. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
Демьянов Ю.Г. Диагностика психологических нарушений: практикум. – СПб.: ИД «МиМ», ТОО «Респекс», 1999. – 224 с.
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психологические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения //Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2008. - № 1 (25). – С.5-13.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в сельской школе: методическое пособие; под ред. Л.В. Байбородовой - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2009. – 172 с.
Коноплева А.Н. Структурно-содержательные особенности интегрированного обучения детей с психофизическими нарушениями. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. 164 с.
Консилиум – решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психологические материалы; авт.-сост. О.Б.Григорьева и др.- Волгоград: Учитель, 2009. – 255 с.
Специальная педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: под ред. М.Н. Назаровой. – 2 изд. Стереотип. – М.: Академия, 2002. – 400 с.
Шевченко С.Г.Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 1990. – 78 с.