«Использование ИКТ на уроках химии и биологии»
Жигачева Ольга Ивановна
учитель биологии и химии МКОУ Суминская СШ
первая категория
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Современный выпускник должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем толерантности, быть компетентной личностью.
Применение компьютера на уроках может стать новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с обучающимися более содержательным, индивидуальным и деятельным.
Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до обучающихся огромный поток информации, при этом у обучающихся развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.
Использование ИКТ в учебном процессе дают мне возможность:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
организовать работу с обучающимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Сегодня компьютер не является недоступной роскошью. Однако в большинстве своем лишь немногие обучающиеся используют компьютер в учебных целях. В основном лишь затем, чтобы поиграть в различные виртуальные игры, чтобы “скачать” реферат или другую текстовую работу или используют его как печатное средство. Мое знакомство с компьютером в школе, вряд ли можно назвать приятным или продуктивным. Я, как и многие в то время, безумно боялась нажать какую-нибудь “не ту” кнопочку и вывести из строя дорогостоящий аппарат. Однако, шаг за шагом, используя его сначала лишь как печатную машинку, я стала постигать азы компьютерной грамотности. Вникая и изучая все более и более разнообразные программы, использую его преимущества во всех направлениях своей работы.
Применение компьютера на уроках становится новым методом организации активной и осмысленной работы обучающихся, делая занятия более наглядными и интересными.
Цели применения ИКТ
В учебном процессе компьютерные технологии я применяю на разных этапах урока:
• в процессе повторения пройденного,
• при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков,
• но в большей степени при изучении нового материала.
Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения – 80% и органами слуха – 15%. Материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает большой интерес и лучше усваивается.
Использование компьютера на этапе объяснения нового материала: цветные рисунки, фото, слайд-шоу, видеофрагменты, анимации, мультимедийные презентации.
Использование компьютера на этапе закрепления полученных знаний: задания с выбором ответа, тренажеры, виртуальные лабораторные работы.
На этапе закрепления материала я использую следующие виды учебной деятельности.
1.Работа с заданиями с выбором ответа.
Компьютерные технологии позволяют анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты.
2. Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
Использование компьютера на этапе контроля знаний:
— Электронные образовательные ресурсы; компьютерные тесты.
При проведении уроков, я использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (www.school-collection.edu.ru), ресурсы, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), а также ресурсы из электронных учебников. В своей работе использую тесты, выполненные при помощи программ конструкторов тестов выполненные в программе "MS PowerPoint".
Использование Интернет – ресурсов.
Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация обучающегося к получению знаний. Чтобы непосредственно на уроке обучающиеся не тратили время на поиск той или иной темы, я заранее готовлю для них карточки-инструкции, в которых указаны соответствующие электронные адреса, которыми необходимо воспользоваться; здесь же указаны вопросы-задания, ответы на которые необходимо подготовить. Инструкции могут быть для всех одинаковые или индивидуальные для каждой группы (в основном, это зависит от объёма информации, которую нужно освоить за небольшое количество времени).
Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе и индивидуально;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
-осознание полезности получаемых знаний и умений.
В своей работе я использую следующие электронные пособия:
1. Серия электронные уроки и тесты материал по темам:
“Вещества и их превращения”, “Атом и молекула”, “Водные растворы”, “Соли”.
2. Учебные электронные издания: образовательной коллекции 1С –“Общая и неорганическая химия” и “Виртуальная химическая лаборатория”-9-11 классы.
“Производные углеводородов”;
“Органическая химия 10-11 класс”;
“Органическая химия” - электронный учебник для средней школы и младших курсов ВУЗов.
3. Весь курс “Химия 1С – репетитор - + варианты ЕГЭ”.
4. Мультимедийное пособие по биологии для 8 класса.
5. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»
Хочется отметить, что в условиях сельской школы не всегда можно провести химический эксперимент на должном уровне. А так как химия – наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходимо. Поэтому на уроках химии я использую электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория для 8-11кл.»
Организация индивидуального обучения:
При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ использую СД диски, позволяющие обучающимся выполнить задание виртуально и проверить правильность выполнения. При подготовке к школьным и районным олимпиадам использую СД диск по химии и биологии.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения;
мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы обучающихся.
У многих обучающихся значительно возрос интерес к биологии и химии, они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показывают хорошие результаты в проверочных работах по соответствующим темам школьного курса. Активно не только использую новейшие компьютерные технологии, но и к этому привлекаю обучающихся. Старшеклассники к урокам готовят презентации и защищают, а на практических занятиях воспитываю самостоятельность, навыки использования полученных теоретических знаний на практике, внедрять их в жизнь.
Использование мною информационных технологий в учебном процессе способствует росту моего профессионального мастерства, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Обобщая вышесказанное, хочется пожелать коллегам: «Не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может побудить интерес у обучающихся к своему предмету!»
За ИКТ - технологиями будущее, и мы, учителя, должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, интересными, доступными и понятными нашим обучающимся.
Литература:
1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие, М., 2004.
2. Васильева П.Д., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. СПб, 2003.
3. Пищик А. В.Информационно-коммуникационные технологии и современный урок.//Химия. Все для учителя, 2012, № 2 (14), С.4-10
4. Платонова Т.И.Об использовании электронных презентаций. //Химия в Школе, 2007, №9
4