Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающегося средства. Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всем времени урока. Все части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств. Компьютер- это помощник педагогу, а не его замена.
Для плана конкретного урока составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения, из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства, рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами, отобранные материалы оцениваются во времени, составляется поминутный план урока, из найденного материала составляется презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль, позволяет усилить мотивацию учения. Ведение активного диалога с компьютером более эффективно и интересно, ученик может моделировать реальные процессы. ИКТ повышает интерес к предмету, обеспечивает объективность в оценке знаний учащихся, снижается трудоемкость составления уроков, контрольных работ.
Использование ИКТ при обучении физики играет особую роль в связи с особенностями данного предмета как науки.
Например, для моделирования физических процессов и явлений, лабораторного исследования, подготовки к семинарским занятиям с выходом в Интернет, для компьютерной поддержки изложения учебного материала и контроля его усвоения. Ученик может исследовать явления, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы, Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыка исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, повышает мотивацию, развивает научное мышление и технический интеллект. На каждом конкретном уроке функции учителя и компьютера могут быть различны.
Программные средства должны иметь высокую степень наглядности, простоту
использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений. Современные информационные технологии , используемые на уроках позволяют включать любые мультимедийные объекты( графику, звук, анимацию, видео).Ожившие схемы намного эффективнее доносят смысл той или иной физической модели, явления. Формулы, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты собираются в цифровой базе. От образования сегодня требуется больше, чем всегда и именно использование на уроках информационных технологий поможет учителю построить более эффективно учебный процесс.
Применение видеоматериалов является эффективным средством обучения. В процессе показа видеофильма нужно давать при необходимости разъяснения и уточнения, повторяя фрагмент, задавая уточняющие вопросы.
Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно модель, физический опыт, эксперимент, исследования и т.д., что способствует развитию творческих способностей, активизации мыслительной деятельности. ИКТ используется также при выполнении лабораторных работ, при работе с таблицами, в домашних условиях, при изучении устройства и принципа действия приборов по моделям и чертежам. Вывод формул, выражающих функциональную зависимость физических величин. Анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулы, в работе с дополнительной литературой. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло их индивидуальное усилие.
Большая часть учебных программ, учебников и методик все еще делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету. Ученик использует репродуктивные, а не креативные способы деятельности, он ищет единственный ответ, а не учится вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, возникает нежелание учиться.
В больших городах Интернет, компьютеры доступны почти каждому ученику, поэтому при выполнении домашних заданий учащиеся работают в Интернете, учитель указывает адреса сайтов, учащиеся строят схемы, ищут фотографии, решают задачи, т.е. у учащихся появляется возможность мобильно отслеживать все изменения, происходящие в науке.
ИКТ способствует
- развитию аналитических способностей,
- развитию логического мышления,
- развитию памяти, внимания, воображения,
--развитию умения предвидеть последствия и умения делать выводы,
- готовности к самостоятельной работе,
- присвоению готовых знаний, готовых образцов, правильных, точных действий, чтобы на их основе включиться в творчество, в создание чего-то своего, индивидуального.