Использование ИКТ. Организация и вкрапление музыкального видео, аудио ряда (из опыта работы).
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
Многие считают, что использование компьютера возможно на “технических” предметах, например, на физике, математике, химии и т.д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, а также и на уроке музыки. Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.
Если вы преподаете пение, то используйте такую программу как KaraFun. Эта программа построена по одному принципу – проигрывается “минус”, а на экране выводятся слова песни.
Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.
На уроках музыкальной литературы можно использовать такую программу, как “Шедевры музыки”. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.
Существуют программы для написания нотного текста, для его редактирования, например, Finale. Эту программу можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения.
Интересный синтез представляет собой использование на уроках синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении преподавателя, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.
Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к вашим урокам.
При изучении нотной грамоты нам поможет мультипликационный фильм «До, ре, ми». Ознакомление с музыкой П. Чайковского, а также увидеть элементы бального танца мы можем в мультфильме «Щелкунчик» по сказке Э. Гофмана. Музыкальное произведение «Болеро» М. Равеля, также можно послушать и посмотреть в мультфильме.
Всем известный мультфильм, очень любим детьми любого возраста «Маша и медведь». В нем много вкраплений популярной классической музыки таких как «Лунная соната», 5 симфония Бетховена и.т.д. Все это также повысит интерес к урокам.
Учителя музыки используют аудио запись «Квартет» по басне И.Крылова. Где профессионал-соловей, прилетевший на шум, открыл глаза горе - музыкантам: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней... А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь”. И тут можно просмотреть видео небольшой репетиции и записи струнного квартета. А также чтобы расширить понятие квартет можно посмотреть запись песни «Генералы» в исполнении вокального квартета.
Уроки в разделах «Легкая и серьезная музыка», «Современность в музыке».
В этом уроке идет сопоставление творчества Бетховена и лайнера «Титаник». Сходство судеб двух титанов. Использование фрагментов из фильма способствует увеличению интереса у детей. Также на этом уроке используется песня группы «Машина времени» «Свеча», и тоже в видеозаписи.
При изучение рок-оперы «Юнона и Авось» используются не только фрагменты из оперы, но и музыкальный клип песни в исполнении современных популярных исполнителей (А.Маршал, Ариана).
Давая понятие, мюзикл, используется всем известная постановка «Собор Парижской Богоматери», в русской и французской версиях.
Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала. Если использовать мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования.
Презентация «П.И.Чайковский Времена года», «К.Сен-Санс Карнавал животных», «Бетховен и Титаник»
Предлагаемые мультимедийные пособия следует применять при наличии в кабинете соответствующего оборудования (проектор, компьютер и.т.д…).
Что нам дает использование компьютерных технологий на уроке музыки?
Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы.
Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.
Поставив себе задачу включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, приходится решать вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках музыки.
Однако, рассматривать использование компьютерных технологий на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом.
Доклад приготовил:
Калинин Андрей Николаевич
Учитель музыки Целинной СШ №14
Ширинского района РХ