Светлана Леонидовна Стругова
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Печенкино
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий, направленных на повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Внедрение в образовательный процесс начальной школы новых информационных технологий обучения представляет собой один из способов управления познавательной деятельностью обучающихся, что обусловлено тем, что обучающихся начальных классов привлекает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому процессу.
Использование ИКТ в образовательном процессе в начальной школе способствует развитию умений обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; освоению практических способов деятельности работы с имеющейся информацией; развитию умений обмениваться информацией с помощью современных гаджетов.
Своеобразием образовательного процесса с применением информационных технологий является тот факт, что в центре деятельности находится школьник, который опираясь на собственные способности и возможности выстраивает процесс познания. Учитель в этом случае играет в роль ассистента, подталкивает поощряет оригинальные находки, стимулирует активность, направляющего, инициирующего активность и самостоятельность.
Применение ИКТ возможно на любом этапе урока при проверке домашнего задания, при изучении новой темы, при обобщении и закреплении пройденного материала, во время индивидуальной или фронтальной работы, при закреплении и контроле сформированных знаний, умений и навыков.
Одной из более эффективных форм подачи учебного материала к урокам в начальных классах считаю разработку мультимедийные презентаций.
Исследования ученых показывают, что эффективность мультимедийные презентаций заключается в том, что младшего школьника проще заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Кроме того, презентация даёт возможность педагогу самостоятельно подбирать учебный материал, опираясь на своеобразие класса, темы, предмета, что в итоге позволяет организовать урочную деятельность так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Считаю, что при условии дидактически верно построенного урока, включающего ИКТ перед учителем открываются широкие возможности для организации работы с учениками, учитывающей индивидуально-типологические особенности обучающихся.
Мультимедийные презентации способствуют повышению результативности самостоятельной работы, дают новые возможности для закрепления знаний, умений и навыков, способствуют развитию мышления, познавательной активности младших школьников. Мультимедийные презентации применяю на всех предметах, чаще всего они включают упражнения и игры, тесты, кроссворды, схемы и иллюстрации, игры, анимации, упражнения, проверочные работы.
На уроках окружающего мира младшие школьники прежде всего получают наглядную информацию в виде видеоряда о явлениях окружающей среды, жизни, виртуальные экскурсии позволяют побывать в различных уголках земного шара, наглядно увидеть процесс превращения гусеницы в бабочку и т.д.
На уроках литературного чтения, изобразительного искусства, родной литературы и музыки широко использую картины художников, которые способствуют эмоциональному переживанию услышанного, позволяют познакомить детей с творчеством того или иного художника или композитора.
На интерактивной доске на уроках русского языка и математики вместе с детьми решаем задачи, выполняем упражнения, составляем опорные схемы и схемы к решению задач на движение, таблицы к устному счёту . Интерактивная доска позволяет притягивать внимание детей, которое сложно добиться при фронтальной работе с классом.
Таким образом, урок, включающий слайд-шоу, работу с интерактивной доской вызывает у детей эмоциональный отклик, способствует повышению внимания, активности, мотивации к обучению. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
Литература:
1.Хоменко А.И. ИКТ на уроках в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 237-239.
2.Какулина Н.М. Использование ИКТ в начальной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 120-121.