Подготовила :
Н.А. Устинова
учитель-логопед МБДОУ д / с №5
г.Мончегорск
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.
В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Компьютеризированные формы работы с детьми позволяют:
- более продуктивно корригировать речевые нарушения у дошкольников и ускорить процесс преодоления речевых нарушений ;
- значительно расширяют зону ближайшего развития ребенка;
- способствуют интеллектуальному и социальному развитию детей;
- управлять познавательной деятельностью дошкольников, т.е. перейти из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
- мотивируют познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания;
- развивают эмоционально-волевую сферу детей;
- побуждают к активной творческой деятельности;
- создают положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
- активизируют непроизвольное внимание детей;
- повышают интерес детей к обучению и мотивацию детей к занятиям;
- позволяют эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей;
- повышается результативность обучения.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в работе? Это:
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Обмен опытом, знакомство с наработками других логопедов.
4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
5. Создание презентаций для повышения эффективности совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта.
На своих занятиях я успешно использую следующие компьютерные игры и программы: «Игры для Тигры», «Домашний логопед. Практический курс», «Скоро в школу. Развитие речи», «Несерьёзные уроки. Готовимся к школе», «Баба-Яга учится читать», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать играя», «Электронный букварь», «Несерьёзные уроки. Логика и внимание», «Гарфилд дошкольникам. Основы лексики и орфографии» .
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Презентации отражают несколько аспектов логопедической работы:
- диагностика звукопроизношения,
- коррекция нарушений звукопроизношения,
- обогащение словаря,
- развитие грамматических структур,
- совершенствование связной речи,
- обучение грамоте,
- развитие когнитивных функций.
Обследование звукопроизношения
Звук [ С ]
Автоматизация звуков
Дифференциация звуков
Усвоение лексических тем
Составление рассказа по серии сюжетных картин:
Развитие элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза
Определение позиции звука в слове: «Назови картинки, растягивая звук [ С ] в словах. Где слышится звук [ С ] : вначале, середине и ли в конце?»
Чтобы не перегружать нервную систему дошкольника, работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5 – 15 минут, в зависимости от возраста ребёнка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребёнком зрительную гимнастику: посмотреть вверх – вниз, вправо – влево, выполнить круговые движения глазами. Во время работы с компьютером необходимо переводить взгляд ребёнка с компьютера каждые 2 минуты на несколько секунд. По окончании коррекционной деятельности зрительную гимнастику рекомендуется повторить. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребёнка при работе с компьютером играет правильно подобранная мебель, соответствующая росту и возрасту ребёнка. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе логопеда ДОУ позволяет более эффективно вести мониторинг речевого развития ребенка; сокращает сроки и повышает эффективность коррекционной работы; помогает сделать коррекционно-логопедическую работу интересной, увлекательной для детей-логопатов, помогает увлечь их процессом обучения, сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия; активизирует работу с родителями, повышает компетентность родителей и педагогов в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего недоразвитие речи. Таким образом, компьютер, планшет и другие гаджеты становятся необходимым средством развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи и соответствуют требованиям ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Спасибо за внимание!