О том, что занятия художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления музыки и изобразительного искусства (а не пения и рисования) в детском саду. На протяжении уже многих лет работы в ГБОУ начальная школа №1 с. Хворостянка в качестве музыкального руководителя меня изначально занимали вопросы: как сделать свои занятия более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия музыки, открывает новые возможности. В этом случае, педагогам на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития.
Применение информационных технологий позволяет:
По-новому использовать на занятиях музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;
Обогащать методические возможности занятия музыки, придать ему современный уровень;
Помогать активизации творческого потенциала ребенка;
Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Формировать духовный мир ребенка.
Я с огромным удовольствием применяю ИКТ на своих занятиях. Кроме того, что занятия – презентации всегда производят на детей очень яркое впечатление (что немаловажно для формирования устойчивого познавательного интереса), они ещё позволяют существенно экономить время.

Как много новых технологий
К нам с новым веком в сад пришло.
Забудем, как считали на листочках,
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Учись! Твори!



Преимущества компьютера:
несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник
приобретает уверенность в себе;
увидеть в повседневной жизни.
Применение информационных технологий на занятиях музыки в системе образования реально становится базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
С помощью компьютера дети могут виртуально
бродить по залам музеев (например, музею
музыкальных инструментов), изучать творчество
композиторов и даже изучать нотную грамоту.
Перед современным педагогом встаёт задача
идти вместе с детьми к пониманию музыки,
учить самостоятельно познавать музыкальное
искусство и вырабатывать потребность общения
с музыкой. По моему мнению, современное занятие музыки, это занятие, это занятие, которое насыщено новыми
приёмами педагогической техники на всех его этапах. Компьютерные обучающие программы для музыкального развития детей - прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок - проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Назову основные из них:
Звуковой и информативный музыкальный материал, необходимый на занятии, содержит готовые программные продукты. Данные ресурсы служат «сырьём» для создания тематических мультимедиа презентаций.
Например, при знакомстве дошкольников с симфоническим оркестром я использую готовую продукцию детской энциклопедии Кирилла и Мефодия «Знания обо всём», «Симфонический оркестр». Перед детьми очень наглядно представлены: весь оркестр, группы инструментов, что очень удобно для педагога и даёт детям полную картину мира симфонического оркестра.



Энциклопедия «Мир музыки» уникальный мультимедиапродукт, позволяющий использовать произведения классической музыки на занятиях и во внеурочной деятельности.
Здесь можно найти множество исторических
фактов о композиторах, музыкантах,
музыкальных инструментах, послушать
произведения выдающихся композиторов –
Баха, Бетховена, Чайковского, Мусоргского
и другие. Здесь много текстовой информации,
музыкальных игр, видеофрагментов, все это
оказывает эмоциональное воздействие,
развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства.
В сборнике «Школа музыки» (3в1)
Домовёнок Бу и девочка Бунька приглашают
вашего ребёнка в настоящую музыкальную студию!
В предложенных конкурсах реализованы разные
механизмы обучения:
находит нужный по высоте и длительности;
Вместе с персонажами ребёнок:
познакомится с музыкальными инструментами;
Мультимедиа презентации на уроках. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе занятия, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Особенности игры:
* новая встреча с героями произведений Эдуарда Успенского;
* обучение нотной грамоте в форме веселой игры;
* великолепная озвучка и анимация персонажей;
* игра не требует специфических навыков работы с компьютером.
В деревне Простоквашино появилась новая мода - музыка. Но не та, которую можно услышать из приемника, а та, которую исполняют вживую. Первым научиться нотной грамоте захотел кот Матроскин. В этом ему помогут его верные друзья - Дядя Федор, почтальон Печкин и пес Шарик. Играя вместе с друзьями из Простоквашино, малыши будут осваивать основы сольфеджио. Изучать волшебный мир музыки, оказывается, интересно и очень весело!

Компьютерный диск "Музыкальный класс" предполагает самое первое знакомство детей с музыкальными инструментами, с нотной грамотой, с понятием "музыкальная гармония".
Безусловно, компакт-диск не научит детей играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, но зато сможет пробудить интерес к музыке, определить, какой инструмент ему нравится больше, и, может быть, он сам захочет научиться на нем играть.

Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Поэтому я постепенно ввожу на занятиях музыкальную терминологию и, чтобы избежать излишней “учености”, использую в презентации слайдов учебно-развивающую программу “Музыкальный класс”, которая в доступной форме рассказывает о сложных понятиях. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками.

И ему откроется мир музыки, волнующий и прекрасный, ведь, по словам А.С. Пушкина, "…из наслаждений жизни одной любви музыка уступает".
Учась различать и запоминать мелодии, чувствовать ритм, дети начинают более чутко воспринимать окружающий мир. Вместе с очаровательным Мурзилкой дети познакомятся, как выглядят инструменты народов мира и как отличить их звучание на слух, а также познакомятся с музыкальной культурой России и других стран.
Особенности игры:
основы музыкальной грамоты: ноты и длительности, ритм, тактовый размер, песенные жанры, высота звуков;


Главный герой популярного среди детской аудитории журнала "Мурзилка" с тиражом более 80 тыс. экземпляров, как и в первой игре серии, продолжает вместе с ребятами путешествие по русским сказкам, но на этот раз оно будет музыкальным.
Мурзилке предстоит решить нелегкую задачу: развеселить царевну Несмеяну! Для этого ему и ребятам нужно будет отправиться в настоящее музыкальное приключение и найти Волшебную мелодию, которая потерялась давным-давно. Они побывают в царских палатах, в Дворцовом саду и мастерской гончара, в гостях у Марьи-искусницы и в шатре скоморохов…
Узнает, что такое ноты и длительности, как правильно
их отличать и записывать на нотном стане, что
такое лад, как выглядят и звучат самые разные инструменты, какие существуют песенные жанры, что такое ритм, такт, размер и еще много всего интересного.
Электронные аналоги справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников:
поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;
включают в себя аудио- и видеофрагменты;
включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.



Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе занятия, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Программа Power Point даёт возможность использовать на занятиях карты, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах занятия, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Используя возможности программы Power Point, мной были разработаны презентации некоторых тем занятий:
«Встреча с музыкой», «Никто не забыт, ничто не забыто», «В мир музыкальных инструментов», «Прогулка по городу», «Загадки космоса».
Очень нравится нашим детям использование ИКТ
в музыкальном воспитании, когда они слушают то
или иное музыкальное произведение с
применением мультимедийной презентации, что
приносит им эстетическое удовлетворение и
помогает понять содержание. Новизна средств
вызывает удивление у дошкольников. Чудеса на
экране в зале, почти как чудеса в сказке. Все это
умножает силу воздействия, как педагогических
приёмов, так и самого искусства.
Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к занятию.
Я широко использую информационно–коммуникационные технологии в
различных направлениях:
для автоматизации документов (отчёты, справки, положения, программы, планы…);
для хранения различной информации (сценарии праздников, программы концертов, каталоги CD и DVD дисков…);
создание базы данных воспитанников;
для получения информации через подключение к Интернету, в том числе тиражирование педагогического опыта, участие в деятельности профессиональных сетевых сообществах, хранение файлов.
Таким образом, реализуя проект «Использование ИКТ в условиях ДОУ» можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Музыкальный руководитель ГБОУ начальная школа №1 Е.Н. Калмыкова