СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической физкультуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической физкультуры для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической физкультуры»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №16 Тракторозаводского района Волгограда»

(МОУ Гимназия №16)














«Использование информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической физкультуры»








итоговая аттестационная работа

слушателя МОУ ЦРО, обучающегося

по программам профессиональной

подготовки и повышения квалификации

учителя физической культуры первой

квалификационной категории

Попова Евгения Владимировича





Волгоград 2017

Технологическое описание опыта

1. Информационно-справочные сведения об опыте.

1.1. Тема опыта

«Использование информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической физкультуры»


1.2. Автор опыта и занимаемая им должность

Попов Евгений Владимирович учитель физической культуры,

МОУ Гимназия №16

1.3. Место эффективного функционирования опыта

Спортивный зал МОУ Гимназия №16 г.Волгоград , e-mail: [email protected]


1.4. Новизна опыта

заключается в том, что:

1) описана методика информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической физкультуры.

2) разработаны учебные презентации в соответствии с этапом формирования элементов баскетбола и уровнем сложности осваиваемого содержания (1 этап – информационные; 2 этап - ролевые; 3 этап - прикладные).

3) разработаны уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих поэтапное обучение подростков баскетболу, на которых специально создаются учебные ситуации, организуется парная или групповая работа, проводится имитационная игра.

4) разработана программа применения комплексов упражнений элементам обучения баскетболу, учитывающая уровень физического состояния подростков.


1.5. Длительность функционирования опыта и его воспроизводимость

с 2016-17 учебного года.

1.6. Сведения о том, какими материалами представлен опыт

Приложение №1 Упражнения для обучения техническим приемам игры

Приложение №2 Подвижные игры с элементами баскетбола.

Приложение №3 Конспект урока

2.Технологические сведения об опыте

2.1 Актуальность опыта

Баскетбол занимает одно из приоритетных мест в физическом воспитании школьников, благодаря своей воспитательной, оздоровительной и образовательной направленности среди других видов спортивной деятельности. Исследования, проведенные в последние годы, показали его большое значение, обеспечивающее эффективное развитие основных двигательных и координационных способностей, доступной формы реализации физической активности, индивидуально приемлемой для каждого человека. В настоящее время достаточно глубоко изучена проблема физического развития и специальной физической подготовленности детей и подростков (В.К.Бальсевич, В.П.Филин, Н.Ж.Булгакова, М.Я.Набатникова,

В.Г.Никитушкин, В.М.Волков, И.И.Бахрах, Р.Н.Дорохов и др.). Вместе с тем, проведенный анализ научно-методической литературы не дает оснований утверждать, что существует эффективная универсальная методика обучению подростков баскетболу. Недостаточно исследована проблема использования информационных и коммуникационных технологий в обучении подростков баскетболу. При этом центр тяжести исследования смещен в сторону ценностных ориентаций оздоровления и повышения уровня физической подготовленности подростков на основе трансформации оздоровительно-тренирующих воздействий за счет заимствования приемлемых средств тренировки баскетболу на основе использования в учебном процессе информационных и коммуникационных технологий.

Учитывая вышесказанное, представляется необходимым научный поиск и экспериментальная проверка использования информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической культуры, которые бы позволили решить рассматриваемую проблему с высокой эффективностью.

Противоречия между необходимостью совершенствования физкультурного образования и отсутствием научно обоснованных подходов в области использования информационных и коммуникационных технологий учебного процесса обусловливают актуальность проблемы исследования, которая заключается в определении того, каким образом должны решаться вопросы оптимизации и интенсификации образовательного процесса по физической культуре в школе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Цель. Описать методику использования информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Объект. Процесс обучения баскетболу подростков на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Предмет. Использование информационных и коммуникационных технологий как средства обучения подростков баскетболу.

Гипотеза. Предполагалось, что процесс обучения баскетболу подростков будут, более эффективным, если использовать информационные и коммуникационные технологии на уроках физической культуры.

2.2. Задачи, решаемые в опыте

1. Описать методику использования информационных и коммуникационных технологий в обучении подростков баскетболу.

2. Разработать проекты в соответствии с этапами освоения элементов составляющих баскетбол и уровнем сложности осваиваемого содержания подростками.

3. Разработать уроки физической культуры с использования информационных и коммуникационных технологий.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Анализ научно - методической литературы.

2. Видеосъемка.

3. Педагогические наблюдения.

4. Тестирование.

5. Метод математической статистики.

6. Педагогический эксперимент.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте

  • учебные проекты;

  • игра,

  • парная работа, групповая;

  • учебные ситуации.

2.4. Технология опыта

В настоящее время имеется много литературы, подробно освещающей современную технику баскетбола, в которой изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте. Обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия. На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание подростка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если они еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением. В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность подростка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата. После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом. При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если учитель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Подросток должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру. Для сознательного отношения подростка действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у подростка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности. В играх с мячом необходимо учить подростков согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая подростков от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы. В играх с мячом следует вырабатывать у подростков привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды. Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать подростков. В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

Конечной целью передвижения игрока по площадке с мячом и без мяча являются броски в корзину. Понимание этого положения учителем и обучающимися повышает мотивационный уровень при выполнении упражнений, направленных на совершенствование этих вспомогательных игровых навыков. Обучающийся должен постоянно совершенствовать свои способности в рывках, остановках и поворотах, быстром изменении направления при ведении, ловле и передачах мяча. В связи с повышением активности защитных действий, повышаются и требования к выполнению бросков.

В литературе выделяются два основных принципа выполнения бросков их разделили на две группы:

    • психические.

    • физические.

Психические принципы: собранность, умение расслабляться, уверенность.

Физические принципы. Выполнение броска по цели включает следующие факторы:

а) удержание равновесия тела, что позволяет выполнять координационные усилия ногами, туловищем и руками;

б) создание усилия;

в) расчет атаки таким образом, что каждое движение в своем развитии происходит в нужный момент и правильной последовательности;

г) использование кончиков пальцев для достижения желаемой траектории;

д) эффективное сопровождение;

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча.

Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия защитника. При бросках со средних и дальних дистанциях лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча, при которой высокая точка над уровнем кольца примерно 1,4 – 2 метра. считается, что наиболее приемлемым углом выпуска мяча при броске равным 58 градусов к горизонтали. При этом угле выпуска добиваются самой большой результативности.

При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд все ещё направлен на цель. Естественное сопровождение шага гарантирует прохождение его по заранее намеченной траектории. Мяч контролируется кончиками пальцев, а не ладонью. Пальцы благодаря чувствительным нервным окончаниям помогают контролировать мяч и “ощущать его контроль”.

Основные требования при броске следующие:

1) выполняй бросок быстро,

2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,

3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину,

4) выпускай мяч через указательный палец,

5) сопровождай бросок рукой и кистью,

6) постоянно удерживай взгляд на цели,

7) полностью сосредотачивайся на бросок,

8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,

9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.

Техника выполнения броска одной рукой от плеча с места. Используется бросок со средних и дальних позиций. Бросок выполняется с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Вперед на полшага выставляется одноименная с бросающей рукой нога. Мяч выносится из основной позиции в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и поправлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. (Линберг Ф.,1971, Поянцева Н.В.,1990).

При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. После выпуска мяча игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз. (Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А., 1984).

Поскольку технические закономерности работы звеньев бросающей руки одинаковы для всех видов броска одной рукой, молодые игроки должны начинать с самых легких. Бросок с места на один счет, с локтем, поднятым на одну четверть, самый легкий для выполнения. Невысокое положение локтя при этом броске и выполнение броскового движения вместе с легким подскоком облегчают координацию движений (Федосеев В.В.,1995).

Общие ошибки при бросках в корзину.

1. Неумение сосредоточить внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение мяча.

3. Плохое равновесия тела.

4. Поспешность при выполнении броска.

5. Разведение локтей при выполнении броска.

6. Отсутствие сопровождения мяча.

7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

8. Держание мяча на ладони во время броска (Матрунин В.П.,1990).

Проанализировав 38 литературных источников я пришёл к выводу, игрок должен:

- Знать, когда и как бросать мяч по корзине, когда следует произвести бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска.

- Уметь расслабляться при броске, совершенствовать это умение.

- Быть уверенным в своих силах, воспитать в себе чувство способности реализовать каждый бросок.

- Сосредотачивать внимание на цели. При бросках с близкой дистанции рекомендуется целиться в щит.

- Быть в равновесии и сохранить основную стойку.

- Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.

- Контролировать вращения мяча. Придавать мячу минимум вращения, и только тогда, когда это необходимо. Чтобы придать мячу небольшое обратное вращение, нужно выполнить мягкое и плавное движение кистью.

- Быстро выполнять бросок и определять направления броска

Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков: 1) двумя руками снизу;

2) одной рукой снизу;

3) двумя руками с места;

4) одной рукой с места;

5) бросок в прыжке;

6) крюком.

Хотя некоторая модификация и необходима для выполнения различных дистанций и в различных условиях, перечисленные выше броски обеспечивают основу для выполнения любого другого (Коузи Б., Пауэр Ф., 1975).

Классификация бросков в корзину (Портнов Ю.М., 1997) выглядит следующим образом:

1) броски двумя руками; броски одной рукой;

2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;

3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;

4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке;

5) по расстоянию: дальние, средние, ближние;

6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Возможности информационных и коммуникационных технологий на уроке физкультуры.

Информационных и коммуникационных технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактивных средств в физическом образовании носят, как правило, частный характер: создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкого распространения в школьной практике. Современный урок физкультуры значительно выигрывает при грамотном сочетании новых информационных возможностей и традиционной системы обучения. Функциональные возможности современных информационных и коммуникационных технологий значительно опережают их применение в учебном процессе, в частности по физической культуре. Разрабатывая методику использования информационных и коммуникационных технологий на уроке физкультуры, руководствовался следующим принципом: компьютеры в обучении следует использовать лишь тогда, когда они обеспечивают получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформировать при использовании традиционных технологий. Информационные и коммуникационные технологии значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). Мыслительная деятельность подростков на занятиях физической культурой с использованием информационных и коммуникационных технологий будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее.

Опираясь на исследования Г.К. Селевко в области информационных коммуникационных технологий, сделал попытку разработать специфику урока физкультуры с использованием компьютера, а также систему действий учителя на таком занятии. Прежде всего, стоит отметить, что на уроке с использованием компьютера смещаются методические акценты: для учителя на первое место выходит проблема – не как рассказать учебный материал, а как его показать. По-другому строится и планирование урока: педагог специально продумывает отдельные элементы занятия, в которых используется информационные и коммуникационные технологий, предусматривает интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, разрабатывает способы управления познавательной деятельностью подростков в ходе занятия.

Особое внимание следует обратить на:

представление в удобной форме различных спортивных процессов, протекающих в реальности с большой скоростью (бег, прыжки и другие двигательные действия) и трудных для наглядной демонстрации на обычных уроках;

компенсацию с помощью техники недостатка наглядных пособий на уроке физической культуры;

использование компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия.

В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить несколько этапов освоения

I этап – визуальный (5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.

Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Подростки получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

II этап – технический (6-8 классы) – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение».

У школьников развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, подростки получают возможность детально изучить технику двигательного действия.

На III этапе – аналитическом (6–9-й классы) – учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.

В основной школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике, коньковый ход в лыжной подготовке и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. Общей задачей, по мнению В.Г. Никитушкина, В.П. Губы, В.И. Гапеева (2006), которая ставится на этом этапе, является овладение основой техники изучаемого двигательного действия. Оно начинается с создания общего представления об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимости от сложности движение изучается либо путем расчленения, либо при целостном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. Показ движений должен быть четким, с пояснением основных элементов. Указываются, направление и амплитуда движения. Важно, что для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии требуются огромные усилия для какого-либо переучивания.

Учитель должен быть физически и методически готов к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий у подростка, чтобы впоследствии его не надо было переучивать! Порой, пока начинающий учитель приобретет навыки, необходимые для работы в той или иной школе с учетом сложившихся традиций, наличия инвентаря и других особенностей школы, проходит несколько месяцев, а ученики тем временем приобретают не совсем правильные представления о двигательных действиях. Все эти трудности в эпоху нашего века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания.

Применение информационных и коммуникационных технологий возможно на всех этапах урока. При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста подросток получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений (собирает на компьютере пазл), что делает урок более содержательным и увлекательным.

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:

используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий учащимися, упражнения дифференцируются по степени трудности;

повышается объективность оценивания;

фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.

В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.

Начинать следует с составления поурочно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование информационных и коммуникационных технологий оптимально распределяется по всем разделам программы. При этом учитываются:

содержание изучаемого материала;

основная используемая педагогическая технология;

классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и др.).

Для составления плана конкретного урока с применением информационных и коммуникационных технологий учитель руководствуется тематическим планированием, определяет цель урока, в соответствии с которой намечает задачи и способы их достижения.

Определяется целесообразность применения средств компьютерного обеспечения в сравнении с традиционными. Затем составляется план-конспект урока.

Подготовка учителя к занятиям.

При подготовке к занятиям с использованием информационных и коммуникационных технологий перед учителем стоит ряд задач:

просмотреть и оценить с педагогической точки зрения информационные ресурсы и данные программного продукта;

составить выборку заданий в соответствии с разделом программы по физической культуре.

Соответственно, технология подготовки учителя к занятиям предполагает наличие у него элементарных пользовательских умений, изучение программных возможностей и практическое освоение их для сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Наблюдается влияние частоты использования информационно-коммуникационных технологий на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что они влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у подростков повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним. Оптимальная частота и длительность применения традиционных и информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности. Правильнее использовать в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

Эффективность использования информационных и коммуникационных технологий зависит также от этапа урока. В начале изучения информационные и коммуникационные технологии применяются в подготовительной части урока, при закреплении или проверке знаний – в заключительной части урока и могут использоваться как проверка домашнего задания. Использование информационных и коммуникационных технологий не должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: обучающиеся устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 мин. достаточно для усвоения техники двигательного действия. По мере необходимости лучше скорректировать технику при практическом освоении на следующих занятиях.


2.5. Результативность опыта

Экспериментальная работа проводились в течение 2016-17 учебного года на базе

МОУ Гимназии №16 г. Волгоград.

В эксперименте принимали участие обучающиеся 6-х классов.

Сначала все испытуемые занимались по общему плану.

В сентябре проведено первое тестирование, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная группы.

6а – контрольная группа.

6б – экспериментальная группа.

Состав каждого класса 27 и 25 человек.

После обработки результатов, была апробирована методика использования информационных и коммуникационных технологий в обучении баскетболу подростков с применением программы исправления ошибок при выполнении бросков от плеча с места. Использовались формы и методы: проектный метод (с использованием мультимедийных презентаций), видео показ элементов занятий, форум, тест, рассказа, показа и детальной отработки полной ориентировочной основы действий, на уроках физической культуры с экспериментальной группой.

В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике обучения (рассказа, показа, обучения).

Внимание учителя сосредоточено главным образом на прохождении материала.

После педагогического эксперимента, который длился до февраля 2017 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное тестирование.

В процессе работы изучалась литература по теме. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов.

Видеосъемка осуществлялась для последующего воспроизведения выполняемых испытуемым действий.

Педагогические наблюдения за действиями обучающихся проводились в процессе учебных занятий для визуального определения ошибок при бросках. Результаты заносились в специально разработанную карточку протокол.

Тестирование проводилось при бросках в кольцо одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны от щита, под углом 45о.

Броски производятся сериями, по десять бросков с каждой стороны.

Учитывалось количество попаданий, и рассчитывался процент поражения цели. Цифровой материал записывался в протоколы.

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанные между собой.

В экспериментальной группе проводилась следующая методика обучения.

1.Объяснение техники броска и показ учебных презентаций.

2. В парах, без меча. И.П. – стойка нападающего с выставлено вперед правой ноги. 1 – выполнить полуприседание, выпрямиться подняться на носки. Повторить 5-8 раз.

3. Тоже, с имитацией работы рук. Повторить 5-8 раз.

4. И.П. - рука прямая вытянутая вверх – вперед (работает бросковая рука) с мячом, скатить мяч назад. Повторить 5-8 раз.

6. И.П. – мяч у плеча в согнутой в локтевом суставе руке. 1 – согнуть ноги, 2 – выйти вверх на носки с выпрямлением руки вперед, оставаясь на носках, пока мяч не опустится вниз.

7. То же самое, выполнить выпуск мяча с высокой траекторией, чтобы он приземлился у ноги партнера. Высшая точка полёта мяча должна находиться между партнерами. Повторить 10-12 раз.

8. Тоже с броском в кольцо, вторая рука за спиной, Расстояние 1 м, с правой и левой стороны угол 45о.

Повторить по 10 раз с каждой стороны.

9. В парах. Один бросает, а второй подает мячи. Броски с отражение от щита. Выполнить 2 раза по 16 бросков каждому.

10. При условии 5 попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.

Велась постоянная работа над ошибками, для их устранения использовалась видеосъемка, с рефлексией в конце занятия, применялись подводящие упражнения и тренажеры, учебные мультимедийные презентации (Приложение).

Последовательность обучения в контрольной группе.

1. Объяснение и показ техники выполнения.

2. Имитация приёма.

З. Выполнения броска в парах по навесной траектории.

4. Броски в корзину с близкого расстояния с начало справа и слева, а затем по центру.

5. Броски мяча в корзину с постоянным увеличением расстояния.


В результате педагогического эксперимента мною был выявлен исходный уровень количества попаданий у школьников 6-х классов (Таблица 1).


Таблица 1. Исходный уровень показателей результативности бросков 6 класса


Показатели

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны


Экспер. гр

Контр. гр

Экспер. гр

Контр. гр


2,6

3

2,7

2,8


Как видно из таблицы 1 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся контрольной и экспериментальной группы статистически не отличаются, в экспериментальной группе среднее количество бросков с правой стороны составило 2,6, а в контрольной 3 при индивидуальном разбросе показателей в обеих группах от 1 до 5 попадания; с левой стороны в экспериментальной группе среднее количество попаданий составило 2,7; в контрольной группе 2,8; при индивидуальном разбросе показателей в обоих группах от 0 до 5 попаданий.

Результаты исходного тестирования показали, что показатели не зависят от обучаемости и носят случайный характер. По первоначальному тестированию показатели бросков одной рукой от плеча с правой и левой стороны у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.

За время эксперимента в обоих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча. Однако это улучшение в разных группах участников эксперимента носило разный характер.


Таблица 2. Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых контрольной группы за 3 месяца

Статистические

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны

показатели


До эксп-та

После эксп-та

До эксп-та

После эксп-та

X

3

5

2,8

3


Через 3 месяца после изучения броска динамика показателей в контрольной группе изменилась (Табл. 2).

Как видно из Табл. 2 в результате обучения выявлен закономерный небольшой прирост показателей, как справа, так и слева. Индивидуальный разброс при исходном тестировании в контрольной группе при броске с правой стороны составил 2 до 5 бросков, а через 5 месяцев от 3 до 6 бросков.

Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны, составили 5 попаданий.

При повторном тестировании в 6а классе прирост показателей отмечается с правой стороны. Вероятно, это связано с тем, что на занятиях больше уделяли времени и внимания броскам правой рукой. При выполнении бросков слева, учащиеся уделяли меньше внимания технике броска. Кроме того, они стремились выполнить бросок быстро, а это приводило к нарушению точности движений и рассогласованию действий при работе ног и рук.

Как видно из Табл. 3 в экспериментальной группе был выявлен большой прирост показателей, как с правой, так и с левой стороны. Обучающиеся занимались по предложенной нами методике, что достоверно улучшило показатели.


Таблица 3. Изменения показателей броска одной рукой у испытуемых экспериментальной группы за 5 месяцев

Статист. показатели

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны


До эксп-та

После эксп-та

До эксп-та

После эксп-та


2,6

6

2,7

5,7


Анализируя полученные данные средние показатели, составили с правой 6 попаданий, с левой стороны 5, 7 при индивидуальном разбросе результатов при исходном 1 до 5, и после предложенной экспериментальной методики с 5 до 8 бросков.

При броске с правой стороны, левой стороны. При проведении занятий в экспериментальной группе велась строгая этапность усложнения и двигательного опыта. Своевременно велась работа над ошибками после видиопросмотра учебного материала.


Таблица 4. Результаты бросков одной рукой от плеча в конце эксперимента у учащихся 6-х классов

Статистические показатели

Бросок с правой стороны

Бросок с левой стороны


Эксперим. гр.

Контрольн. гр.

Эксперим. гр.

Контрольн. гр.


6

5

5,7

3


Как показано (Табл. 4) анализ фактических данных, разные методики обучения оказало существенное изменение на показатели точности броска одной рукой от плеча, как с левой стороны, так и с правой стороны.

Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой методики обучения, дают основание утверждать, что предложенная нами методика повысит эффективность обучения баскетболу.

В результате педагогического наблюдения нами были выявлены ошибки при броске одной рукой от плеча с места, при проведении первого тестирования и второго (Таблица 5).


Таблица 5. Ошибки у учащихся при выполнении одной рукой от плеча с места (%)

Ошибки

Экспер. гр.

Контр. гр.



1

2

1

2

1

Неправильное держание мяча (кисти)

43

0

29

14

2

В подготовительной фазе вторая рука располагается на мяче не правильно

57

29

57

43

3

Ноги во время броска не работают

43

0

43

0

4

Излишний наклон вперед, что приводит к потери равновесия

29

29

29

29

5

Бросок выполняется толчком пальцев

57

43

70

57

6

Не бросковая рука, при броске опускает резко вниз или раб. бросок завершается 2-мя руками

43

0

43

29

7

Отсутствие сопровождающего движения бросковой руки.

70

43

57

57

8

Непоследовательное включение звеньев тела в основной фазе

57

23

57

43

9

Бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита

70

29

85

57

10

Асинхронная работа рук и ног

70

29

70

57


Условные обозначения: цифрой 1 обозначено исходное тестирование, цифрой 2 конечное тестирование.

Как следует из представленной (Табл. 5), испытуемые имеют большое количество ошибок, которое колеблется от 29 до 85%. При первом тестировании, выявленные ошибки были причинами незнания техники выполнения броска и правилами.

Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над устранением ошибок в экспериментальной группе, применялся групповой и индивидуальный подход, при начальном обучении броску одной рукой от плеча с места. Многие учащиеся выполняли ошибку при броске, производя толчком пальцев выпуск мяча, эта ошибка исправлялась с помощью подводящего упражнения:

Мяч удерживается перед грудью, бросковая рука накидывается сверху на мяч, с широко расставленными пальцами, ладонь на мяче не лежит, вторая рука мяч поддерживает сбоку. Медленное сгибание с захлёстом кисти, мяч постепенно отрывается от кистей пальцев, покидает руку.

Определенные ошибки, на наш взгляд, являются причинами возникновения других ошибок. Так, излишний наклон вперед, который приводит к потери равновесия, лишает учащегося возможности последовательно включать звенья тела в основной фазе и сопровождать мяч после броска.

Выявленная ошибка во время броска 43% в экспериментальной группе является одной из основных при выполнении броска – это когда не бросковая рука, резко опускается вниз в основной фазе, из-за чего мяч теряет свою траекторию, для её устранения применялся тренажер предложенный Кузиным В.В., Полиовским С.А..

К запястью кистей привязывалась лента (шнур) для фиксации руки вверху при броске, чтобы она не опускалась вниз, а сопровождала бросковую руку.

Также, при броске многие испытуемые завершали бросок 2–мя руками, для того чтобы работала одна рука во вторую (небросковую) руку давался щит размером 0-25 см с рукой, игрок поддерживал им мяч и завершал движения одной рукой.

В результате предложенных тренажеров, эти две ошибки были полностью устранены в экспериментальном 6б классе. В контрольной группе эти ошибки сохранились 29%.

На возникновение многих ошибок повлияло ряд факторов, которые полностью не позволили устранить все ошибки. Асинхронная работа рук и ног 70% возникла в результате координационной недостаточности и навыковой бедности, но в результате подводящих упражнений, предложенных в эксперименте, процент ошибки снизился в экспериментальной группе до 29%, а в контрольной 57%.

В контрольной группе не велось детальное устранение ошибок, из-за чего они полностью не были ликвидированы, также на них могли повлиять дефекты обучения: ошибочное обучение технике выполнения, методические ошибки обучения, перенос неадекватного навыка, также неуверенность и страх (Платонов В.П., 1986).

В экспериментальной группе предложенная методика обучения и средства, предложенные для их устранения, показали себя с положительной стороны, всесторонне влияя на стороны обучения. Процентное соотношение ошибок снизилось с 43-70% до 29-43%, в контрольной группе - 14-57% при конечном тестировании. В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического совершенствования.


3. Сведения об использовании опыта в массовой практике


3.1. Условия эффективного функционирования опыта

МОУ Гимназия №16

Характер педагогической нагрузки: 27 часов физической культуры в 1-11 классах,4 часа – секция 6-11 классах.

Контингент обучающихся: средний уровень

Насыщенность материально-технической базы в спортивном зале: маркерная доска, ноутбук, видеокамера, проектор, 20 баскетбольных мячей, стойки.


3.2. Научно-практические основы опыта

Дано теоретическое обоснование методики использования информационных и коммуникационных технологий при обучении подростков баскетболу. «Внутренний» результат (опыт деятельности) становится бесценным достоянием подростка, соединяющим его знания, умения, ценности и компетенцию.

3.3. Рекомендации последователям опыта

Подходите к проведению работы творчески. Не сдерживайте инициативу обучающихся. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. Старайтесь обучать подростков умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Уважайте потенциальные возможности отстающих. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать. В процессе работы не забывайте о воспитании школьников. Показывайте пример делового партнёрского общения.










Список используемой литературы:


1. Кобзева М.К. «План-конспект урока с использованием ИКТ по ФГОС по баскетболу в школе»


2. 2.Селевко Г.К.«Современные образовательные технологии»,Народное образование, 1998 г.


3.Портнов Ю.М. « Баскетбол», учебник для институтов физической культуры, 1988 г.


4. Интернет сайт: http://www.basketball.ru/articles/art/?curPos=20.


5. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.


6. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В.   Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки). Москва 2002г.


7. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие.  Москва-Смоленск, 2011.


8. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010.


9. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.


10. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов

у юных баскетболистов 10-12 лет: Атореферат.дис….Конд. пед. наук. - Киев 1990.


11.В.Г. Никитушкин «Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта»2013г.


12. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Народное образование 1998г.


13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.:Физкультура и спорт,1991.


14. Интернет сайты. «Использование ИКТ на уроках физической культуры».