СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий на уроках биологии в условиях модернизации образовательного процесса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение ИКТ дает возможность:

•активизировать познавательный интерес у школьников;

•развивать их творческие способности;

•стимулировать умственную деятельность;

•сделать урок более ярким и увлекательным;

•повысить познавательную активность.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий на уроках биологии в условиях модернизации образовательного процесса»

     Резяпова Альфия Хазивалиевна - учитель биологии  МОБУ СОШ №5  муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Резяпова Альфия Хазивалиевна - учитель биологии МОБУ СОШ №5 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Использование информационных технологий на уроках биологии в условиях модернизации образовательного процесса Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму. (древняя китайская мудрость)

Использование информационных технологий на уроках биологии в условиях модернизации образовательного процесса

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму. (древняя китайская мудрость)

Цель:   апробация форм и методов применения информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Показать возможности использования информационных технологий для на уроках биологии Задачи: возможности использования ИК технологий; внедрение образовательных электронных ресурсов; систематизация образовательных электронных ресурсов.

Цель:

апробация форм и методов применения информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Показать возможности использования информационных технологий для на уроках биологии

Задачи:

  • возможности использования ИК технологий;
  • внедрение образовательных электронных ресурсов;
  • систематизация образовательных электронных ресурсов.
 Актуальность использования ИКТ в биологии Стандарт среднего (полного) общего образования Информатизация общества и образования Повышение эффективности процесса обучения Обеспечение наглядности и интерактивности Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся Развитие познавательной активности школьников Повышение качества обучения предмету

Актуальность использования ИКТ в биологии

  • Стандарт среднего (полного) общего образования
  • Информатизация общества и образования
  • Повышение эффективности процесса обучения
  • Обеспечение наглядности и интерактивности
  • Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся
  • Развитие познавательной активности школьников
  • Повышение качества обучения предмету

Применение ИКТ на уроках даёт возможность: активизировать познавательный интерес у школьников; развивать их творческие способности; стимулировать умственную деятельность; сделать урок более ярким и увлекательным; повысить познавательную активность.

Применение ИКТ на уроках даёт возможность:

  • активизировать познавательный интерес у школьников;
  • развивать их творческие способности;
  • стимулировать умственную деятельность;
  • сделать урок более ярким и увлекательным;
  • повысить познавательную активность.
Характеристики компьютерных средств Компьютерные программы содержат большое количество учебных текстов иллюстрированный материал анимацию рисунков, схем, графиков видеоматериалы Компьютерные программы позволяют учителю сосредоточится на изложении материала повторно рассмотреть фрагмент осуществить обратную связь организовать индивидуальный темп учащихся организовать игровые формы работы

Характеристики компьютерных средств

Компьютерные программы содержат

  • большое количество учебных текстов
  • иллюстрированный материал
  • анимацию рисунков, схем, графиков
  • видеоматериалы

Компьютерные программы позволяют

  • учителю сосредоточится на изложении материала
  • повторно рассмотреть фрагмент
  • осуществить обратную связь
  • организовать индивидуальный темп учащихся
  • организовать игровые формы работы
 Направления использования ИКТ на уроках биологии  Направления использования ИКТ на уроках биологии

Направления использования ИКТ на уроках биологии

Направления использования ИКТ на уроках биологии

К современным ИКТ относятся:   учебные электронные пособия;  получение дополнительной информации посредством сети Интернет;  учебные презентации;  мультимедийные пособия и другие.

К современным ИКТ относятся:

  • учебные электронные пособия;
  • получение дополнительной информации посредством сети Интернет;
  • учебные презентации;
  • мультимедийные пособия и другие.
Электронные учебники:

Электронные учебники:

  Электронные приложения  к учебникам   издательство  «Просвещение»

Электронные

приложения

к учебникам

издательство

«Просвещение»

Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы  издательство  «Планета» Уроки биологии с применением информационных технологий 10 класс  издательство  «Планета»

Интерактивные дидактические материалы 6-11 классы издательство «Планета»

Уроки биологии с применением информационных технологий 10 класс издательство «Планета»

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

ИКТ как наглядное пособие  (на разных этапах урока)  Использование: презентаций фотографий анимаций различных процессов жизнедеятельности (что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс) коллекций видеозаписей, видеофрагментов

ИКТ как наглядное пособие (на разных этапах урока)

Использование:

  • презентаций
  • фотографий
  • анимаций различных процессов жизнедеятельности (что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс)
  • коллекций видеозаписей, видеофрагментов

Использование презентаций Учительские презентации для проверки знаний для сопровождения урока при объяснении нового материала  для закрепления полученных  на уроке знаний  для наглядной демонстрации процесса  для корректировки и тестирования знаний Ученические презентации для оформления результатов работы для выступления на конференциях в качестве подготовки домашнего задания

Использование презентаций

Учительские презентации

  • для проверки знаний
  • для сопровождения урока при объяснении нового материала
  • для закрепления полученных на уроке знаний
  • для наглядной демонстрации процесса
  • для корректировки и тестирования знаний

Ученические презентации

  • для оформления результатов работы
  • для выступления на конференциях
  • в качестве подготовки домашнего задания
Использование компьютера при проверке знаний.  Терминологическая разминка хромосомы вирусы органоиды пиноцитоз фагоцитоз ткань межклеточное вещество

Использование компьютера при проверке знаний. Терминологическая разминка

  • хромосомы
  • вирусы
  • органоиды
  • пиноцитоз
  • фагоцитоз
  • ткань
  • межклеточное вещество
Естественный отбор Стабилизирующий

Естественный отбор

Стабилизирующий

Вспомним классификацию растений Расставьте систематические категории, начиная с наименьшей. Класс Порядок Род 4 2 5 Вид Отдел Царство 1 7 6 Семейство 3

Вспомним классификацию растений

  • Расставьте систематические категории, начиная с наименьшей.

Класс

Порядок

Род

4

2

5

Вид

Отдел

Царство

1

7

6

Семейство

3

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: ЛЁГКИЕ  СЕРДЦЕ  ТРАХЕИ  ЖАБРЫ

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ:

  • ЛЁГКИЕ
  • СЕРДЦЕ
  • ТРАХЕИ
  • ЖАБРЫ
Использование компьютера при подаче нового материала решает много задач Повышается уровень наглядности урока Способствует экономии времени и поддержанию высокого темпа урока

Использование компьютера при подаче нового материала решает много задач

  • Повышается уровень наглядности урока
  • Способствует экономии времени и поддержанию высокого темпа урока
Сколиоз – боковое искривление позвоночника  У детей развивается познавательный интерес,  наглядно-образное мышление

Сколиоз

боковое искривление позвоночника

  • У детей развивается познавательный интерес,

наглядно-образное мышление

Движение цитоплазмы

Движение цитоплазмы

Плесневые грибы Взяв в руки заплесневевшую корку старого хлеба, скажешь ли ты, что на ней выросли грибы? Вряд ли! А ведь это так.  Плесень – это гриб. Называется этот плесневый гриб

Плесневые грибы

Взяв в руки заплесневевшую корку старого хлеба, скажешь ли ты, что на ней выросли грибы? Вряд ли! А ведь это так.

  • Плесень – это гриб. Называется этот плесневый гриб "мукор". Что же представляет собой плесневый гриб?
  • Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам опять понадобится наш микроскоп.
  • Достанем его и аккуратно поместим снятую с хлеба плесень под объектив.
  • Итак, что же мы видим? Совсем не гриб, а что-то непонятное! Какая-то сеть тонких бесцветных нитей.

Использование компьютера при закреплении нового материала Движущий

Использование компьютера при закреплении нового материала

Движущий

При закреплении пройденного материала  Задание . Напишите структуры бактериальной клетки и хламидомонады обозначенные цифрами

При закреплении пройденного материала

Задание .

Напишите структуры бактериальной клетки и хламидомонады обозначенные цифрами

Представитель, каких водорослей изображен на рисунке. Дайте название представителю.

Представитель, каких водорослей изображен на рисунке. Дайте название представителю.

Найди соответствие между примером и типом адаптации Образование отдельных пар в брачный период Широкие копыта у лося Способность кашалота подолгу находиться под водой Птичьи базары Поведенческая адаптация Морфологическая адаптация Физиологическая адаптация

Найди соответствие между примером и типом адаптации

Образование отдельных пар в брачный период

Широкие копыта у лося

Способность кашалота подолгу

находиться под водой

Птичьи базары

Поведенческая адаптация

Морфологическая адаптация

Физиологическая адаптация

Распредели организмы на группы Расчленяющая окраска Скрадывающая противотень Криптическая окраска Проверка

Распредели организмы на группы

Расчленяющая

окраска

Скрадывающая

противотень

Криптическая

окраска

Проверка

Распредели организмы на группы Физиологические адаптации Морфологические  адаптации Проверка

Распредели организмы на группы

Физиологические

адаптации

Морфологические

адаптации

Проверка

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: ЛИСТ  ЦВЕТОК  КОРЕНЬ

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ:

  • ЛИСТ
  • ЦВЕТОК
  • КОРЕНЬ
Пример покровительственной окраски: Зимнее оперение куропатки Зеленая окраска листьев у большинства растений Ярко – красная окраска божьей коровки Сходство в окраске шмеля и пчелы ПОДУМАЙ! ПРАВИЛЬНО!

Пример покровительственной окраски:

Зимнее оперение куропатки

Зеленая окраска листьев у большинства растений

Ярко – красная окраска божьей коровки

Сходство в окраске шмеля и пчелы

ПОДУМАЙ!

ПРАВИЛЬНО!

Направление 3.Осуществление  контроля посредством ИКТ Закончите предложения. Все живые организмы на Земле имеют ………… строение. ……… – единица строения организма. Основными частями клетки являются ………. Все организмы по строению клетки делятся на ……… и ……….. В …… сосредоточена наследственная информация.

Направление 3.Осуществление

контроля посредством ИКТ

Закончите предложения.

  • Все живые организмы на Земле имеют ………… строение.
  • ……… – единица строения организма.
  • Основными частями клетки являются ……….
  • Все организмы по строению клетки делятся на ……… и ………..
  • В …… сосредоточена наследственная информация.
Какие утверждения верны? Ткань-это группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям. 2. Клетки в тканях соединены межклеточным веществом. 3. Образовательная ткань растения находится только в верхушке побега. 4. Роль скелета у растения выполняет основная ткань. 5. Кровь – это соединительная ткань.

Какие утверждения верны?

  • Ткань-это группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям.

2. Клетки в тканях соединены межклеточным веществом.

3. Образовательная ткань растения находится только в верхушке побега.

4. Роль скелета у растения выполняет основная ткань.

5. Кровь – это соединительная ткань.

Тестовое задание к уроку «Строение и значение зубов» Выберите один правильный ответ: 1. Самой твердой частью зуба является:  а) цемент;  б) эмаль;  в) дентин;  г) пульпа.   2. Количество этих зубов на челюстях равно четырем. Что это за зубы?  а) резцы;  б) клыки;  в) малые коренные;  г) большие коренные.  3. Зубы, которые откусывают пищу:  а) резцы;  б) клыки;  в) малые коренные;  г) большие коренные.

Тестовое задание к уроку «Строение и значение зубов»

  • Выберите один правильный ответ:
  • 1. Самой твердой частью зуба является:
  • а) цемент;
  • б) эмаль;
  • в) дентин;
  • г) пульпа.
  • 2. Количество этих зубов на челюстях равно четырем. Что это за зубы?
  • а) резцы;
  • б) клыки;
  • в) малые коренные;
  • г) большие коренные.
  • 3. Зубы, которые откусывают пищу:
  • а) резцы;
  • б) клыки;
  • в) малые коренные;
  • г) большие коренные.

Установите соответствие: А - биологический прогресс Б - биологический регресс Речной бобр Серая крыса Домовая мышь Сине-зеленые водоросли Орёл-беркут Уссурийский тигр Зубр Амурский тигр Пырей ползучий Лошадь Пржевальского Одуванчик обыкновенный

Установите соответствие:

А - биологический прогресс

Б - биологический регресс

  • Речной бобр
  • Серая крыса
  • Домовая мышь
  • Сине-зеленые водоросли
  • Орёл-беркут
  • Уссурийский тигр
  • Зубр
  • Амурский тигр
  • Пырей ползучий
  • Лошадь Пржевальского
  • Одуванчик обыкновенный
Привлечение детей к созданию презентаций и проектов.  Позволяет ученикам реализовать свои творческие способности.  Повышает заинтересованность к предмету, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом.  Ученик приобретает опыт публичного выступления.

Привлечение детей к созданию презентаций и проектов.

  • Позволяет ученикам реализовать свои творческие способности.
  • Повышает заинтересованность к предмету, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом.
  • Ученик приобретает опыт публичного выступления.
    Тема проекта:  »Влияние никотина на живые организмы и его место в жизни школьников»       Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации .  О. Бальзак Выполнила :  Ашарапова Юлия МОБУ СОШ№5 г. Мелеуз ученица 8 класса Руководитель проекта:   Резяпова А. Х.,  учитель биологии.

Тема проекта: »Влияние никотина на живые организмы и его место в жизни школьников»

Табак приносит вред телу, разрушает разум,

отупляет целые нации .

О. Бальзак

Выполнила : Ашарапова Юлия МОБУ СОШ№5

г. Мелеуз

ученица 8 класса

Руководитель проекта:

Резяпова А. Х.,

учитель биологии.

Проектная работа по биологии «Газированная вода- вред или польза?»   Выполнила: Хамитова Камила  ученица 9 класса  МОБУ СОШ№5  г. Мелеуз  Руководитель: Резяпова А. Х.

Проектная работа по биологии «Газированная вода- вред или польза?»

Выполнила: Хамитова Камила

ученица 9 класса

МОБУ СОШ№5

г. Мелеуз

Руководитель: Резяпова А. Х.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Экологическое здоровье квартиры». Выполнили: ученики 9 класса Кобелькова Снежана,  Клокова Мария. Нафикова Алина МОБУ СОШ №5 Руководитель: Резяпова А.Х.. учитель биологии

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Экологическое здоровье квартиры».

Выполнили: ученики 9 класса

Кобелькова Снежана,

Клокова Мария.

Нафикова Алина

МОБУ СОШ №5

Руководитель: Резяпова А.Х.. учитель биологии

 Исследовательская работа  «Близнецы. Похожи или нет?»

Исследовательская работа «Близнецы. Похожи или нет?»

Анализируя опыт своей работы, с и спользованием ИКТ на уроках биологии, можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий: позволяет расширить кругозор учащихся по предмету; активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности.

Анализируя опыт своей работы, с и спользованием ИКТ на уроках биологии, можно с уверенностью

сказать, что использование компьютерных технологий:

  • позволяет расширить кругозор учащихся по предмету;
  • активизировать все потенциальные возможности учащихся посредством смены видов деятельности.

Влияние регулярного использования ИКТ на динамику качества успеваемости Уч.год год 2013-2014 58 % 2014- 2015 62 % 2015-2016 69 %

Влияние регулярного использования ИКТ на динамику качества успеваемости

Уч.год

год

2013-2014

58 %

2014- 2015

62 %

2015-2016

69 %

Результаты и выводы Использование ИКТ повышает Интерес к предмету Эмоциональное состояние Познавательную активность Успеваемость по отдельным темам Качество знаний по биологии Результативность в конкурсах (олимпиадах, конференциях)

Результаты и выводы

Использование ИКТ повышает

  • Интерес к предмету
  • Эмоциональное состояние
  • Познавательную активность
  • Успеваемость по отдельным темам
  • Качество знаний по биологии
  • Результативность в конкурсах (олимпиадах, конференциях)