СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование информационных технологий при изучении истории. Научно-методическая разработка
Управление образования
Брянской городской администрации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12»
при Федеральном казенном учреждении
«Исправительная колония № 1
Управления Федеральной службы исполнения наказаний России
по Брянской области»
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
на тему:
«Использование
информационных технологий
при изучении истории»
Подготовил: учитель истории
Королев Д.Г.
Брянск — 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
| 3 |
Глава 1. История внедрения информационных технологий в преподавании истории в школе
| 5 |
Глава 2. Использование информационных технологий при изучении истории
| 8 |
2.1. Использование презентаций Microsoft Office Power Point На уроках истории
| 8 |
2.2. Анализ мультимедийных продуктов (CD-ROM), используемых при изучении истории | 9 |
2.3. Использование Интернет-ресурсов по истории в учебной работе | 15 |
Заключение
| 21 |
Список используемой литературы
| 23 |
ВВЕДЕНИЕ
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития — ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования вычислительной техники.
Сейчас мы переживаем не только рубеж веков, но — тысячелетий! Одна из главнейших особенностей общества начала III тысячелетия — возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационных ресурсов. Решающее значение теперь имеет доступ к максимально большим объемам информации, быстрота отбора нужного знания и скорость его усвоения. Все это вполне справедливо и для учебного процесса. И здесь без компьютеров не обойтись!
Используя компьютер на уроках, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе. Учреждения и организации переходят на электронную документацию, переводят в эту форму архивы; и недалек тот день, когда неумение обращаться с компьютером будет казаться просто неграмотностью
Избрав демократический путь развития, наша страна переживает один из сложнейших периодов своей истории. Полное обновление России возможно только при условии осуществления подлинной свободы личности, способной к развитию и саморазвитию. В связи с этим особое место в реформирование образования отводится совершенствованию исторического образования, т.к. изучение истории и социальных дисциплин играет важную роль в формировании личности молодого человека, воспитании гражданина новой, демократической России.
Историческое образование неразрывно связано с формированием исторического сознания, функция которого заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через ее отображение способствовать преобразованию реального мира.
В формировании исторического сознания особое место отводится информации — важнейшем звене в цепи взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром. Она поступает в сознание, перерабатывается, усваивается и оценивается в процессе мышления. Информация напрямую связана с сознанием, волей и поведением человека. Поэтому в настоящее время уделяется первостепенное внимание проблеме роли СМИ в жизни общества. И это не случайно, т.к. современный мир немыслим без масс-медиа — средств массовой информации и коммуникации, к которым относят печать, прессу, радио, телевидение, кинематограф, звукозапись, видео и систему Интернет.
Вследствие этого стоит вопрос о создании информационной безопасности, смысл которой — обеспечить право граждан России на объективную информацию.
Проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им СМИ все более и более обостряется. Она рассматривается в контексте проблемы “Школа и СМИ”. И так как школа влиять на СМИ практически не может, то именно на учителя возлагается такая ответственная задача, как обучать детей критически относиться к газетному тексту, телепередаче и другим масс-медиа; предлагать учащимся попытаться уловить и определить смысл того или иного информационного сообщения. Решать эту проблему должно и медиаобразование, в процессе, которого формируются умения: понимание сути информации, ее адресную направленность; принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; вычленять главное в информационном сообщении и др.
Наша страна вступила в эпоху информационных технологий. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология — это информационная технология, т.к. основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).
Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромир, имитационное обучение, демонстрации. Эти подходы и методы должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других — важен анализ знаний в предметной области; в-третьих — основную роль может играть учет психологических принципов обучения.
К сожалению, использование видео и компьютеров на уроках истории может себе позволить далеко не каждый учитель и не каждая школа.
Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человеческое сознание. Кроме того, долгое время они будут доступны воспитателям в значительно меньшей мере, чем воспитуемым. Но именно учителя должны научить детей ничего не бояться и помочь им сформироваться и ощущать в себе личность.
Процесс информатизации, затронувший в последние годы практически все области знания, постепенно вовлекает и историческую науку. Многие специалисты в области гуманитарных знаний воспринимают эти перемены как своеобразный вызов эпохи глобализации. Появление виртуальных текстов, журналов и целых книг в сети Интернет вызвало, по мнению Э. Госселина, появление новых страхов в образованном обществе, подобных тем, которые появились в XV — XVI вв., когда печатные книги начали соревнование с рукописными.
Заменят ли электронные публикации печатные? Насколько глубоко проникнут информационные технологии в науки, в центре внимания которых находится изучение человека? Как может, в связи с этим, измениться структура факта в гуманитарных науках? Как это повлияет на методы исследований? Как могут измениться методы преподавания гуманитарных наук? Останется ли прежней роль преподавателя в учебном процессе, насыщенном информационными технологиями? Эти и многие другие вопросы активно обсуждаются в прессе, специальной научной и научно-методической литературе, правда, обмен мнениями идет более интенсивно в зарубежных изданиях.
Шведский специалист в области методики преподавания истории Г. Бере утверждает, что информационные технологии в шведских школах болезненно популярны. Анализ шведской прессы о проблемах образования за последние 2- 3 года показал, что три четверти публикаций было посвящено применению информационных технологий.
В России количество публикаций и конкурсов по применению информационных технологий в обучении растет, возможно, не так стремительно, как за рубежом, учитывая иные реальности образовательного контекста.
С появлением в моем распоряжении персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных воспитательных мероприятиях.
Данная работа представляет собой попытку обобщения передового педагогического опыта в использовании компьютерных технологий в преподавании предметов обществоведческого цикла. Однако она не претендует на формулирование готовых ответов по проблеме, поскольку в данной области накоплен небольшой опыт, и на этом этапе полезнее формулировать вопросы для дальнейших дискуссий.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, посвященных истории, теории и практике внедрения информационных технологий в преподавание истории, заключения и приложений, раскрывающих примерами вариативность использования информационных технологий учителем истории.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
По оценке академика И. Д. Ковальченко, еще в середине 1980-х гг. «примерно за 25 лет применения количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях накоплена большая литература как отечественная, так и зарубежная. Это, — прежде всего, конкретно-исторические исследования, выполненные на основе применения количественных методов и ЭВМ».
Одной из первых работ, знакомивших российских историков с возможностями применения ЭВМ в исторической науке, была книга В. А. Устинова, вышедшая в 1964 году.
Опубликованная в 1975 г. книга Б. Н. Миронова и Э. В. Степанова имела своей целью познакомить историков с новыми возможностями и показать эффективность применения в исторических исследованиях ряда классических математико-статистических методов.
Следует, правда, сказать, что вероятность применения новых технологий в гуманитарных науках не очень сильно изменилась в 1960-1970-е гг., а ЭВМ оставались дорогими, громоздкими, занимавшими большие площади и почти недоступными для историка. Старые компьютеры насчитывали десятки тысяч электронных ламп и сопротивлений и весили сотни килограммов. Небольшие обучающие машины помогали, правда, создавать тесты на проверку знаний, прежде всего студентов, в области понятий и хронологии.
Еще через десять лет И. Д. Ковальченко, который был одним из пионеров применения количественных методов и ЭВМ в исторических исследованиях, добился публикации первого учебника и введения этой дисциплины в качестве специального курса в учебный план кафедры источниковедения МГУ.
Именно тогда в эпоху повального увлечения программированным обучением в школах появились первые контрольно-обучающие машины. Принцип работы их был предельно прост - они задавали вопрос и предлагали несколько вариантов ответов на него, полученный же ответ сравнивали с эталонным
В середине 1980-х гг. прилив информатизации достиг берегов гуманитарных наук в СССР. Была проведена правительственная программа повышения квалификации и обучения работе на персональных компьютерах всех вузовских преподавателей. Затея не имела успеха потому, что на большинстве гуманитарных факультетов по-прежнему не было компьютеров.
Настоящие компьютеры стали появляться в школах в 80-е гг. Создавались эти машины для обработки больших массивов информации. Системы управления базами данных (СУБД) позволяют создавать их как раз для того, чтобы в нужный момент облегчить поиск и отбор нужной информации по установленному критерию. Для историка это — даты, события, картотеки исторических личностей, числовые массивы (цифры по народонаселению и ВВП, и др.) и т.д. Отдельные попытки информатизации исторического образования имели место уже тогда. К примеру, курс «Количественные методы в исторических исследованиях» начал читаться в Московском государственном университете в 1975 г., в Чувашском государственном университете — в 1976г., в Санкт-Петербургском (тогда — Ленинградском) государственном педагогическом университете — 1983г.
Первые поколения компьютеров могли работать только с числами и буквенными символами — отсюда и узость сферы применения. В результате технологического «прорыва» конца 80-х гг. стала возможной «оцифровка» звука и изображения. Первые машины и первые программы нового поколения появились в конце 80-х - начале 90-х гг.
В 1990-е годы компьютеры появились на исторических факультетах во многих российских университетах.
В 1998г. Министерством образования Российской Федерации была утверждена Концепция информатизации сферы образования.
В 2000г. был разработан проект федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (ЕОИС) на 2001-2005 гг.».
В 2001 году с целью повышения качества образования в Брянской области на основе использования компьютерных технологий была принята «Программа по информатизации системы образования Брянской области на 2001 — 2006 г.».
С 2001 года масштабная программа компьютеризации начала реализовываться с поставки техники в сельские школы, которые в подавляющем их большинстве компьютеры увидели вообще впервые.
Следующим этапом стало подключение в 2002 году к этой программе городских и поселковых школ, районных органов управления образованием - они также получили компьютерную технику и программное обеспечение.
В 2003 году компьютерные классы получили школы-интернаты, профессиональные училища.
Планируется подключение школ к сети Интернет, а многие, не дожидаясь централизованных действий, подключаются к Сети уже сейчас.
Программа действует, хотя и с оговорками. Прежде всего, один-два компьютера, которые получили большинство сельских школ — это совершенно недостаточно для полноценной учебной деятельности. Вызывает нарекания комплектность поставленного оборудования. К примеру, в комплект поставки не входили мультимедийные колонки, вместо них предлагалось использовать наушники. Это было бы оправдано, если бы была реализована формула «один компьютер — один ученик».
Основным направлением областной программы на 2005 год избрано программное обеспечение учебного процесса, что приведет к повышению эффективности использования уже имеющегося оборудования.
Однако нашей системе образования еще очень далеко до показателей компьютеризации в западных странах. Например, в Швеции даже в средних школах количество компьютеров почти соответствует количеству учащихся.
Технические характеристики персональных компьютеров и программное обеспечение непрерывно совершенствуются, становятся, по мнению Л. И. Бородкина, все более «дружественными» для историка. Это создает благоприятные возможности для применения новейших информационных технологий в работе преподавателя истории. «Ноутбуки» изменили условия труда историка в архивах и библиотеках. Переносной компьютер, правда, только там, где его разрешает использовать администрация архива или библиотеки, позволяет делать все необходимые записи из архивных фондов прямо в персональную базу данных исследователя.
Появление различных информационных сетей позволяет еще больше расширить горизонты применения информационных технологий. Популярность сети Интернет (Internet) быстро растет, и многие пользователи смотрят на нее как на недавнее изобретение человечества. Однако история Интернета насчитывает уже несколько десятилетий. Собственно сообщество под названием Интернет появилось в 1992 году. Российская Федерация зарегистрировала свой домен в Интернете в 1993 году. В 1999 году в Интернете было зарегистрировано 71 618 000 адресов пользователей. Такое быстрое развитие сети Интернет стало не просто предметом мечтаний и, позднее, исследований лишь для информационной элиты, а жизненно необходимой реальностью, в том числе для армии гуманитариев.
В 1980-1990-е годы были созданы различные банки данных в области историко-социальных наук. Чаще всего эти базы данных готовятся большими группами исследователей, обращающих внимание, прежде всего на массовые источники. Способы и приемы обработки такого рода источников напоминают методы, разработанные в социологии.
У историков, подключающихся к исследованиям, в настоящее время имеется возможность работать с уже созданными довольно значительными базами данных. Новые возможности открываются для исследователей, работающих в сети Интернет. Дело в том, что почти все крупные архивы мира имеют свои страницы (Web sites) в сети Интернет, где можно получить разнообразную информацию о хранящихся в архиве делах, выставках и даже тексты некоторых документов.
Программу «Компьютеризация сельских школ» можно рассматривать как начало комплекса работ по широкому внедрению новых информационных технологий в сферу образования. В нем предусматривается комплексное решение вопросов обеспечения образовательных учреждений современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработку специальных обучающих средств, позволяющих учащимся и педагогам приобщиться к ресурсам информационных сетей.
Как и в большинстве предлагаемых проектов информатизации образования он предполагает внедрение НИТ на предметах школьного курса, т.е. использование компьютеров на уроках, например физики, истории, математики и т. д. Также это возможно через систему внеклассной работы — факультативные и индивидуальные занятия. Здесь всё зависит от творческого потенциала учителя, наличия минимального набора вычислительной техники и программного обеспечения.
Сейчас существует огромное количество планов и методик проведения их по различным направлениям. Задача учителя из всего этого многообразия выбрать нужное с учётом возрастных и психологических особенностей каждого ученика, т.е. то, что необходимо школьнику в данный момент.
Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. На вопрос о том, следует или нет использовать компьютеры в процессе обучения, сама жизнь дала положительный ответ, и мы должны учитывать, что вскоре современные дети раньше начнут постигать азы компьютерной грамотности, нежели научатся говорить и читать. Это объективная реальность нашего времени.
Компьютер для учителя должен стать не предметом изучения, а средством, с помощью которого можно качественно улучшить процесс обучения.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
2.1. Использование презентаций Microsoft Office Power Point
на уроках истории
В ходе своей работы в качестве учителя истории я пришел к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках истории является применение программы Microsoft Office Power Point.
Это объясняется следующими обстоятельствами —
— программа доступна для понимания не только опытному пользователю, но ученику, только начавшему изучение компьютера;
— с ее помощью преподаватель иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация;
— программа позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-, аудиофрагменты и т.д.).
Доступность пакета Microsoft Office Power Point и его унифицированность дает возможность любому человеку, имеющему представление хотя бы об одном продукте пакета, быстро освоить работу и в других программах.1
К моменту появления первого современного компьютера в школе я был знаком с принципами создания и методикой использования компьютерных презентаций на уроках истории и обществознания. Большую помощь в этом оказал опыт работы учителя истории и информатики средней школы №46 г. Москвы А.И. Чернова, который провел наиболее последовательную работу в это направлении.2
Данная проблема освещены им в журнале "Преподавание истории в школе" №8, 2001 г., а с полным комплектом разработок А.И. Чернова можно познакомиться на авторском сайте "Компьютер на уроках истории и обществознания": http://lesson-history.narod.ru/index.htm
Иной подход предложила в рамках работы Российско-американской научно-практической конференции "Образовательные Интернет-ресурсы России и США и их использование в историческом образовании российских и американских школьников" учитель истории Лицея информационных технологий г. Новосибирска Е.И.Казакова. Он предполагает создание ученических презентаций в Power Point как образовательного продукта урока. По замыслу новосибирского педагога, учащиеся, в составе рабочих групп анализируют предлагаемые Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат.
В любом случае, с созданной презентацией во время занятия работает преподаватель, для которого компьютер становится, по сути дела, универсальным техническим средством обучения (ТСО). Информация может выводиться в классе на большой экран через мультимедиа-проектор или на телевизор.
Power Point позволяет любому преподавателю, владеющему навыками работы в одной из программ входящих в Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку преподавания своего предмета.
Также широкие возможности появляются для разработки внеклассных воспитательных мероприятий. Использование игрового момента, большого объема наглядности, привлечение учащихся на стадии подготовки повышает их активность во время проведения викторин, турниров, соревнований.
Основываясь на собственном опыте разработки презентаций, делаю вывод, что при наличии мультимедийных энциклопедий, содержащих материал по теме урока, наборов картинок из коллекций ClipArt’ов широко представленных на многочисленных CD-ROM’ах, доступа к сети Интернет, на подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов так же уходит порядка 2 часов.
Безусловным плюсом презентации, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Задание типа слайда, его оформление и информационное наполнение легко осуществляются благодаря хорошо продуманной системе работы в Power Point.
Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.
Содержание программы служит наглядным видеорядом позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем. Компоновка материала программы может служить своеобразной формой опорного конспекта. При подготовке домашнего задания ученики могут использовать в качестве основного источника, именно презентацию, а не учебник, т.к. она более понятна и логична.
Систематическое использование презентаций на уроке приводит к целому ряду последствий:
1) повышение уровня использования наглядности на уроке;
2) повышение производительности урока;
3) Установление межпредметных связей с учебным предметом «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
4) преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
5) появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций под руководством преподавателей истории.
2.2. Анализ мультимедийных продуктов (CD-ROM),
используемых при изучении истории
В России выпускается большое число CD-ROM, предназначенных для использования в историческом образовании. Это и видеоэнциклопедии, и обучающие программы. Кроме того, большое число дисков посвящено музеям — Русскому музею, Эрмитажу и т.д. и историческим памятникам — Московскому Кремлю, Петродворцу... Большое распространение получили также «музыкальные» CD-ROM, обеспечивающие не только высококачественное воспроизведение того или иного музыкального произведения, но и предоставляющие дополнительную информацию о жизни композитора, об истории создания произведения, об исполнителях и музыкальных инструментах, а также позволяющие прослушать отдельные темы произведения и/или/ голоса отдельных музыкальных инструментов.
Программы, созданные по multimedia-технологиям, представляют разнообразный по содержанию материал. Пользователю предлагаются всевозможные энциклопедии, серия "Музеи мира", литературные произведения, программы по отдельным персоналиям, историческим источникам, страноведческие программы, обучающие компакт-диски. Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование в соответствующих курсах весьма затруднительно. Претензии, прежде всего, касаются достоверности, репрезентативности и полноты охвата материала.3
В настоящее время потребителю предлагается более 100 наименований CD-ROM (сетевых и несетевых версий) интересующей нас тематики. Но справедливости ради следует отметить, что оригинальных дисков значительно меньше: нередки случаи, когда одно и то же содержание предлагается под разными, часто схожими названиями.
Подавляющее большинство из этих программных продуктов имеют весьма ограниченные возможности применения на уроках истории, поэтому в данном разделе при классификации CD-ROM подробному рассмотрению будут подвергнуты только те из них, использование которых на уроках истории осуществляется мною систематически.
Значительная часть программ, распространяемых на CD, относятся к категории мультимедийных энциклопедий и библиотек. Достоинство мультимедийных энциклопедий в настоящее время состоит в том, что на них представлен богатейший наглядный материал по самым различным темам.
Для поставки в сельские школы в составе комплекта программного обеспечения была выбрана «Большая Энциклопедии Кирилла и Мефодия».
Данная энциклопедия универсальна. В качестве дополнительной информации некоторые ее статьи дополняются статьями из популярного «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» (это называется — «цитата»). В роли «цитат» выступают также исторические документы, отрывки из художественных произведений и т.д., что также имеет значение для создания образа эпохи. Плюс ко всему, «Большая Энциклопедии Кирилла и Мефодия» имеет хороший иллюстративный ряд: портреты и картины по различным темам.
Полная 8 дисковая версия дает дополнительные возможности для использования данного продукта на уроках истории и обществознания. Прежде всего, это видеохроника различных исторических событий, которая достаточно полно отражает практически все значимые события истекшего столетия. Весьма интересным может быть также использование на уроке истории анимированных карт по различным темам (от завоеваний Александра Македонского до Отечественной войны 1812 г.).
Своеобразную мультимедийную панораму представляет собой также включенная в «восьмидисковую» версию «Хроника человечества» — перед учеником год за годом протекает вся его история от начала времен (250000 лет до н.э., начало применения огня) до современности (БЭКМ 2002 заканчивается 11 сентября 2001 г.). Особенно важные события оформлены как гиперссылки и при активации их раскрывают краткую информацию о них.
Интересны также материалы страноведческого характера — флаги и гимны подавляющего большинства государств мира, а также традиционная музыка населяющих их народов. На уроках экономики и экономической географии, возможно, использовать достаточно подробный материал электронной базы данных по основным политико-экономическим показателям стран мира. По многим государствам имеются также хронологические таблицы правителей, что весьма ценно для историка. Для него интересны также интерактивные шкалы по переводу различных систем мер и весов в единицы метрической системы. Приложения БЭКМ включают также тексты 116 наиболее значимых законов Российской Федерации, которые можно использовать на уроках правоведения.
И в заключении — БЭКМ (8 СЭ) включает в себя такую интересную вещь, как «Викторина», позволяющую проверить свои знания по различным темам, в том числе и по истории, религии, искусству, обществознанию и политике, либо по всем предметам, вместе взятым.
Среди недостатков программы можно отметить предельную «энциклопедичность» (иногда представленной информации явно недостаточно для глубокого изучения вопроса).
Следует отметить и чрезвычайно интересную для историков «Энциклопедию истории России (862-1917 гг.)», которая вышла в электронном издательстве "Коминфо" в рамках серии "Интерактивный мир". Основная часть текстового материала представлена в четырех больших разделах: "Правители", "Современники", "События", "Памятники культуры". Кроме перечисленных разделов CD-ROM содержит генеалогическое дерево двух правивших в России династий — Рюриковичей и Романовых, а также подробную хронологическую шкалу. Всего на диске более 1000 статей, свыше 400 иллюстраций, видеофрагменты и анимационные карты важнейших сражений. Гипертекстовые ссылки указывают переходы к статьям из соответствующих разделов или дают пояснения к терминам.
Раздел "Правители" включает 65 статей о князьях, царях и императорах, правивших в России, начиная с легендарного Рюрика и заканчивая Николаем II. Здесь — сведения обо всех правивших в России князьях, царях и императорах. Расположенная рядом со статьей шкала правителей позволяют легко перемещаться в "пространстве и времени", попадать из одной эпохи в другую или путешествовать в рамках одного периода, сравнивая одно правление с другим, наблюдая за процессом развития политических структур и общественных отношений. Каждая статья снабжена многочисленными гипертекстовыми ссылками, благодаря которым вы можете получить в других разделах диска более полную информацию относительно заинтересовавшего нас события или персоны. Кроме того, к некоторым из статей подобран видеоматериал в сопровождении дикторского текста.
Раздел "События" — это тщательно подобранный перечень важнейших или просто интересных событий истории: о принятии христианства на Руси, походах русских князей, осадах Константинополя, восстаниях стрельцов, о том, как княгиня Ольга отомстила за смерть мужа, о дворцовом перевороте, возведшем на престол Елизавету Петровну, и многом другом. Рассказ о событиях раннего периода российской истории снабжен многочисленными цитатами из летописных сводов. Статьи о важнейших битвах и сражениях дополнены анимационными картами и дикторским текстом.
Раздел "Современники" содержит обширную информацию о современниках российских правителей, видных людях эпохи, оставивших свой след в истории, церковных деятелях, террористах и цареубийцах. И здесь гипертекстовые ссылки позволяют свободно путешествовать по "просторам истории".
Раздел "Памятники культуры" — великолепно иллюстрированный рассказ о непревзойденных шедеврах русского искусства. Работая с энциклопедией можно увидеть иконы Андрея Рублева, Феофана Грека, посетить Великий Новгород, Владимир, Киев, увидеть прекрасные соборы, фрески, узнать, как выглядят "голосники" и каково их предназначение.
Обширная и чрезвычайно подробная хронологическая шкала так же, как и основные разделы "Энциклопедии", снабженная гипертекстовыми ссылками, позволяют зримо представить ход исторического процесса, проследить параллели истории, смену династий и правителей.
Выделенные в статьях гипертекстом термины имеют толкование. Что такое подушная подать или "Табель о рангах"? Что представляла собой Боярская Дума? Какие функции выполнял Святейший Синод? Ответы на эти вопросы включены в глоссарий CD-ROM.
В работе с диском помогает разветвленная система поиска, который ведется в определенном временном интервале, по ключевому слову, по одному или нескольким разделам "Энциклопедии". Можно пометить закладками наиболее интересные статьи. Удобные интерфейсы позволяют легко ориентироваться в CD-ROM.
Как учитель-практик могу сказать, “Энциклопедия” в значительной степени облегчает учителю процесс подготовки к уроку и само объяснение темы, а ученикам — усвоение материала. Практика показывает, что обращение учителя к интерактивным наглядным пособиям повышает его авторитет у учащихся, что, естественно, благоприятно сказывается на их отношении к предмету и стремлении запомнить увиденное и услышанное на уроке. Готовясь к уроку, учитель может в течение очень небольшого количества времени отследить материал по всему историческому периоду, провести широкие параллели или сравнения с другими эпохами, значительно оживить изложение темы урока, так как практически весь материал диска, посвящен ли он персоналиям — представителям правящих династий и их современникам, или конкретным историческим событиям, снабжен ссылками из летописных сводов, воспоминаниями современников событий. Кроме того, интерактивные средства обучения позволяют учащимся проследить в динамике, например, ход сражений, что повышает интерес учащихся к предмету изучения. В этом отношении коллекция анимационных карт, представленных на CD-ROM, может оказать неоценимую помощь учителю.
«Художественная энциклопедия зарубежного искусства» той же компании. Содержит материал о художниках, скульпторах, архитекторах и др., живших и творивших до XX века; об их творениях. Имеется также информация о ведущих музеях мира, возможность проведения по некоторым виртуальных экскурсий, и словарь терминов.
«Энциклопедия классической музыки» (та же фирма). Материал можно использовать на уроках по изучению культуры в различные исторические периоды.
«Шедевры русской живописи» от компании «Кирилл и Мефодий». Программа просто идеально подходит для уроков по русской культуре. Она включает, помимо «слайд-шоу» по картинам русских мастеров и биографических статей, 33 интерактивных видеоурока, посвященных наиболее значительным творениям русских художников.
«Династия Романовых. Три века русской истории» (АО «Коминфо»). Программа во многом дублирует «Энциклопедию истории России» той же фирмы. Чуть шире представлен материал по культуре и произведениям прикладного искусства соответствующих периодов.
«От плуга до лазера» (компания «Новый Диск»). Некоторые материалы этой детской популярной научно-технической энциклопедии можно использовать в изучении тем, касающихся исторического содержания научно-технического прогресса (изобретения и изобретатели, технологические перевороты в производстве).
«Россия на рубеже III тысячелетия» («Республиканский мультимедиа центр»). Диск включает раздел «История России», во многом напоминающий «обедненную» версию «Энциклопедии истории России». Достоинства — череда правителей не заканчивается последним императором, а продлена до наших дней, включая всех генсеков и президентов. Также здесь представлены все российские гимны. В иллюстративном материале интересны изображения государственных гербов и флагов России, а также денежных единиц и различные исторические периоды.
Вторую группу программного обеспечения, используемого на уроках по курсам отечественной и всемирной истории, составляют обучающие программы, которые представляют наибольший интерес для меня как учителя истории.
Первым в данном ряду, несомненно, стоит учебник "История России XX век". Он состоит из 4 компакт-дисков и брошюры; снабжен обширным справочным материалом: персоналии (более 700); подробная хронология, терминологический словарь; более 30 анимированных карт; 6000 иллюстраций; 2 часов кинохроники; 500 документов; 70 уникальных фонограмм. Позволяет облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука, а также посредством компьютерных возможностей — диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала.4
Издание «История России: XX век» одновременно совмещает в себе учебник, рабочую тетрадь, атлас, хрестоматию, справочник, учебный видеофильм и историческую энциклопедию. Оно предназначено для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, для поступающих в ВУЗы и студентов неисторических факультетов, а также для всех интересующихся историей Отечества. В школе оно помогает преподавателю, высвобождая его время для индивидуальной работы с учениками.
Учебник создан в сотрудничестве с авторами базовой школьной учебной книги А. А. Даниловым и Л. Г. Косулиной и полностью основан на существующих школьных программах. Он ориентирован на учащихся трёх возрастов (имеет три уровня сложности): на 9-й класс — первый концентр; на 10-11-й классы — второй концентр (больший объём учебного материала и более жёсткий тестовый контроль знаний); на абитуриентов исторических факультетов и студентов неисторических факультетов ВУЗов (ряд более сложных и специальных материалов, а также значительно больший объём документов, предназначенных для самостоятельного изучения и анализа).
Примерно 95% основного учебного материала представлено в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там, где это необходимо) мультимедийных лекций. Учебник может быть использован и дома (в качестве "программы-репетитора"), и на занятиях. В случае работы с обычной (персональной) версией программы каждый компьютер учебного класса должен быть оснащен CD-ROM дисководом и каждому учащемуся должен быть выдан отдельный комплект учебника. На практике это оказывается камнем преткновения — школы очень редко готовы закупить по учебнику на каждое рабочее место.
Частичным выходом из данной ситуации может являться оснащение кабинета истории одним мультимедийным компьютером с присоединенным к нему проектором.
Преподаватель демонстрирует мультимедийные лекции, периодически останавливая их и дополняя собственными комментариями. Богатый видеоряд учебника не только успешно заменяет давно износившиеся традиционные наглядные пособия (карты и т.д.) но и обеспечивает "погружение" в изучаемую эпоху, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие. Резко возрастает при этом и интерес к предмету.
Недостатком данной формы работы является почти полная потеря соревновательного момента, трудность охвата всех учащихся системой сквозного автоматизированного контроля знаний, принудительный единый ритм работы для учащихся с различным уровнем подготовки и различными интересами. В ходе мультимедийных лекций программа периодически предлагает ознакомиться с тем или иным дополнительным материалом (персоналиями, определениями терминов, документами и т.д.). В режиме "киноурока" компьютером управляет преподаватель и именно он решает, какой дополнительный материал показывать классу, а какой — нет.
При групповой работе в режиме "киноурока" преподаватель имеет возможность давать учебный материал в порядке, отличном от того, в котором он размещен в учебнике. Иногда преподаватель комментирует мультимедийную лекцию непосредственно по ее ходу, спорит с авторами учебника и т.д. Более того, он может использовать от лекции только иллюстративный ряд, полностью заменив голос диктора собственным комментарием (для этого достаточно понизить уровень звука).
Достоинством занятия в компьютерном классе является то, что у ученика нет никакой надежды, что "сегодня его не будут спрашивать, поскольку на прошлом занятии спросили". Контроль знаний и выставление оценки предусмотрены почти на каждом занятии (почти, так как есть несколько сдвоенных уроков с единым контролем в конце второго).
Учебник позволяет облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука. Изучение каждого параграфа заканчивается автоматизированным тестированием. В результате программа формирует «классный журнал» с оценками учащихся и выявляет плохо усвоенные лекции, которые придётся прослушать ещё раз перед повторным тестированием, если ученик претендует на более высокую оценку.5
Предусмотрены и развлекательные моменты, стимулирующие интерес учащихся (юмористический сериал «Экзамен», призы для отличников — озвученные и иллюстрированные исторические анекдоты).
Учебник «История России: XX век» одобрен федеральным экспертным советом, Московским бюро ЮНЕСКО, Комитетом по образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, включён в федеральный комплект учебников.6
«Репетитор по истории» http://www.km.ru/about/product.asp?code=s08_02 Кирилл и Мефодий — это тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Здесь — обязательный минимум образовательных программ основной общеобразовательной школы, с подробными ответами на 1000 вопросов, а также список ВУЗов Москвы и области с краткой информацией о них. Программа моделирует "живое" общение с педагогом, которого можно выбрать по своему вкусу, поменять и даже отказаться от его услуг, если он не оправдал ваши ожидания. Эргономичный, "приглушенный" интерфейс помогает сосредоточить внимание на содержании.
«История Отечества Х-ХVIII вв." — мультимедийное учебное пособие для учащихся 8 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, абитуриентов, а также для всех интересующихся историей нашего Отечества. На диске отечественная история с начала IX века и до конца XVIII века представлена в наглядной форме с использованием икон, гравюр, картин, фотографий, отрывков из художественных фильмов, музыкальных произведений и т.п. Проанализированы этапы становления российской государственности, внутренняя и внешняя политика, дана характеристика выдающихся деятелей того времени.
Энциклопедический способ оформления материала позволяет, с одной стороны полностью охватить школьный курс, а с другой — предоставляет уникальную возможность любознательному читателю построить и исследовать "свою" линию в развитии России: военную, политическую, историю отечества в лицах и т.п. Важной особенностью данного компьютерного учебника является возможность обновления и пополнения мультимедиа информации через Интернет. Новые исторические сведения, любопытные находки, редкие иллюстрации, уникальные фото- и видеоматериалы — все оперативно может быть размешено на его виртуальных страницах. В основе диска: раритетные фотоматериалы и иллюстрации (500 изображений); отрывки из художественных фильмов (20 мин. видео); анимированные карты важнейших сражений; 250 гипертекстовых лекций; система тестов для самоконтроля.
Разработан диск Центром новых информационных технологий и Ярославским государственным университетом им. П.Г.Демидова.
В начале 2001г. в издательстве «Медиа-Хаус» вышел диск «Загадки Сфинкса», также выгодно отличающийся от массы гипертекстовых учебников-энциклопедий. Он построен на принципах технологии развивающего обучения. При работе с этим продуктом изучение истории Древнего мира превращается для ученика в увлекательную игру. Вначале дается минимум информации по теме, затем программа ставит конкретную задачу, решить которую можно только, если обратиться к дополнительной информации (которая имеется здесь же, нужно только отобрать ее и ознакомиться через несложный интерфейс). Если работать с программой в группе — налицо элемент соревновательности: больше всех очков наберет именно прилежный ученик
Следует, однако, отметить, что вряд ли целесообразно строить весь процесс обучения на данной программе, да авторы на это и не претендуют. Диск этот следует позиционировать больше как продукт для внеклассной и внеурочной (например, кружковой) работы.7
Технология несетевых CD-ROM предполагает индивидуальную работу пользователя с диском и может быть использована для самостоятельной работы школьников по темам, заданным преподавателем. Текстовые файлы некоторых CD-ROM этой группы могут быть скопированы и распечатаны.
Сетевые CD-ROM позволяют проводить групповые практические занятия, используя при этом все компьютеры, объединенные в локальную сеть. При их проведении, а также при самостоятельной работе школьников, наряду с видеокадрами CD-ROM, целесообразно использовать тексты и звуковое сопровождение.
Использование компакт-дисков на лекционных занятиях предполагает работу с небольшими группами учащихся в 10-12 человек. Для более многочисленных аудиторий требуется использование компьютера в сочетании с большим электронным экраном. Значительный эффект дает применение CD-ROM при преподавании факультативов и специализированных курсов по музееведению, истории культуры, истории искусства и др. На лекционных занятиях CD-ROM целесообразно использовать для визуализации курса преподавателя, т.е. в качестве заменителя кадоскопа или видеопроектора.8
На основании анализа имеющихся CD-ROM можно сделать следующие выводы:
1) преподаватель быстро теряет то преимущество в информационном обеспечении, которое он приобрел за годы обучения и собирания собственной библиотеки в эпоху книжного дефицита;
2) за последнее время мультимедийный рынок обществоведческого предметного цикла значительно расширился;
3) большинство CD-ROM созданы в популяризаторских и развлекательных целях, что ограничивает их использование в учебном процессе. Качество предлагаемых мультимедиа исследуемой тематики часто не выдерживает никакой критики. В лучшем случае они еще очень далеки от совершенства, в худшем — просто антиисторичны и антинаучны;
4) подавляющее число новых программных продуктов решают лишь две задачи: компактное хранение информации и проверка знаний (в форме различных видов тестирования);
5) создатели программного обеспечения испытывают острый дефицит методической поддержки: методики использования CD-ROM при обучении еще надо создавать.
2.3. Использование Интернет-ресурсов по истории в учебной работе
Конец XX столетия характеризуется изменением концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Наиболее полно отражает современные цели обучения в школе личностно ориентированный подход, который отвергает типичную для недавнего времени ориентацию на «среднего» ученика.
Главной задачей образования становится не столько «овладение суммой знаний», сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для решения такой задачи недостаточно только учебника, хрестоматии да традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации.
Но и информационная составляющая — не главное в концептуальном изменении подхода к образованию. Лишь активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных может отвечать потребностям современного процесса обучения.
В последние годы возникло и стремительно растет мощнейшее информационное поле — сеть Интернет. Сеть Интернет не имеет единого центра, у него нет хозяина или хозяев; любой желающий может здесь не только получить интересующие его сведения, но и поделиться своей информацией, своими взглядами с другими пользователями сети. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что в сеть Интернет есть немало информации, способной оказать негативное воздействие на нравственное, культурное, духовное развитие личности. Это создает известные проблемы, и педагоги, в том числе и учителя истории, не вправе делать вид, что этих проблем не существует. Ведь число домашних компьютеров и различных информационных центров, где учащиеся могут получить доступ в сеть Интернет, стремительно растет.
Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой, которое не достигается только в результате обучения информатике. Предмет «Информатика» нацелен главным образом на выработку у учащихся основ компьютерной грамотности, причем пользовательские навыки, необходимые для работы в сети Интернет, изучаются в старшей школе. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно получить навыки работы в сети Интернет гораздо раньше. Следовательно, у педагогов нет выбора. Либо они сумеют использовать огромные образовательные возможности сети Интернет, по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, — либо процесс выйдет из-под контроля.
Разумеется, ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь о другом — о включении компьютерных технологий в образовательный процесс путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.
Успешное усвоение учащимися школьного курса истории оказывает глубокое воздействие на формирование мировоззрения личности. Использование возможностей новых информационных технологий способствует как реализации целей и задач курса истории, так и задач общепедагогических. Использование средств новых информационных технологий, в частности материалов, размещенных на различных серверах сети Интернет, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, полезных для освоения знаний о прошлом.9
Принципиально важным для организации изучения истории с помощью образовательных серверов сети Интернета является возможность непрерывного образования. Привычные модели обучения истории не позволяют обратиться к достаточно обширным базам данных исторических источников. В традиционном обучении происходит обращение к источникам, размещенным в учебниках или в хрестоматиях, набор которых ограничен объемом печатных пособий, а выбор тех или иных из них определяется симпатиями и антипатиями составителей хрестоматий и авторов учебников.
Объемы информации, имеющейся в сети Интернет, на порядок больше, чем в любом печатном издании. Однако это обстоятельство порождает и немалые трудности. Разработка проблем использования информации из компьютерной сети в процессе обучения должна, прежде всего, касаться психолого-педагогических и научно-организационных проблем — с учетом специфики той информационно-предметной среды, которую создают современные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедиа. В противном случае сведения окажутся невостребованными либо приведут к отрицательным последствиям для педагогов и учащихся.
Одним из преимуществ использования информации из сети Интернет является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах сети Интернет, не заменяет учебник, — она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала).
Сеть Интернет всерьез пришел в Россию в 1995 г.; сначала его возможности использовались различными фирмами для рекламы своей продукции. Однако в последние два года ситуация заметно изменилась. Наблюдается устойчивый рост числа серверов, содержащих образовательную информацию, в том числе по истории и обществознанию.
В сети Интернет появились новые пользователи — учителя, преподаватели вузов, школьники, студенты, активно переписывающиеся друг с другом, обменивающиеся информацией, участвующие в различных проектах. Развитие сети Интернет в России создало еще одну серьезную педагогическую проблему. Дело в том, что наиболее посещаемыми сайтами были и остаются те, которые содержат собрания рефератов, курсовых работ и им подобные тексты. Сеть Интернет имеет несколько поисковых систем (Rambler, Апорт и др.), с помощью которых пользователи ищут ту или иную информацию. Одновременно эти поисковые системы ведут учет, какие же сайты, какая информация запрашивается чаще всего. Первые строчки в любой поисковой системе уверенно занимают «российские коллекции рефератов» и т.п.
Учитель обязан знать и эти ресурсы сети Интернет, чтобы быть в состоянии оценить уровень реальных знаний своих учеников. Однако обилие готовых шпаргалок не должно стать отпугивающим фактором. Важнее грамотно использовать имеющееся информационное поле.
Как уже говорилось, в сети Интернет уже сегодня размещен значительный объем информации, которая в той или иной степени носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Принципы организации и функционирования сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации, научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность использования отсутствует вовсе.
Учитель должен помнить, что не вся информация, представленная в сети Интернет, достоверна.
В современных условиях не представляется возможным даже ставить вопрос о педагогической экспертизе появляющихся в сети материалов. Поэтому решающая роль остается за педагогом. Его квалификация, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного и методически выверенного включения материалов сети Интернет в школьное образование.
Материалы, размещаемые в сети Интернет, не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории. Таким образом, в стадии становления находится как информационная база, так и методика ее использования в учебных целях.
Каким же образом разнообразная информация, иллюстрации, поисковые системы могут быть использованы педагогами-историками?
Как уже упоминалось, львиную долю наиболее востребованной информации сегодня составляют коллекции рефератов и им подобных работ. Учащиеся, пользуясь готовой шпаргалкой, копируют рефераты, поверхностно видоизменяют их и представляют уже как свою работу. Надо сказать, что учителя многих школ, особенно в крупных городах, уже обратили внимание на этот факт.
Требование, чтобы работы учеников представлялись написанными от руки, — защита примитивная. Конечно, учителю полезно знать названия и адреса серверов, где размещены эти коллекции, чтобы суметь оценить степень самостоятельности работы своих учащихся, но выявить факты заимствования из сети Интернет очень сложно. Гораздо интереснее дать ребятам задание: проанализировать и оценить группу готовых рефератов.
Еще более интересной представляется постановка таких заданий, которые требуют анализа, осмысления текста, будь это книга или какой-либо материал из сети Интернет, — это снижает вероятность обнаружения готового реферата именно такого содержания. При подобном подходе обращение к коллекции рефератов и работа с нею будут способствовать как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории или обществознанию.
Обширная информация, представленная в сети Интернет, может быть использована учителями в ходе подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся историков можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (фрагменты из текстов исторических работ с вопросами и заданиями к ним, которые должен составить сам учитель).
Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере. Используя специальную проекционную аппаратуру, иллюстрации, получаемые по сети Интернет, можно демонстрировать на большом экране в классе.
Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как организация виртуальных экскурсий, что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки учеников.
Сайты музеев, некоторых городов России и стран СНГ позволяют учителю непосредственно на уроке (при наличии компьютерного класса) или во внеурочное время провести виртуальные экскурсии. Некоторые сайты предлагают экскурсии уже в готовом виде (например, сайт «Кижи»); ими остается только воспользоваться. В других случаях учитель после знакомства с материалами сайта сам составляет план экскурсии.
Материалы из сети Интернет создают хорошую основу для организации внеклассной работы, связанной с участием в проектах различного рода, конкурсах по истории.
Официальный сайт школьного образования (http://www.school.edu.ru/) содержит информацию о текущих учебных проектах, олимпиадах и конкурсах.
Материалы Интернета могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов, тем учителя могут рекомендовать учащимся обратиться к материалам тех или иных сайтов — для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.
Иллюстративный материал сайтов, если нет препятствий к копированию, может быть использован учителями для оформления постоянной или сменной экспозиции в кабинете истории и обществознания. Немаловажно и то, что сегодня, когда учебная промышленность практически не выпускает раздаточные материалы, учителя могут сделать их самостоятельно, используя открытую информацию из Интернета.
Наконец, материалы из сети помогают организовать контроль знаний. На некоторых сайтах содержатся тесты и проверочные задания. Тесты для абитуриентов можно найти также на web-серверах ВУЗов.
Уроки истории должны формировать определенные качества будущего выпускника: научно-гуманистическое мировоззрение и знания в области форм и методов научного познания и их эволюции; историческое мышление; должны способствовать овладению понятийным аппаратом исторической науки и познанию хронологии истории, овладению профессиональным языком данной области знания, умению корректно выражать и аргументировано обосновывать положения науки, овладению современными методиками поиска, обработки и использования различной научной информации.
В связи с этим методика проведения уроков истории требует особого внимания к так называемому акцентированному изложению материала: выделению существенной информации, использованию иллюстративного материала, рисунков, схем, карт, картин, портретов и т.д. Новые информационные технологии позволяют существенно расширить содержание этих методов. Можно не только рассказывать ученикам, как получена информация о той или иной исторической эпохе, но и показать часть процесса поиска. В сети Интернет существует множество страниц, где хранятся карты, схемы, портреты, фотографии и другой иллюстративный материал, относящийся к различным историческим эпохам. Преподаватель имеет несколько возможностей использования этих ресурсов. В частности организовать при наличии технических возможностей поиск нужных материалов в сети Интернет прямо на уроке с приглашением участвовать в нем самих учеников.
Еще более перспективно использование новых информационных технологий в проведении семинарских практических занятий, которые имеют своей целью углубление, расширение и детализацию усвоенных знаний, содействие выработке навыков учебной деятельности, развитие научного мышления и речи учеников. Для успешной подготовки к семинарским занятиям по истории невозможно ограничиться уроками. Требуется предварительная самостоятельная работа учеников по теме планируемого занятия. Каждый учитель истории знает, что положение с обеспечением учащихся учебной литературой в настоящее время не вполне благополучно. Требуются, кроме учебников и учебных пособий, хрестоматии и сборники документов, которых, как правило, в библиотеках не хватает. Здесь вновь неоценимую помощь оказывает сеть Интернет.
Урок с использованием компьютера может проходить как урок-семинар, на котором школьники подбирают необходимый материал по ранее оговоренной теме в сети Интернет. Поиск можно осуществлять как по заранее заданным учителем адресам, так и самостоятельно. В завершение предусматривается коллективное обсуждение найденных ресурсов и анализ полученной информации.
Это — не только форма закрепления, обобщения и расширения знаний, но и возможность критически оценить самый подход, увидеть его сильные стороны и слабые места.10
Также возможно проведение урока изучения нового материала, на котором преподаватель вводит учащихся в проблематику поставленной темы, а затем, разбив класс на группы и предоставив каждой из них определенное задание вместе с адресом (адресами) в сети Интернет, дает время для самостоятельной работы по поиску и систематизации информации.
В конце занятия представители каждой группы выносят на всеобщее обозрение и обсуждение найденный и обработанный материал. В этом случае учитель играет роль координатора обсуждения, который при необходимости направляет деятельность учащихся в нужное русло, делает ее осмысленной и продуктивной.
Также существует возможность проведения урока-конференции с непосредственным общением через сеть Интернет. Суть такой деятельности состоит в том, что преподаватель заранее находит в сети Интернет возможность обсуждения интересующего его вопроса. Затем он сообщает об этом учащимся, вводит их в курс исследуемой темы и дает возможность подобрать расширенный материал уже посредством виртуальных контактов.
Полученные таким образом и обобщенные сведения ученики представляют их в виде текста, документа Microsoft Office Word, Web-страницы, Microsoft Office Power Point и т.п. Эти материалы, пройдя обсуждение и проверку, высылаются по электронной почте или загружаются в тематическом чате.
Близок к уроку-конференции и урок подготовки конкурсной работы. Учащиеся собирают материал, систематизируют его (самостоятельно или под руководством преподавателя), вносят необходимые коррективы и отправляют в адрес организаторов (экспертов). Преимущество урока, проведенного по данной схеме, состоит в том, что учащиеся не только сами находят требуемый материал, но и стараются как можно лучше представить его, исходя из того, что Интернет-конкурс — это соревнование, где всё зависит от работы самих участников.
Анализ ресурсов сети Интернет показывает, что для подготовки к занятиям или непосредственно на уроке учителя и их ученики могут воспользоваться следующими образовательными ресурсами.11
Информационные материалы: энциклопедии, справочники, словари, персоналии, электронные и виртуальные учебники с богатыми иллюстрациями, видео- и аудио- вставками.
Эти материалы размещаются на сайтах или web-серверах.
Необходимые материалы находятся в сети Интернет:
http://encycl.yandex.ru
http://de.info.ru
http://www.anriintem.com
http://mega.km.ru
http://www.britannica.com
http://intepface.ru
Виртуальные экскурсии и путешествия. Для проведения такого интересного вида занятий используются сайты музеев, галерей, различных выставок. Web-камеры позволяют заглянуть во многие уголки планеты:
http://geo2000.nm.ru/
http://www.lenin.ru:8100/
http://www.etur.ru
http://www.vvsn.ru
http://web-tv.narod.rn
Обучающее программное обеспечение. Современные Internet-технологии предоставляют новые возможности для организации интерактивного взаимодействия ученика с программой:
http://www.collede.ru
http://www.webmarket.ru/
Виртуальные семинары и консультации. Современные программы позволяют провести аудио- и видеоконференции, асинхронные консультации с использованием средств электронной почты. Особенно это важно, когда преподаватель и ученики находятся далеко друг от друга:
http://center.fio.ru/som
http://www.eilos.ru
http://www.mesi.ru/
Тестирование в сети Интернет. Аттестация (окончательная проверка знаний):
http://www.examen.ru
http://www.brainbench.com/
http://www.teletesting.ru
http://rostest.runnet.ru/
Несомненно, что тема использования сети Интернет в преподавании истории, безусловно, актуальна и вскоре займет существенное место в публикациях педагогической прессы.
В заключение отметим, что необходимость комментирования и критического анализа сведений, получаемых из сети Интернет, отнюдь не должна рассматриваться как противопоказание к использованию этих ресурсов. Напротив, поиск ошибок и неточностей инициирует творческую активность учащихся, заставляет их обратиться к способам и приемам исторического исследования, понять как «пишется история».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационные технологии стали активно внедряться во все сферы жизни общества. Перед российской школой стоит нелегкая задача — освоение новых форм обучения.
Использование компьютера в преподавании истории в школе позволяет разнообразить процесс обучения. Для этого учителю необходимо овладеть навыками работы с компьютером и некоторыми методическими приемами.
Использование информационных технологий дает неоспоримые преимущества.
У учащихся открываются широкие возможности для самообразования, самооценки, самоутверждения.
Каждый может быть участником сетевых олимпиад, конкурсов, викторин, участвовать в творческих проектах.
Через дистанционное обучение можно получить любое образование с минимальными материальными затратами.
Активизирует учебный процесс, так как предусматривает новые роли: учитель-консультант и ученик-исследователь.
Компьютер поможет учителю решать многие проблемы —
— отсутствие в школе необходимого количества наглядного материала;
— недостаток объема и новизны информации;
— однообразие тенденций преподавания;
— необходимость новых форм преподавания;
— интеграция информационных технологий в систему образования.
Большинство имеющихся программ использует средства мультимедиа, а также являются учебником, наглядным пособием и инструментом для проверки знаний одновременно.
Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает следующие возможности —
— повышения у учащихся интереса к предмету;
— облегчения формирования у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;
— выявления и развития способностей;
— овладения конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
— интеллектуального развития учащихся;
— подготовки к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
— использование программных средств обучения позволяет вести обучение в более сжатые сроки, более качественно. В качественных программах учитываются возрастные особенности детей, дают возможность индивидуальной работы в своем темпе до полного усвоения материала.
Сама проблема использования мультимедиа на уроках требует теоретического и практического обоснования, которое, безусловно, появится по мере расширения практического применения медиаресурсов на уроке.
Работа с компьютером позволяет развивать у детей познавательную активность, улучшить организацию урока: смена видов деятельности, атмосфера в классе, использование межпредметных связей.
Необходимое условие для получения положительных результатов — это использование мультимедиа целенаправленно, в нужный момент и обоснованно.
Программа компьютеризации сельских школ, без всякого сомнения, должна сопровождаться подключением школ к сети Интернет. С открытием возможности работы в Интернете учащиеся получат возможность познакомиться с новыми информационными технологиями в самых разных отраслях: от подготовки контрольных работ, рефератов, сообщений и использования текстовых процессоров до поиска необходимой учебной информации в сетях Интернет. Учащиеся получат возможность, редкую в условиях провинциальной школы: сравнивать публикации источников и точки зрения на одни и те же исторические события за рубежом и в России. Учащиеся, получающие учебные задания для поиска в сети Интернет, совершенствуют знание иностранных языков.
Таким образом, несмотря на некоторые трудности использования новых информационных технологий в преподавании истории, будущее принадлежит тем специалистам, которые выработают привычку постоянной работы с компьютером. В ином случае нам грозит разделение всех преподавателей на две группы: способных получать и использовать информацию из сетей и неспособных проводить подобные операции. Эта перспектива выглядит не очень утешительной: в случае существенного увеличения последней группы возрастет отставание от мирового уровня преподавания истории и современных требований к подготовке специалистов.
Можно сказать, что преподавание истории в школе стоит на пороге революционных перемен: новые технические возможности не только расширяют и трансформируют средства обучения, но и преобразуют методы, формы и виды учебно-познавательной деятельности и характер труда преподавателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Т.С., Баранова Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. XX век». // ПИШ, №4, 1998.
2. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. // ПИШ, №3, 2000.
3. Антонова Т.О., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник по истории. Отработка методики и опыт применения в школах. // ПИВШ, №6, 1999.
4. Алексушкин Г.В.. Компьютерные программы в преподавании истории. // ПИШ, №5, 1994.
5. Вихрев В.В. Компакт-диск по истории древнего мира. // ПИШ, №6, 2001.
6. Вихрев В.В. Читальный зал, открытый 24 часа в сутки (учителю истории об Интернете). // ПИШ, № 5, 2002.
7. Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории. // ПИШ, №5,2002.
8. Интернет для историков. Адреса в Интернете. // ПИШ, №3,2002.
9. Лещинер В.Р. Компьютеры в кабинете истории. // ПИШ, №5-6, 1992.
10. Митрофанов С. Использование компьютерных технологий в преподавании истории в школе. // ПС История, №18, 2002.
11. Мультимедийные продукты в обучении (цикл статей). // ПИШ, №№1- 3, 2001.
12. Несмелова М.Л.. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории. // ПИШ, №9, 2002.
13. Румянцев В.Б. Всемирная история в Интернете. // ПИШ, №3, 2002.
14. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории (из опыта работы). // ПИШ, №3, 2002.
15. Тезисы докладов Е.В.Митиной, Ю.В.К ушнерева, Т.И.Евдокимовой, Е.О.Евдокимова на конференции «Современные методы в современном преподавании». // ПИШ, №2, 2003.
16. Чернов А.И. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // ПИШ, №8, 2001.
http://lesson-history.narod.ru/index.htm
http://center.fio.ru/som
http://www.eilos.ru
http://vmoisto.narod.ru
http://pedsovet.alledu.ru
1 Драхлер А.Б. Зачем учителю истории Интернет./http://centr.fio.ru/som
2 Чернов А.И. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// ПИШ, №8, 2001.
3 Мультимедийные продукты в обучении (цикл статей).// ПИШ, №№1-3, 2001.
4 Антонова Т.С., Баранова Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. XX век». // ПИШ, №4, 1998.
5 Антонова Т.О., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник по истории. Отработка методики и опыт применения в школах. // ПИВШ, №6, 1999.
6 Антонова Т.С., Харитонов АЛ. Мультимедийный учебник истории России XX века: мифы и реалии информатизации процесса обучения. // ПИШ, №3. 2000.
7 Вихрев В.В. Компакт-диск по истории древнего мира. // ПИШ, №6, 2001.
8 Несмелова М.Л.. Варианты организации учебной работы с использованием мультимедийного учебника по истории. // ПИШ,№9, 2002.
9 Тезисы докладов Е.В. Митиной, Ю.В. Кушнерева, Т.И. Евдокимовой, Е.О. Евдокимова на конференции «Современные методы в современном преподавании». // ПИШ, №2, 2003.
10 Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории. // ПИШ, №5, 2002.
11 Интернет для историков. Адреса в Интернете. // ПИШ, №3, 2002.
25