СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках математики в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для учителей, содержит перечень и примеры основных интерактивных методов и приемов обучения на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках математики в начальной школе.»

Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках математики в начальной школе. Выполнила: студентка 5 курса Группы Ноз – 12 – 1 Е. А. Богомолова

Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках математики в начальной школе.

  • Выполнила: студентка 5 курса
  • Группы Ноз – 12 – 1
  • Е. А. Богомолова
Интерактивные технологии - это - Один из популярных существующих методов обучения, преследующий одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. - Это организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности. - Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. (http://festival.1september.ru/articles/417553/)

Интерактивные технологии - это

  • - Один из популярных существующих методов обучения, преследующий одну единственную цель – усвоение знаний учащимися.

- Это организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Именно использовании этой модели обучения учителем на своих уроках, говорит об его инновационной деятельности.

- Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом. (http://festival.1september.ru/articles/417553/)

Термин интерактивный Означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем – либо. Учитель направляет деятельность учащихся на достижение целей урока.

Термин интерактивный

  • Означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем – либо.
  • Учитель направляет деятельность учащихся на достижение целей урока.
Целевые ориентации Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся. Возбуждение внутреннего диалога у учащегося. Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Индивидуализация педагогического взаимодействия. Вывод учащегося на позицию субъекта обучения. Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Целевые ориентации

  • Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся.
  • Возбуждение внутреннего диалога у учащегося.
  • Обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия.
  • Вывод учащегося на позицию субъекта обучения.
  • Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.
Задачи учителя: – выявление многообразия точек зрения; – обращение к личному опыту участников; – поддержка активности участников; – соединение теории и практики; – взаимообогащение опыта участников; – облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; – поощрение творчества участников.

Задачи учителя:

  • – выявление многообразия точек зрения;
  • – обращение к личному опыту участников;
  • – поддержка активности участников;
  • – соединение теории и практики;
  • – взаимообогащение опыта участников;
  • – облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
  • – поощрение творчества участников.
Особенности организации: Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Особенности организации:

  • Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания.
  • В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в трех ролях: информатор-эксперт; организатор-фасилитатор; Консультант;

Учитель выступает в трех ролях:

  • информатор-эксперт;
  • организатор-фасилитатор;
  • Консультант;
Интерактивные технологии и методы: — работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”; — метод карусели; — лекции с проблемным изложением; — эвристическая беседа; — деловые игры — лекции с проблемным изложением;

Интерактивные технологии и методы:

— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”;

— метод карусели;

— лекции с проблемным изложением;

— эвристическая беседа;

— деловые игры

— лекции с проблемным изложением;

продолжение — использование средств мультимедиа технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);

продолжение

— использование средств мультимедиа

технология полноценного сотрудничества;

технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная деятельность);

Интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Интерактивные методы и приемы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем и друг с другом, но и с компьютером, интерактивной доской и другими интерактивными средствами. Термин

Интерактивный метод

  • означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо или чем-либо. Интерактивные методы и приемы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем и друг с другом, но и с компьютером, интерактивной доской и другими интерактивными средствами.
  • Термин "интерактивные методы" связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа - бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.
Интерактивные методы обучения требуют соблюдения следующих правил: « Мозговой штурм» - запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний; - не допускаются суждения о неразрешимости проблемы; - чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; - в ходе

Интерактивные методы обучения требуют соблюдения следующих правил:

  • « Мозговой штурм»
  • - запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;
  • - не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;
  • - чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;
  • - в ходе "мозгового штурма" приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей;
  • - наличие ролей;
  • - доброжелательная, творческая атмосфера проведения;
  • - активное взаимодействие всех участников игры.
  • - имитация в игре реального процесса с помощью модели;
Интерактивные методы обучения требуют соблюдения следующих правил: Ролевая игра. - наличие ролей; - доброжелательная, творческая атмосфера проведения - активное взаимодействие всех участников игры. Деловая игра. - различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций; - наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия; - учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений; - реализация

Интерактивные методы обучения требуют соблюдения следующих правил:

Ролевая игра.

  • - наличие ролей;
  • - доброжелательная, творческая атмосфера проведения
  • - активное взаимодействие всех участников игры.

Деловая игра.

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;

- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;

- реализация "цепочки решений", каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;

Математическая карусель.

  • Математическая "карусель" - это командное соревнование по решению задач. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах - исходном и зачётном. Всем членам команды присваиваются порядковые номера (на пример от 1 до 6). По сигналу команды на исходном рубеже начинают решать задачи и предъявляют решение (или ответ) судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачётный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже получают новую задачу, если опять верный ответ, то игрок №2 переходит на зачётный рубеж и присоединяется к игроку №1 и т.д. В дальнейшем члены команды, находящиеся на "исходном" и "зачётном" рубежах, решают новые задачи независимого друг от друга. Все игроки в команде как бы выстроены в очередь. Если на исходной позиции задача решена правильно, игроки в порядке очереди переходят на зачётный рубеж, но если на зачётном рубеже задача решена неправильно, то опять в порядке очереди игроки возвращаются на исходную позицию. И на исходном и на зачётном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешённой.

продолжение

  • После того, как часть команды, находящаяся на каком - либо из двух рубежей рассказала решение очередной задачи или отказалась от неё, она получает новую задачу. На исходном рубеже за каждую верно решённую задачу ставится 1 балл, за первый верный ответ на зачёте команда получает 3 балла, за второй верный ответ 4 балла, и т.д. Если же очередная задача решена неверно, то цена следующей задачи зависит от цены нерешённой следующим образом. Если цена неверно решенной задачи была 6 баллов или больше, то следующая задача стоит 5 баллов. Если неверно решённая задача стоила 5 баллов, то следующая задача стоит 4 балла, если же неверно решённая задача стоила 3 или 4 балла, то следующая задача стоит 3 балла. Игра для команды заканчивается, если:
  • а) кончилась игровое время, б) кончились задачи на зачётном рубеже, в) кончились задачи на исходном рубеже, а на зачётном рубеже нет ни одного игрока.
  • Игра оканчивается, если она закончилась для всех команд. Побеждает команда, набравшая больше баллов. Продолжительность "карусели" может составлять от 20 минут до 2 часов и зависит от её целей, количества и трудности задач и размеров команд.
метод анализа конкретных ситуаций Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях. Заир-Бек Е.С. данный метод называет ситуационными играми. В них могут участвовать несколько групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации. Л.К. Гейхман анализ конкретных ситуаций, вместе с групповым самоанализом, относит к формам групповой дискуссии. Основная цель метода конкретных ситуаций, или кейсов состоит в том, чтобы позволить участникам группы выявить возможные решения, применительно предлагаемым конкретным ситуациям и найти оптимальные.

метод анализа конкретных ситуаций

  • Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях. Заир-Бек Е.С. данный метод называет ситуационными играми. В них могут участвовать несколько групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации. Л.К. Гейхман анализ конкретных ситуаций, вместе с групповым самоанализом, относит к формам групповой дискуссии. Основная цель метода конкретных ситуаций, или кейсов состоит в том, чтобы позволить участникам группы выявить возможные решения, применительно предлагаемым конкретным ситуациям и найти оптимальные.

"Синквейн"

  • является быстрым, но мощным инструментом синтеза и обобщения понятий и информации.
  • Слово "синквейн" происходит от французского слова, которое обозначает "пять". Таким образом синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, требующее синтеза, информации и материала в кратких выражениях:
  • Правила написания синквейна:
  • Первая строчка - тема называется одним словом (существительное).
  • Вторая строчка - описание темы в двух словах (два прилагательных).
  • Третья строчка - описание действия в рамках этой темы (три глагола).
  • Четвёртая строчка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Крылатое выражение (4-5 слов).
  • Пятая строчка - ассоциация, синоним темы из одного слова (существительное).
продолжение Пример : а) математика строгая, четкая Учит, вычисляет, делит Математика – царица наук. Правильность

продолжение

  • Пример :
  • а) математика
  • строгая, четкая
  • Учит, вычисляет, делит
  • Математика – царица наук.
  • Правильность
Пример: Компетентность Умная, практичная Использует, учит, анализирует Знания – свет Жизнь.
  • Пример:
  • Компетентность
  • Умная, практичная
  • Использует, учит, анализирует
  • Знания – свет
  • Жизнь.
Основные образовательные условия использования интерактивного обучения - высокий уровень квалификации учителя; - позитивные отношения между обучающим и обучающимися; - сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой; - многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; - включение мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся; - применение мультимедийных технологий. - доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися; - демократический стиль; - сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой; - опора на личный (педагогический) опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; - многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; - включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

Основные образовательные условия использования интерактивного обучения

  • - высокий уровень квалификации учителя;
  • - позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  • - сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • - многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  • - включение мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;
  • - применение мультимедийных технологий.
  • - доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  • - демократический стиль;
  • - сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • - опора на личный (педагогический) опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • - многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  • - включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Кластер Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов). К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

Кластер

  • Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
  • К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.
Прием кластера может применяться на любой из стадий. На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
  • Прием кластера может применяться на любой из стадий.
  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Основные принципы составления кластера Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Основные принципы составления кластера

  • Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Рекомендации по составлению кластера Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Рекомендации по составлению кластера

  • Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Достоинства и результаты применения приема Применение кластера имеет следующие достоинства: он позволяет охватить большой объем информации; вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно; дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение. В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения: умение ставить вопросы; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения; переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом; сравнивать и анализировать; проводить аналогии.

Достоинства и результаты применения приема

  • Применение кластера имеет следующие достоинства:
  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.
1 В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. 2 Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. 3 Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Основные правила организации интерактивного обучения.

1

  • В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.
  • В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники.

2

  • Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
  • Надо позаботиться о психологической подготовке участников.

3

  • Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много.
  • Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много.

Основные правила организации интерактивного обучения.

4 Подготовка помещения для работы. Подготовка помещения для работы. 5 Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. 6 Добровольность участия Добровольность участия продолжение

4

  • Подготовка помещения для работы.
  • Подготовка помещения для работы.

5

  • Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.
  • Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.

6

  • Добровольность участия
  • Добровольность участия

продолжение

Комплекс интерактивных методов и приемов организации уроков математики (фрагмент КТП «ПНШ» 4 класс) 1 2 тема 3 метод 1. Тема: Единицы площади УУД Мозговой штурм Познавательные УУД - произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; Регулятивные УУД - адекватно воспринимать себя; - ставить цель деятельности - определять результаты деятельности

Комплекс интерактивных методов и приемов организации уроков математики (фрагмент КТП «ПНШ» 4 класс)

1

2

тема

3

метод

1. Тема: Единицы площади

УУД

Мозговой штурм

Познавательные УУД

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

Регулятивные УУД

- адекватно воспринимать себя;

- ставить цель деятельности

- определять результаты деятельности

1 2 тема метод 1. Тема: площадь прямоугольного треугольника 3 Дискуссия,

1

2

тема

метод

1. Тема: площадь прямоугольного треугольника

3

Дискуссия, "Синквейн"

УУД

Познавательные УУД

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные УУД

- соотносить результаты с целью деятельности;

- выявлять наличие ошибок в собственных действиях;

- описывать прожитую ситуацию

- соотносить и сравнивать приобретённые умения с имевшимися ранее;

Конспект урока. Площадь прямоугольного треугольника (ПНШ 4 класс) Тип урока: урок введения нового знания. Цели: - познакомить с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника; - учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам; - развивать логическое мышление, речь и память учащихся; - воспитывать активную самостоятельную личность. Планируемый результат: - знать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника S = (a х b):2; - уметь находить S прямоугольных треугольников по их катетам. Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника. Организационные приемы: работа фронтальная; коллективная. Оборудование: чертежи геометрических фигур, таблички с понятиями, карточки работы в группе.

Конспект урока. Площадь прямоугольного треугольника (ПНШ 4 класс)

  • Тип урока: урок введения нового знания.
  • Цели:
  • - познакомить с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника;
  • - учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам;
  • - развивать логическое мышление, речь и память учащихся;
  • - воспитывать активную самостоятельную личность.
  • Планируемый результат:
  • - знать формулу нахождения площади прямоугольного треугольника
  • S = (a х b):2;
  • - уметь находить S прямоугольных треугольников по их катетам.
  • Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника.
  • Организационные приемы: работа фронтальная; коллективная.
  • Оборудование: чертежи геометрических фигур, таблички с понятиями, карточки работы в группе.
ХОД УРОК I. Актуализация знаний. 1. Разминка. Расположить дроби в порядке возрастания. Определим ключевое слово нашего урока. 1/19 (П), 5/19 (Л), 7/19 (О), 9/19 (Щ), 10/19 (А), 14/19 (Д), 19/19 (Ь) (самостоятельно в тетрадях, проверяем на слайде 2). (поменялись местами, в тетради с комментированием, один у доски - консультант записывает ответы и ставит буквы в таблицу) (47000 - 7000) : 400 = 100 (Ф) 4 х 15 х 100 + 78 = 6078 (И) 86 : 43 х 1000 - 2000 = 0 (Г) 450 : (45 х 2) + 990000 = 990005 (У) 90090 - (300 - 120) : 2 = 90000 (Р) 2. Дописать формулы: = a х b = a х 2 + b х 2 = a х a = (a + b) х 2 = a х b х c = a + b + c - Разделить формулы на группы. - Сколько групп получилось? (3) Почему? - В каких единицах вычисляется периметр? (мм, см, дм, м, км) - В каких единицах вычисляется площадь? (мм2, см2, дм2, м2, км2, а, га) - В каких единицах вычисляется объем параллелепипеда? (мм3, см3, дм3, м3, км3) II. Введение нового знания 1. Работа со слайдом 4, на стр. 94 (введение нового знания -
  • ХОД УРОК
  • I. Актуализация знаний.
  • 1. Разминка. Расположить дроби в порядке возрастания. Определим ключевое слово нашего урока.
  • 1/19 (П), 5/19 (Л), 7/19 (О), 9/19 (Щ), 10/19 (А), 14/19 (Д), 19/19 (Ь) (самостоятельно в тетрадях, проверяем на слайде 2).
  • (поменялись местами, в тетради с комментированием, один у доски - консультант записывает ответы и ставит буквы в таблицу)
  • (47000 - 7000) : 400 = 100 (Ф)
  • 4 х 15 х 100 + 78 = 6078 (И)
  • 86 : 43 х 1000 - 2000 = 0 (Г)
  • 450 : (45 х 2) + 990000 = 990005 (У)
  • 90090 - (300 - 120) : 2 = 90000 (Р)
  • 2. Дописать формулы:
  • = a х b = a х 2 + b х 2 = a х a = (a + b) х 2 = a х b х c = a + b + c
  • - Разделить формулы на группы. - Сколько групп получилось? (3) Почему?
  • - В каких единицах вычисляется периметр? (мм, см, дм, м, км) - В каких единицах вычисляется площадь? (мм2, см2, дм2, м2, км2, а, га) - В каких единицах вычисляется объем параллелепипеда? (мм3, см3, дм3, м3, км3)
  • II. Введение нового знания
  • 1. Работа со слайдом 4, на стр. 94 (введение нового знания - "катет", "гипотенуза")
  • 2. Указать на рисунке в задании 1 на с. 94 катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника.
  • III. Практическая работа (в группах).
  • Начертить прямоугольник со сторонами 130 мм и 80 мм (работа со слайдом 5). Вырезать его. Начертить диагональ (с угла на угол). Разрезать его по диагонали.
  • - Сколько фигур получилось? - Что это за фигуры?
  • IV. Подведение к "открытию" нового знания.
  • - Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? (Они равны) - Докажите. Наложите треугольники друг на друга, чтобы совпали все вершины и стороны. - Сравните работы в группе, помогите если кто-то затрудняется выполнить. - Какую часть составляет каждый треугольник от прямоугольника? (1/2 часть).
  • V. Формулирование проблемы и первичное проговаривание алгоритма поиска площади прямоугольного треугольника (мозговой штурм).
  • - Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? (Да) - Чему равна площадь всего прямоугольника? S = a х b - А площадь одного из прямоугольно треугольника? S = (a х b) : 2 - Надпишите на вырезанных треугольниках катеты и гипотенузы. - Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью этих терминов. (Проговаривание формулы учащимися) - Давайте проверим правильность наших выводов.
VI. Первичное закрепление. Найти площадь прямоугольного треугольника, если известны катеты. АВ (а) = 30 мм (3 см) S = (а х в) : 2 ВС (в) = 4 см S = (3см х 4 см) : 2 S - ? S = 6 cм2  VII. Повторение изученного материала (дискуссия). Занимательная задача. - А если имеется треугольник, у которого нет прямого угла? Как вычислить его площадь? - Древние египтяне заметили, что любую фигуру можно разбить на прямоугольные треугольники. Так как вычислить площадь любого треугольника? - Надо провести из любой вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника. При этом получаются два разных прямоугольных треугольника, площадь которых мы можем вычислить. VIII. Рефлексия. На уроке я узнал.. На уроке я научился… IX. Домашнее задание. Составьте синквейн о прямоугольном треугольнике Спасибо за урок.
  • VI. Первичное закрепление.
  • Найти площадь прямоугольного треугольника, если известны катеты.
  • АВ (а) = 30 мм (3 см) S = (а х в) : 2
  • ВС (в) = 4 см S = (3см х 4 см) : 2
  • S - ? S = 6 cм2
  • VII. Повторение изученного материала (дискуссия).
  • Занимательная задача.
  • - А если имеется треугольник, у которого нет прямого угла? Как вычислить его площадь?
  • - Древние египтяне заметили, что любую фигуру можно разбить на прямоугольные треугольники. Так как вычислить площадь любого треугольника?
  • - Надо провести из любой вершины линию под прямым углом к одной из сторон треугольника. При этом получаются два разных прямоугольных треугольника, площадь которых мы можем вычислить.
  • VIII. Рефлексия.
  • На уроке я узнал..
  • На уроке я научился…
  • IX. Домашнее задание.
  • Составьте синквейн о прямоугольном треугольнике
  • Спасибо за урок.
Примерные темы проектов по математике. 1 класс - Математика на кухне (пример работы можно посмотреть здесь: https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4630) 2 класс - Старинные денежные единицы  Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.  3 класс - Страна доброй математики  Таблица умножения на пальцах  Умеют ли животные считать? 4 класс - Умножение с увлечением  Числовые великаны  Чудо-задачник.

Примерные темы проектов по математике.

  • 1 класс - Математика на кухне (пример работы можно посмотреть здесь: https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/4630)
  • 2 класс - Старинные денежные единицы
  • Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
  • 3 класс - Страна доброй математики
  • Таблица умножения на пальцах
  • Умеют ли животные считать?
  • 4 класс - Умножение с увлечением
  • Числовые великаны
  • Чудо-задачник.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ - развивают наблюдательность, внимание, память; - способствуют совершенствованию мышления, речи; - приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности; - дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе из программного материала; - помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, т.е. сделать своим, прочно запомнить; - поддерживают и углубляют интерес к учению, улучшают мотивацию.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

  • - развивают наблюдательность, внимание, память;
  • - способствуют совершенствованию мышления, речи;
  • - приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;
  • - дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое знание, в том числе из программного материала;
  • - помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, т.е. сделать своим, прочно запомнить;
  • - поддерживают и углубляют интерес к учению, улучшают мотивацию.
Материал, изучаемый на экскурсии, детям доступен, поэтому у них возникает интерес к самой математике, а не к «сказочным героям, пришедшим на урок». Экскурсии пробуждают познавательную активность учеников класса, а не только избранных; создают условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поскольку в большей мере соответствуют возрастным, функциональным возможностям детей; обеспечивают благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяют задействовать кинестетический канал восприятия «прожить» знание.
  • Материал, изучаемый на экскурсии, детям доступен, поэтому у них возникает интерес к самой математике, а не к «сказочным героям, пришедшим на урок». Экскурсии пробуждают познавательную активность учеников класса, а не только избранных; создают условия для сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников, поскольку в большей мере соответствуют возрастным, функциональным возможностям детей; обеспечивают благоприятную адаптацию ребенка в школе, позволяют задействовать кинестетический канал восприятия «прожить» знание.
Основные трудности при подготовке экскурсии по математике 1. Чем занять детей на улице пользой для прохождения программного материала по математике? 2. Как справиться с организационными задачами, связанными с дисциплиной, одеванием и раздеванием, с «отвлекающимися»?

Основные трудности при подготовке экскурсии по математике

  • 1. Чем занять детей на улице пользой для прохождения программного материала по математике?
  • 2. Как справиться с организационными задачами, связанными с дисциплиной, одеванием и раздеванием, с «отвлекающимися»?
Варианты выхода из затруднения: В подготовительный период педагогу нужно продумать : - разные образовательные цели экскурсии; - место проведения, маршрут и объекты наблюдения; -задания и вопросы для детей. Следует также заранее позаботиться об оборудовании урока-экскурсии, предупредить детей, что им могут потребоваться рулетки, модели прямого угла, блокноты, мелки для писания на асфальте и др. Место поведения Выделим несколько вариантов математической экскурсии по месту проведения: -на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и т.д.); -на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома; -на предприятии (фабрика, почта, элеватор, бухгалтерия, магазины); -в музее (например, краеведческий); -в школе (столовая, библиотека, рекреация); -смешанные.

Варианты выхода из затруднения:

  • В подготовительный период педагогу нужно продумать :
  • - разные образовательные цели экскурсии;
  • - место проведения, маршрут и объекты наблюдения;
  • -задания и вопросы для детей.
  • Следует также заранее позаботиться об оборудовании урока-экскурсии, предупредить детей, что им могут потребоваться рулетки, модели прямого угла, блокноты, мелки для писания на асфальте и др.
  • Место поведения
  • Выделим несколько вариантов математической экскурсии по месту проведения:
  • -на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и т.д.);
  • -на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома;
  • -на предприятии (фабрика, почта, элеватор, бухгалтерия, магазины);
  • -в музее (например, краеведческий);
  • -в школе (столовая, библиотека, рекреация);
  • -смешанные.
Спасибо за внимание! 
  • Спасибо за внимание! 