СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных методов при изучении английского языка в рамках профессионально-ориентированного дискурса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт применения интерактивных методов при изучении английского языка в учреждении среднего профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных методов при изучении английского языка в рамках профессионально-ориентированного дискурса»

КОЛОТИЛОВА О.В.

ГАПОУ СО «Каменск-Уральский

радиотехнический техникум»



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИСКУРСА

Обновление содержания образования и разработка стандартов нового поколения связывается с реализацией компетентностного подхода, которая невозможна без опоры на личность обучающегося, на главную ее составляющую мотивационно-потребностную сферу, которая, по словам Д.И.Фельдштейна, является «ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, и представляет собой сложную взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека». [1, c.53]

На современном этапе развития общества к специалисту среднего звена выдвигаются такие требования как умение творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть способами учебно-познавательной деятельности, способность генерировать новые идеи. Другими словами, необходимо развивать у будущих специалистов общие компетенции, среди которых коммуникативная компетенция занимает одно из важных мест. Данная компетенция включает в себя знания способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Однако, как показывает собственный опыт преподавания иностранного языка, организовать речевое взаимодействие (коммуникацию) на уроке не всегда удается, используя традиционные методы и формы работы. Основные методические инновации, на которые я сегодня ориентируюсь, связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку.

Интерактивные методы обучения (от англ. to interact- вовлеченный в действие) подразумевают групповое взаимодействие, сотрудничество, кооперацию студентов и преподавателя, режим продуктивной совместной деятельности.

В своей практической деятельности для формирования коммуникативной компетенции студентов я использую различные интерактивные методы и приемы:

-мозговой штурм,

- составление ментальной карты,

- работа в группах с применением технологии сотрудничества,

- «ажурная пила».

Рассмотрим применение интерактивных методов на разных этапах занятия.

Следует отметить, что постоянно меняющиеся условия на рынке труда выдвигают профессионализацию иностранного языка на первое место, поэтому в приведенных ниже примерах показаны приемы и методы, с использованием профессионально-ориентированной лексикой.

Метод «мозгового штурма» хорошо зарекомендовал на предтекстовом этапе чтения профессионально-ориентированного текста. Постановка проблемного вопроса мотивирует мыслительную деятельность студентов, заставляет отнестись к собственному жизненному опыту, к знаниям, полученным в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются. Итогом этой мыслительной зарядки может стать составление кластера с основными понятиями, терминами, относящимися к тематике текста. Пример такого кластера представлен в Приложении 1 по тексту «Автоматизация»

Технология сотрудничества позволяет организовать работу на разных его этапах: будь то чтение или перевод текста, послетекстовые задания или работа над грамматическим материалом. Распределение социальных ролей, чувство ответственности за результат всей команды заставляет вовлечь в процесс и сильного студента, и слабого. При работе с текстом каждой команде выдаются задания, при этом оговаривается роль каждого участника в группе в выполнении данного задания. Так, например, сильные студенты составляют вопросы к тексту, краткий пересказ или аннотацию, слабые могут выполнить задание типа: вставьте пропущенные слова, «Да», «Нет» вопросы. Причем в ходе выполнения заданий сильные студенты могут консультировать и проверять слабых, а слабые могут выяснить у более сильных все не понятые ими вопросы. И те и другие заинтересованы в конечном результате, ведь оценка выставляется всей группе.

Метод «Ажурная пила» используется мной при работе с темой «Станки». Группам выдается три текста: «Токарный станок», «Фрезерный станок, «Шлифовальный станок» и задание заполнить «ментальную карту» по его содержанию. Затем студенты, изучающие один и тот же текст, но работающие в разных группах, собираются в экспертную группу и обсуждают полученную информацию, делают выводы, корректируют и вносят необходимые дополнения. Эксперты возвращаются в свои исходные группы, обучают всему новому товарищей по группе. В конечном итоге каждый студент владеет информацией по трем текстам по теме «Станки». Итогом работы групп являются три заполненные ментальные карты. Пример «ментальной карты» представлен в Приложении 2.

Преподаватель, в свою очередь, может проверить правильность усвоенной информации, задав студентам вопросы по текстам. Студент с помощью ментальной карты имеет представление не только о содержании текста, но и об активном словаре, в который входит профессионально-ориентированная лексика. Этот метод можно удачно использовать и при работе с грамматическим материалом.

В заключении необходимо отметить, что интерактивные методы и приемы, применяемые на занятиях, позволяют построить многостороннее общение, вовлечь каждого студента в работу на уроке, снять психологические барьеры у обучающихся, наладить общение на иностранном языке, а значит повысить эффективность усвоения материала.

Литература

  1. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.,1994.- С.53.
































Приложение 1






Приложение 2

Mind Map


Text: Milling Machine


существительные

прилагательные

глаголы

Название станка

Milling machine



Операция

milling


To machine

to rotate

Название узлов и частей станка

Cutter, a series of cutting edges, the table, the movement

Longitudinal horizontal, vertical

To have

Назначение

Flat or contoured surfaces, angles, slots, gear teeth


To make