Государственное учреждение образования Гимназия №10 г. Гродно
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Банцевич Наталья Гермогеновна,
учитель истории и обществоведения
8(033)3101329;
e-mail: [email protected]
2016
1 Информационный блок
1.1. Тема опыта: Использование интерактивных приемов и методов обучения на уроках истории как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
1.2. Актуальность опыта
Перед учителем истории на современном этапе развития образовательного процесса стоит проблема формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся. В основном весь образовательный процесс нацелен на подготовку учащихся к письменному тестированию и это приводит к тому, что на уроках уделяется очень мало внимания устной речи учащихся. Поэтому особое место в развитии коммуникативной компетенции учащихся отводится такому предмету, как история. Изучение истории способствует формированию личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных и исторических особенностях развития стран и народов. Это становится возможным только при условии становления учащегося как субъекта собственной деятельности, в процессе взаимодействия и продуктивного сотрудничества. Поэтому потребность в коммуникации – это естественная потребность тех, кто изучает историю.
Представленный опыт работы способствует выполнению задач, которые стоят перед школой на современном этапе.
Передо мной возник ряд вопросов: Как разбудить врожденную потребность в познании? Как заинтересовать учащихся, чтобы они были в постоянном поиске? Как замотивировать учащихся на коммуникацию? Как сохранить интерес учащихся к истории, с помощью каких форм и методов это сделать? Я попыталась ответить на них через использование на уроках истории интерактивных методов и приемов обучения.
1.3. Целью моего опыта является развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством применения интерактивных приемов и методов обучения на уроках истории.
1.4. Ведущая идея моего опыта заключается в том, что передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию коммуникативной компетенции учащихся. Как одно из направлений своей работы я выбрала формирование и развитие коммуникативной компетенции посредством применения интерактивных приемов и методов обучения на уроках истории, поскольку это развивает уверенность в себе, напористость, стрессоустойчивость, способствует выработке умения контролировать свои эмоции, обеспечивает преодоление коммуникативных барьеров, помогает включится в созидательную деятельность.
1.5. Задачи опыта:
Проанализировать уровень развития коммуникативной компетенции
учащихся.
Осуществить рефлексию собственной практики обучения и выявить проблемы.
Изучить и проанализировать литературу по данной теме с целью определения эффективности использование интерактивных методов и приемов по формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Определить результативность педагогической деятельности по использованию интерактивных приемов и методов обучения на уроках истории по формированию коммуникативной компетенции учащихся.
1.6. Длительность работы над опытом – 5 лет.
Педагогический опыт «Использование интерактивных приемов и методов обучения на уроках истории как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» реализуется мною в образовательном пространстве государственного учреждения образования «Гимназия №10 г. Гродно», в котором я работаю с 2008 года.
Подготови-тельный | 2011/2012 учебный год | 1) Анализ качества знаний учащихся по истории и уровня развития коммуникативной компетенции. 2) Изучение литературы по проблеме. |
Основной | 2012/2015 учебные годы | 1)Разработка планов-конспектов уроков, факультативных занятий и внеклассных мероприятий, с использованием различных интерактивных приемов и методов по формированию коммуникативной компетенции учащихся. 2) Использование различных форм и методов работы по предмету при подготовке к олимпиадам. 3) Проведение открытых уроков, факультативных занятий с приглашением учителей истории и обществоведения гимназии и районных учреждений общего среднего образования. |
Заключительнй | 2015/2016 учебный год | 1) Анализ достигнутых результатов. 2) Презентация опыта работы «Использование интерактивных приемов и методов обучения на уроках истории как средство формирования коммуникативной компетенции» на заседаниях гимназического и районного методических объединений учителей истории и обществоведения. |
2 Описание технологии опыта
2.1. Описание сути опыта
В основе опыта лежат идеи советских, российских и белорусских педагогов О. А. Белянкиной, Н. И. Дереклеевой, С. И. Заир-Бека, С. С. Кашлева, А. А. Корзюка, Т. М. Сурконт, А. В. Хуторского [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8], которые рассматривали вопросы формирования коммуникативной компетенции и применения интерактивных методов в обучении.
Коммуникативная компетенция включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. В процессе применения интерактивных форм и методов в обучении активность педагога уступает место активности учащихся, задача педагога - создание условий для их инициативы. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения и влияет на коммуникативную компетенцию [1].
Суть применения интерактивных методов состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает познавательную деятельность, влияет на межличностное общение [5].
Интерактивная деятельность на уроке истории предполагает организацию и развитие коммуникативной компетенции, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих и значимых для каждого участника задач. В зависимости от поставленных задач, я могу, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, выбрать наиболее эффективные интерактивные методы и приемы и использовать их в своей практике.
Многие из интерактивных методов и приемов являются универсальными, их можно использовать в различных интерпретациях на любом этапе урока [7]. На своих уроках я применяю такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов и сцен, защита проектных работ и презентаций и др. Считаю, что групповая работа на уроках истории требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии. Интерактивные приемы и методы развивают монологическая речь: позволяют давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т. д. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативной компетенции учащихся, должен хорошо представлять себе какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке истории (Приложение 1).
Коммуникативная компетентность формируется:
через обучение содержанию предмета;
через развитие исследовательских умений;
через развитие социально-коммуникативных умений;
через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Работу по формированию коммуникативной компетенции учащихся начинаю с 5 класса. Каждый урок начинаю с объяснения слов, наиболее значимых в теме, причем они всегда записаны на отвороте доски. Очень часто использую работу в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке. Также обязательным условием экономии времени и развития коммуникативного общения считаю взаимопроверку, например, знания исторических дат (может быть устный или письменный опрос), затем учащиеся оценивают друг друга. При проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материла (пункта параграфа) использую прием «горячий стул», когда ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем учащиеся его оценивают. В данном случае весь класс включается в работу, снимаются монотонность и однообразие устных опросов.
Проверка домашнего задания может быть организована в форме игры «Хочу спросить» или «Передай мяч»: ученик задает любому учащемуся из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)» и при этом перебрасывает мяч, если тот правильно отвечает, то следующий вопрос задает он, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры. Данный метод снимает напряжение и боязнь ответа, формирует грамотную речь [6].
В средней школе предпочитаю создание ситуации выбора, проведения диспута или дебатов: в 9 классе по теме «Внутренняя и внешняя политика России во второй половине 19 века» можно устроить диспут или дебаты по проблеме «Фигура Александра 2 – положительная или отрицательная роль в истории России» или «Историческое значение реформ Александра 2».
Предпочитаю давать логические, проблемно-познавательные задания: в 9 классе по теме «Россия в годы революционных потрясений» формулируется проблемный вопрос: «Что было бы, если бы революция 1905-1907 гг. победила?», познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений:
- Что бы случилось, если бы?
- Что ты имеешь в виду?
- Что было бы, если не … В процессе поиска решения задачи происходит столкновение различных точек зрения учащихся, поэтому очень важно научить понимать оппонента. Таким образом, каждый учащийся имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.
Иногда предлагаю учащимся в рамках подготовки по домашнему заданию инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Игнатий Домейко, Кастусь Калиновский, Эмилия Плятер и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист. Учащиеся самостоятельно формируют группы, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Театрализация раскрепощает ребенка, помогает лучше запомнить материал, учащиеся учат наизусть довольно большие тексты (монологи, диалоги, стихи), но при этом ребенку эта деятельность интересна. Учащиеся, неактивные на обычном уроке, с использованием театрализации преображаются, молчаливые становятся разговорчивыми и свободными. Те, кто не пользуются в классе популярностью, получают возможность проявить себя, обратить на себя внимание одноклассников и учителя. Не раз приходилось отмечать, как театрализация налаживает психологическую обстановку в классе. (Приложение 2).
Очень часто в своей работе использую синквейн. Для меня синквейн – это способ на любом этапе урока проверить, что находится у учащихся на уровне ассоциаций.
Иногда, приступая к изучению новой темы в начале урока даю синквейн: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете?» Проанализировав полученные результаты, можно корректировать представления учащихся о данном понятии в ходе изучения темы.
Если ученики устали, то предлагаю им синквейн по части изучаемой темы. В данном случае синквейн - быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
В завершении урока также могу использовать синквейн. Он продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации учащихся. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, видно, насколько удалось достичь прогнозируемые результаты.
Пример синквейна: «Отмена крепостного права».
Реформа.
Значимая, буржуазная.
Наделила, отменила, освободила.
Отменила крепостное право в России.
Свобода.
Основным методом работы стал метод проектов и исследовательская работа как средство решения проблем. Данный метод позволяет успешно формировать социальные и коммуникативные компетенции, т.е. включить максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность, осуществить успешно связь школы с жизнью, с личным опытом ребенка, проявить учащимся лидерские качества, стимулирует инициативу, самостоятельность, ответственность.
На своих уроках использую основные виды проектов: исследовательские, информационные, творческие, ролевые [4].
Итогом работы над проектом может быть реферат и его защита в форме мультимедийной презентации. Презентации, созданные учащимися - это иллюстративный материал, который я могу использовать в дальнейшем.
2.2. Результативность и эффективность опыта
Для диагностирования успешности опыта я определила критерии, которые представила в таблице (Приложение 3).
Также я провела анкетирование в классах, где я преподаю (это 8-9 классы в количестве 145 человек). Анализ проведенной анкеты, показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по истории считают:
интерес к предмету, желание узнать больше –31 человек (18%),
практическая направленность предмета – 53 человека (32%),
желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 81 человек (49%).
Количество учащихся, принимающих участие в учебно-исследовательской деятельности и НПК, различных конкурсах из года в год увеличивается. Эту закономерность можно увидеть в таблице, представленной в приложении (Приложение 4).
Очень многие педагоги отмечают биполярность интерактивных методов. Я же считаю, что при развитии коммуникативной компетенции учащихся данные методы действуют особенно эффективно. Например, в ходе игры, дискуссии или любого другого активного занятия учащиеся ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение и будут обязательно применяться в дальнейшем.
Параллельно с развитием коммуникативной компетенции идет повышение учебной мотивации. Интерактивные методы интересны учащимся потому, что при выполнении необычных заданий они могут в большей степени проявить свою индивидуальность, не боятся дать неправильный ответ. Как правило, обстановка на занятиях более свободная: дети могут передвигаться по классу, разговаривать, смеяться. Дополнительная мотивация связана и с духом соперничества, неизбежным во многих играх и дискуссиях.
Для меня использование данных методов – новые возможности оценивания и один из способов уменьшить психологическое давление оценки. Но в то же время следует отметить, что частое применение может сделать «пресными» более традиционные формы. А это, в свою очередь, спровоцирует нежелание и неумение выполнять «скучные», но необходимые задания. Поэтому считаю, что при использовании интерактивных методов и приемов необходимо:
1.учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
2. применять на одном уроке не более 2-3 приемов;
3.использовать при использовании интерактивных методов и приемов системность.
3.Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что использование интерактивных методов и приемов на уроках истории способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, параллельно формируется повышенный интерес к учебному предмету, который проявляется в активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Учащиеся не боятся высказывать личное мнение, более уверены в своих знаниях и способностях, умеют размышлять, решая проблему. Они способны анализировать и находить выходы из различных ситуаций. Учащиеся самостоятельно мыслят, выдвигают гипотезы, аргументировано их доказывают, оценивают свои и чужие предположения, способны сделать самооценку, проводя рефлексию.
Данный опыт имеет перспективы совершенствования и дальнейшего развития, так как в использовании интерактивных методов и приемов на уроках истории я вижу больше положительных моментов, которые влияют на развитие коммуникативных способностей учащихся. Данный опыт может быть востребован учителями истории и обществоведения.
Использование опыта может оказать методическую помощь педагогам в подготовке и проведении уроков с применением интерактивных форм и методов обучения, расширить и углубить теоретические и практические знания по перечисленным приемам и их применению на уроке.
Опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся распространяется мною среди моих коллег (руководство ПМО учителей истории и обществоведения ГУО «Гимназия №10 г.Гродно»), среди педагогов Ленинского района (проведение мастер-классов, выступления на заседаниях районных методических объединений, фестивалях педагогических идей «Ступени мастерства»); на городском МО учителей истории и обществоведения, среди педагогов Гродненской области (участие в областной конфереции «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие»). Я участвовала в конкурсе «Учитель года Республики Беларусь 2013/2014», где также активно транслировала свой опыт. На данный момент я победила в первом этапе конкурса «Учитель года Республики Беларусь 2016/2017». Также я делюсь своими наработками на российском сайте «Мультиурок» (https://multiurok.ru/natalkabanc/).
Библиографический список:
Белянкина О. А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания / О.А.Белянкина // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С.525-527.
Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: метод. рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова; - Минск: АПО, 2012. - 92 с.
Дереклеева, Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире [Электронный ресурс] / Н. И. Дереклеева. Москва, Веко, 2004. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/1425127.html - Дата доступа: 24.11.2016.
Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. -175 с.: ил.
Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. - Минск.: Белорусский верасень, 2005. - 196 с.
Корзюк, А.А. Формы арганізацыі актыўнай вучэбна-пазнавальнай дзейнасці вучняў у працэсе навучання гісторыі / А.А. Корзюк // Беларус. гіст. часоп. - 2012. - № 11. - С. 40-48; працяг - № 12. - С. 39-45.
Сурконт, Т.М. Использование активных и интерактивных методов обучения / Т.М.Сурконт // Гісторыя і грамадазнаўства. - 2014. - № 6. - С. 28 - 35.
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал Эйдос. - 2002. - 23 апреля. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm – Дата доступа: 14.11.201
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица: Основные формы учебной коммуникации
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Выступать с неподготовленной речью | Учебная беседа в парах |
Рассказывать | Учебная беседа в группах |
Пересказывать | Дискуссия |
Спрашивать и задавать вопросы | Дебаты |
Сообщать | Переговоры |
Докладывать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументировать | Театрализация |
Ассоциировать | Блиц-турнир |
Критиковать | Учебный ринг |
Доказывать и опровергать | Открытый микрофон |
Защищать и доказывать своё мнение | Защита проекта |
Таблица: Формы уроков, формирующих коммуникативную компетенцию учащихся
№ | Форма урока | Деятельность учителя | Применяемые методические приемы, технологии | Формируемые компетенции |
1. | Проблемная лекция | Отрабатываю умение старшеклассников формулировать проблемы и находить различные пути их возможного решения | Технология проблемного обучения Выдвижение гипотезы, обозначение проблемы и нахождение путей ее решения, организованный диалог, интеллектуальный штурм, моделирование ситуаций | Коммуникативные, общеучебные |
3. | Практическое занятие | Работаю над закреплением опыта решения практических и познавательных задач, анализа ситуаций социальной практики | Технология проблемного обучения Эвристическая беседа; работа с печатными изданиями, Интернет; решение задач, выдвижение гипотез | Общеучебные, информацион-ные, коммуника-тивные |
4. | Лабораторное занятие | Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации | Технология развивающего обучения. Работа с печатными информационными источниками | Информацион-ные, общеучебные |
5. | Семинар | Закрепляю навыки самостоятельной работаты с ист.источниками, учу формулировать аргументированные выводы, применять приемы самост. познавательной деятельности. | Технология коллективного обучения. | Коммуникативные, общеучебные, информационные |
6. | Уроки - презентации образовательных продуктов, (дайджестов, мини проектов, мини исследований, виртуальных путешествий. | Закрепляю навыки учащихся самостоятельной работы с информацией, публичного выступления. | Технология личностно – ориентированного обучения, метод проектов. | Коммуникатив-ные, информационные, общеучебные |
7. | Интернет – уроки. | Закрепляю навыки старшеклассников самостоятельно работать с неадаптированными источниками, интерпретировать полученную информацию. | Информационно-коммуникативные технологии. | Информацион-ные |
8. | Деловые игры | Организую совместную познавательную деятельность с использованием различных источников информации | Технология коллективного обучения, моделирование ситуаций | Коммуникативные, социальные |
9. | Дискуссии | Закрепляю навыки учащихся публичного выступления, умения формулировать аргументированные выводы. | Организованный диалог, интеллектуальный штурм, технология коллективного обучения | Коммуникативные, общеучебные |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фрагмент урока: «Православная церковь в Московской Руси» в 7 классе https://multiurok.ru/natalkabanc/files/pravoslavnaia-tsierkov-v-moskovskoi-rusi.html
Ученик 1: (Пример сообщения) О жизни Сергия Радонежского мы узнали из «Жития Сергия Радонежского» - памятника древнерусской литературы. Сергий родился в далеком 1314 году в Ростове, позже семья переехала в город Радонеж.
При рождении родители дали ему имя Варфоломей. Кроме Варфоломея, в семье было еще два мальчика. Когда он подрос, его вместе с братьями отдали в церковную школу, чтобы дети учились грамоте. Однако маленький Варфоломей никак не мог научиться читать.
Театрализация (1 мин).
К доске выходят переодетые монах и мальчик Варфоломей.
Монах: Отрок, ты чего такой грустный?
Мальчик Варфоломей: Я не могу никак научиться читать.
Монах: Отрок, я помолюсь о тебе, и ты станешь очень хорошо читать.
Мальчик Варфоломей: Спасибо тебе, святой человек!
Ученик 1: Это стало первым поводом для того, что маленький мальчик задумался о служении Богу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица: Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность опыта
Критерии эффективности | Показатели | Результаты |
1. Профессиональная компетентность учителя |
Предметно-методологичес кая компетенция | знания в области преподаваемого предмета; владение разнообразными методами предметной дидактики; владение личностно ориентированными методиками, технологиями; | Папка с материалами «Интерактивные формы и методы работы на различных этапах уроков истории». Открытые уроки и факультативные занятия по истории в рамках гимназических, районных и областных семинаров. |
Психолого-педагогическая компетенция | | |
Профессиональ-но-коммуникатив- ная компетенция | | |
Исследователь- ская компетенция | система знаний о научном исследовании; умение спланировать, организовать провести и проанализировать научное исследование; умение разработать и создать авторский проект, учебно-методический комплекс | |
Информацион- но-коммуникатив- ная компетенция | система знаний об информационно-дидактических, коммуникативных ресурсах учебного процесса по предмету; педагог использует информационные технологии для анализа больших объемов информации, владеет технологиями медиаобразования; | Использование ЭСО в образовательном процессе. Подготовка презентаций для уроков истории. Участие учащихся в дистанционных олимпиадах по истории. |
Рефлексивная компетенция в проектировании и обобщении собственного опыта | система знаний о способах, видах, формах обобщения и распространения собственного положительного опыта в педагогическом сообществе; стремление поделиться профессиональными находками (подготовка статей, выступление на семинарах, НПК, конкурсах) | Работа руководителем методического объединения учителей истории и обществоведения гимназии. Обмен опытом на заседаниях районных методических объединений, областных семинарах. Активное участие в открытом фестивале педагогических идей «Ступени мастерства». Участие в конкурсе «Учитель года-2014» |
2. Качество образования учащихся |
Обученность учащихся | | Качество знаний учащихся по предмету составляет 72%. Рост количества выпускников, выбирающих историю для сдачи централизованного тестирования Включение учащихся с высоким уровнем интеллекта в активную познавательную деятельность на уроках и во внеурочной работе. Активное участие учащихся 5-11 классов в интеллектуальном конкурсе «Кентаврик» (более 30% учащихся). Рост творческих, познавательных, организационно-деятельных способностей учащихся. Повышение уровня мотивации учения: 2013 г. – 64%, 2015 г. - 71% Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся Развитие у учащихся коммуникативных способностей, аналитических навыков, внимательности, наблюдательности, умения анализировать, обобщать, делать выводы. |
Воспитанность учащихся | положительная динамика психологического климата, характера межличностных отношений в классных коллективах; рост межвозрастного общения в общешкольном коллективе; коррекция поведения и повышение учебной репутации отдельных учащихся на основе создания ситуации успеха. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица: Результаты участия в НПК и олимпиадах (2011-2016 гг.)
Учебный год | Уровень | НПК | Олимпиады |
2011/2012 | Республи-канский (междуна-родный) | Рубан Ольга, диплом 1степени | |
2011/2012 | областной | Рубан Ольга, диплом 3 степени | |
2011/2012 | районный | Рубан Ольга, диплом 1 степени | |
2011/2012 | областной | Степура Евгений, диплом 3 степени | |
2011/2012 | районный | Стефанович Вячеслав, диплом 1 степени | |
2011/2012 | областной | Стефанович Вячеслав, Рубан Ольга, Коровкина Юлия, диплом 1 степени | |
2011/2012 | районный | | Лукашик А., диплом 1 степени по географии |
2011/2012 | областной | | Лукашик А., диплом 1 степени по географии |
2013/2014 | районный | | Зельберг Дарья, Диплом 2 степени по истории |
2013/2014 | районный | | Яковенко Ярослав, Диплом 3 степени. обществоведение |
2013/2014 | районный | | Исакова Анна, диплом 3 степени по истории |
2013/2014 | районный | | Семакович Артём, диплом 3 степени по истории |
2013/2014 | Междуна-родный (Интернет-олимпиада | | Зельберг Дарья, Диплом 2 степени по истории |
2013/2014 | Междуна-родный (Интернет-олимпиада | | Исакова Анна, диплом 1 степени по истории |
2013/2014 | Междуна-родный (Интернет-олимпиада | | Шашков Родион, Диплом 3 степени по истории |
2013/2014 | городской | Исакова Анна, диплом 1 степени | |
2014/2015 | районный | | Семакович Артём, Диплом 2 степени по истории |
2014/2015 | районный | | Жигулин Глеб, Диплом 2 степени по истории |
2014/2015 | районный | | Шашков Родион, Диплом 3 степени по истории |
2014/2015 | областной | Лобань Д., Диплом 2 степени | |
2014/2015 | областной | Рагимова Н., Диплом 3 степени | |
2015/2016 | городской | Банцевич В., Диплом 1 степени | |
2015/2016 | областной | Банцевич В., участие | |
2015/2016 | междуна-родный (Интернет-конференция) | Банцевич В., участие | |
2015/2016 | областной | Дричиц Ю., участие | |
2015/2016 | Междуна-родный | Дричиц Ю., участие | |
2015/2016 | районный | | Краевский Д., Диплом 3 степени по истории |
2015/2016 | районный | | Яколцевич В., Диплом 2 степени по истории |
2015/2016 | районный | | Тимощук М., Диплом 2 степени по истории |
2015/2016 | районный | | Семакович А., Диплом 3 степени по истории |
2016/2017 | районный | Кульмачевская Е., Диплом 2 степени | |
2016/2017 | городской | Кульмачевская Е., Диплом 2 степени | |
2016/2017 | Междуна-родный | Дричиц Ю., участие | |
22