СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-метода как педтехнологии на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал содержит характеристику кейс-метода как пед.технологии и задачи к урокам обществознания

Просмотр содержимого документа
«Использование кейс-метода как педтехнологии на уроках истории и обществознания.»

Использование кейс-метода как педтехнологии на уроках истории и обществознания.

Современный мир явление динамичное и многогранное. Человек находясь в нем должен, с одной стороны, быть готовым к изменениям, а с другой, чувствовать себя комфортно и уверенно. Процесс социализации, становления личности непосредственно связан с системой образования. Именно в школе ребенок получает знания, формирует основные компетенции, которые становятся его базой для дальнейшего развития и становления.

Стандарты обучения второго поколения основаны на системно-деятельностном подходе, который, прежде всего, учит учиться, а не просто получать знания. Через формирование универсальных учебных действий происходит самый главный процесс – процесс становления личности. По мнению исследователя Д.Б.Ковина: "Становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как становлением разных сторон духовного развития личности, а именно: самопознания, самооценки как этапов самовоспитания".

В современной школе все чаще происходит использование на уроках и во внеурочной деятельности различных педагогических технологий, основанных на субъект – субъектных отношениях, где ребенок не просто наблюдатель процесса, а непосредственный его участник . Компетентностый подход является базовым, и также нацелен на дальнейшую профессиональную деятельность обучающихся, особенно это важно в старшей школе, где формируется профориентационная составляющая.

Одним из таких современных технологий является технология кейс-стади. Она интерактивна, так как изначально дает возможность учащимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями своих товарищей, так и право каждого на собственное мнение.

Кейс — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он основывается на анализе конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая. Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В- третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических или ряд прямых знаний для перевода их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информация для работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений. Кейсы могут быть обучающие, практические, научно-исследовательские. Все они направлены на практическую сторону обучения, учащийся должен научиться применять свои теоретические знания на практике, искать пути выхода из различных ситуаций, все это впоследствии может пригодиться его в дальнейшей жизни.

Вариантов работы с кейс-технологией множество. Это может быть в виде опережающего задания, например, учащиеся получают кейс на дом, создается проблемная ситуация и далее, работая с ним, происходит актуализация и систематизация знаний, а также мотивирование на будущий материал. Работа с кейс-технологией может быть организована как в группах, так и индивидуально. Также целесообразно использовать ее при проектном обучении.

Наиболее успешно кейс-технологии можно применять на уроках права, обществознания и истории. Это как раз те дисциплины, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Кейс-технологии помогают формировать у учащихся умения анализировать и устанавливать проблему, четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

А также помогают понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения, выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента, cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.



Примеры кейсов

Кейс – это описание реальной ситуации, событие реально произошедшее или смоделированное. Это события, которые реально могут произойти в вашей жизни. Вы должны проанализировать предложенные вами ситуации, спланировать стратегию и предложить решения. Для того, чтобы разобраться со сложной задачей вам предложен текст Трудового кодекса, мы будем работать со статьями ст. 63, ст. 69, ст. 70, ст. 92, ст. 192. (текст статей выводится на мониторы персональных компьютеров или предлагается распечатка отдельных статей.)

Ответ дается с аргументацией соответствующей статьям Трудового кодекса.

Обсуждения, предлагаемых решений, дискуссии. Задача учителя: на основании статей Трудового кодекса определить верное решение, отметить юридически более грамотный ответ.

Задачи



1. Шестнадцатилетний Кирилл пришел наниматься на работу курьером в редакцию городской газеты. Однако, посмотрев его документы, начальник сказал, что редакции нужен работник на полный рабочий день, а Кирилл будет продолжать учиться, и его придется отпускать с работы раньше.

Правомерен ли поступок начальника?

Как должен поступить Кирилл в этом случае?



2. Гражданин Д. Устроился на работу в проектную организацию. Через две недели он пришел в бухгалтерию получать зарплату за первую половину месяца (аванс), но там ему сказали, что выдавать зарплату не будут, поскольку в банке нет денег. «А мне какое дело? – повысил голос Д. – Это ваши проблемы. Мне на что-то жить надо! Если не дадите зарплату, подам на вас в суд». «Подавайте, - сказали ему, - но предварительно посмотрите в трудовой договор (контракт), который мы с вами недавно заключили. Там ни слова нет о сроках выплаты зарплаты. Поэтому никакой суд не удовлетворит ваш иск».

В чем правы и не правы администрация и Д. сравы и не правы администрация и Д.аты.тельно посмотрите в трудовой договор ()нег.рабочий день, а Кирилл будет продолжать учитьс точки зрения: а) правовой; б) нравственной.



3. Шестнадцатилетняя чертежница Т., проработав в научно-исследовательском институте девять месяцев, попросила администрацию предоставить ей очередной отпуск. Ее непосредственный руководитель отказался подписать заявление об отпуске на том основании, что первый очередной отпуск сотруднику предоставляется через одиннадцать месяцев после начала работы.

Прав ли руководитель?



4. Малое предприятие «Ормон» заключило трудовое соглашение с 17 летним гражданином М. с испытательным сроком три месяца. По истечении 90 дней руководство уволило М.. Тогда М. обратился в суд, ведь он работал добросовестно, дисциплину не нарушал.

Какое решение примет суд?



5. Гражданин А., которому исполнилось 15 лет, заявил родителям, что хочет работать и уже нашёл себе работу. Родители выступили против его решения, ведь А. ещё нужно окончить школу, а работать можно и летом. А. настаивал: «У меня уже есть паспорт, я взрослый и администратор фирмы, где я хочу работать, готов принять меня»

Прав ли А.?



6. Гражданин Н. проехал на своём автомобиле на красный сигнал светофора и был оштрафован за это. На работе Н. узнали о его правонарушении и объявили выговор, аргументируя тем, что тоже хотят бороться с правонарушителями правил дорожного движения.

Права ли администрация, наказав Н. за нарушения правил дорожного движения?