Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Учитель-логопед Левицкая О.З. МБ ДОУ № 49 «Золотой петушок» г.Симферополь
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон.
Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
По исследованиям физиологов
правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело,
координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие
головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Нейропсихологи
утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин появления дислексии и дисграфии .
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин появления дислексии и дисграфии .
Тест
на определение наличия нарушения межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислексии и дисграфии.
Ребенок держит одну руку за спиной.
Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что есть предрасположенность к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Вашему вниманию предлагаю тест на определение наличия нарушения межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислексии и дисграфии.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. Если неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что есть предрасположенность к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что есть предрасположенность к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
- Улучшают мыслительную деятельность,
- синхронизируют работу полушарий,
- способствуют улучшению запоминания,
- повышают устойчивость внимания,
- облегчают процесс овладения навыками письма.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20 – 35 мин. в день. Заниматься рекомендуется ежедневно.
Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45 – 60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс овладения навыками письма.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20 – 35 мин. в день. Заниматься рекомендуется ежедневно.
Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45 – 60 дней. Желательно делать перерыв (две недели) между комплексами.
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
- Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
КОМПЛЕКС № 1 Колечко. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола; выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении ребенок помогает себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произнося их вслух или про себя.
Диагностика показателей межполушарного взаимодействия Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь» Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: • ладонь на плоскости, • сжатая в кулак ладонь, • ладонь ребром на плоскости стола, • снова распрямленная ладонь на плоскости стола.
Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
- Инструкция : «Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки».
- Инструкция : «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями».
- Инструкция : «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно».
- Инструкция: «Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет „1, 1–2, 1-2-3 и т. д.“.
- Инструкция : «Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой».
- Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой».
- Инструкция : «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)».
- Инструкция: «По команде „Ухо!“ возьмись за ухо, по команде „Нос!“ – за нос». Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.
Инструкция : «Постучи по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки».
Инструкция : «Опираясь на стол ладонями, полусогни руки в локтях. Встряхивай по очереди кистями».
Инструкция : «Соедини концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажми на пальцы левой, затем наоборот. Отработай эти движения для каждой пары пальцев отдельно».
Инструкция: «Постучи каждым пальцем правой руки по столу под счет „1, 1–2, 1-2-3 и т. д.“.
Инструкция : «Зафиксируй предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьми карандаш со стола, приподними и опусти его. Сделай то же левой рукой».
Инструкция: «Раскатывай на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой».
Инструкция : «Вращай карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону)».
Инструкция: «По команде „Ухо!“ возьмись за ухо, по команде „Нос!“ – за нос». Взрослый не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с ребенком, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя его на неправильные движения.
«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз
Инструкция : « Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз » .
Инструкция : « Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями » .
Инструкция : «Бегай по комнате, размахивай руками и громко кричи. По команде остановись и расслабься». Упражнение можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
Инструкция : «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».
Инструкция : «Встань на четвереньки и ползи, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставь крест-накрест».
Инструкция: «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно».
Инструкция : « Стоя опусти руки, сделай быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опусти руки вдоль тела ладонями вниз » .
Инструкция : « Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями » .
Инструкция : «Бегай по комнате, размахивай руками и громко кричи. По команде остановись и расслабься». Упражнение можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
Инструкция : «Прижми ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимай пальцы по одному и называй их».
Инструкция : «Встань на четвереньки и ползи, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставь крест-накрест».
Инструкция: «Сидя на полу, вытяни ноги перед собой. Совершай движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно».
Дети выполняют движения, стоя в круге: Инструкция: «Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки». Инструкция: «А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идем на носочках бесшумно, осторожно». Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко, плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук». Инструкция: «Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: руки поднимаются через стороны вверх, подъем на носках». И т.д.
.
Дети выполняют движения, стоя в круге: Инструкция: «Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки». Инструкция: «А сейчас вы крадущиеся в джунглях тигры – идем на носочках бесшумно, осторожно». Инструкция: «Подул ветер и оторвал листочки – полетели легко, плавно: выполняется бег на носках по кругу и легкое покачивание кистями разведенных в сторону рук». Инструкция: «Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики – подпрыгиваем и мягко, плавно взлетаем, тянемся вверх, к солнышку: руки поднимаются через стороны вверх, подъем на носках». И т.д.
.
Ведущий предлагает детям превратиться в маленькое семечко. • Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками. • «Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их – гладит детей по голове. • С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек: дети по знаку ведущего поднимают головы и выпрямляются. • Появляются веточки с бутонами: дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки. • Наступает радостный момент – бутоны раскрываются: дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям – по примеру ведущего дети друг другу улыбаются и • Цветок кланяется своим соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками: ведущий предлагает детям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей. • Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой: дети выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены
Ведущий предлагает детям превратиться в маленькое семечко. Дети сжимаются в комочек на полу, убирают голову и закрывают ее руками. «Садовник» очень бережно относится к семенам, поливает их – гладит детей по голове. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти, растет стебелек: дети по знаку ведущего поднимают головы и выпрямляются. Появляются веточки с бутонами: дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки.
Наступает радостный момент – бутоны раскрываются: дети разжимают кулачки, и росток превращается в прекрасный цветок, потом цветок хорошеет, улыбается цветам-соседям – по примеру ведущего дети друг другу улыбаются и
Цветок кланяется своим соседям, слегка дотрагивается до них своими лепестками: ведущий предлагает детям кончиками пальцев дотронуться до своих товарищей.
Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой: дети выполняют наклоны вправо-влево, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны, кисти рук свободно опущены
• «Мотор». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки вперед, вращать согнутыми в локтях руками одна вокруг другой, вернуться в исходное положение. • «Насос». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, попеременно поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, вернуться в исходное положение. • «Ремонт колес». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять правое колено, хлопнуть по нему обеими руками, опустить. Выполнить то же движение, но поднимать левое колено. • «Самолеты взлетают». Исходное положение – то же. Присесть, руки вытянуть в стороны, встать. • «Самолеты летят». Исходное положение – то же. Поднять руки в стороны. Опустить.
«Мотор». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять руки вперед, вращать согнутыми в локтях руками одна вокруг другой, вернуться в исходное положение. «Насос». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, попеременно поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, вернуться в исходное положение. «Ремонт колес». Исходное положение – ноги параллельно, руки внизу. Поднять правое колено, хлопнуть по нему обеими руками, опустить. Выполнить то же движение, но поднимать левое колено. «Самолеты взлетают». Исходное положение – то же. Присесть, руки вытянуть в стороны, встать. «Самолеты летят». Исходное положение – то же. Поднять руки в стороны. Опустить.
• «Цапля достает лягушку из болота». Исходное положение: ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. На 1–2 – наклониться, дотронуться правой рукой до носка левой ноги, колени не сгибать, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги. • «Цапля стоит на одной ноге». Исходное положение: руки на поясе, на 1–2 – развести руки в стороны, поднять правую ногу, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги. • «Цапля глотает лягушку». Исходное положение: присесть на коленях или на пятках. На 1 – поднять руки вверх и хлопнуть над головой, одновременно приподняться на коленях, на 2 – вернуться в исходное положение. • «Цапля стоит в камышах». Исходное положение: руки на поясе. На 1–2 – наклониться вправо, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево. • «Цапля прыгает». Исходное положение: руки на поясе. На 1 – прыжком правая нога вперед, левая назад. На 2 – вернуться в исходное положение. На 3 – прыжком левая нога вперед, правая назад. На 4 – вернуться в исходное положение. На 4 счета – ходьба на месте.
«Цапля достает лягушку из болота». Исходное положение: ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правая внизу. На 1–2 – наклониться, дотронуться правой рукой до носка левой ноги, колени не сгибать, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги. «Цапля стоит на одной ноге». Исходное положение: руки на поясе, на 1–2 – развести руки в стороны, поднять правую ногу, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же для другой ноги. «Цапля глотает лягушку». Исходное положение: присесть на коленях или на пятках. На 1 – поднять руки вверх и хлопнуть над головой, одновременно приподняться на коленях, на 2 – вернуться в исходное положение. «Цапля стоит в камышах». Исходное положение: руки на поясе. На 1–2 – наклониться вправо, на 3–4 – вернуться в исходное положение. То же влево. «Цапля прыгает». Исходное положение: руки на поясе. На 1 – прыжком правая нога вперед, левая назад. На 2 – вернуться в исходное положение. На 3 – прыжком левая нога вперед, правая назад. На 4 – вернуться в исходное положение. На 4 счета – ходьба на месте.
Ведущий выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.
Ведущий выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.
- ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Двуручное росование очень показано для леворуких детей,а у праворуких укрепляет межполушарные связи.
А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребёнок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеёнка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис. Диагностические пробы (поиск предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого упражнения позволяют максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.
Мой маленький дружок, запоминай движения!
И вместе с нами двигаться
учись без напряжения. Пальчикам нашим
нужна тренировка, Всё получаться
будет так ловко!
Надо, конечно, тебе потрудиться. Легче зато
потом будет учиться. Спориться будет любая работа. Скажешь:
«Спасибо Вам за заботу!»
Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
Тренироваться необходимо везде всегда и на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ,ни в коем случае, не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.
Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится читать, Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослого.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами . Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Рисунок 3
Рисунок 1
Прием рисования вальдорфских форм в логопедической практике можно использовать для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания, над просодическими компонентами речи.
Например: произносим звук громче – спираль раскручивается (рисунок 1), звук тише – закручивается (рисунок 2), звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся (рисунок 3)
Рисунок 2
Непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся спираль (рисунок 2),
а тихоне, нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль
(рисунок 1),
чтобы успокоить и восстановить -
- эмоциональное состояние;
- дыхательную функцию;
- психику ребенка.
необходимо рисование горизонтальных" восьмерок ” (рисунок 4).
Непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся спираль (рисунок 2),а тихоне, нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль(рисунок 1),чтобы успокоить и восстановить -эмоциональное состояние;дыхательную функцию;психику ребенка.необходимо рисование горизонтальных" восьмерок ” (рисунок 4).
Рисунок 4
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.
«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.
Массаж ушных раковин. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
« Снеговик » Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает ” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
« Дерево » Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево
Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперёд и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
« Снеговик » Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает ” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
« Дерево » Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево
Включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Такой подход позволяет:
Включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Такой подход позволяет:Включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.
Такой подход позволяет: 1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей
2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг
Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Перевод: А.Патрушев, Н.Казанцева
Карла Ханнафорд
Доминирующий фактор
Как, зная ведущий глаз, ухо, руку и ногу, можно улучшить обучение
Содержание
1. Введение
2. Что такое доминирующий профиль?
3. Как определить доминирующие профили
Введение
«Из-за бесконечных вариаций на пути становления личности следует допустить, что особенности чувств каждой личности, подобно его или ее отпечаткам пальцев, могут никогда не совпадать. Поэтому вполне возможно, что не существует, и даже не будет существовать личность в точности подобная другой. Если бы уникальность была обязательным требованием развития общества, то каждая личность была бы уникальна»
Пол Маклин «Триединство сознания в эволюции» 1990г.
Мы все признаем громадное разнообразие человеческих личностей, разнообразие, которое делает каждую личность уникальной, вызывая интерес, беспокойство, восхищение и придавая загадочность нашей собственной особенной природе. Для того, чтобы лучше понимать человека психологи и педагоги разработали системы для выявления и обобщения этих разнообразий. Понимание индивидуальных особенностей и стилей обучения помогает планированию образования и обучающих программ для лучшего учета индивидуальных особенностей личности.
Этот метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения был впервые разработан доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (сейчас Гей Деннисон). Доминирующие профили, описанные Деннисоном, определяют латеральное доминирование глаз, ушей и рук по отношению к ведущему полушарию мозга. Такие модели латерального доминирования в значительной степени влияют на способ, которым личностью производит внутреннюю переработку информации, и, соответственно, на обучающие стратегии, которые он или она предпочитают.
Рекомендую прочитать.Карла Ханнафорд Доминирующий фактор Как, зная ведущий глаз, ухо, руку и ногу, можно улучшить обучение
Перевод: А.Патрушев, Н.Казанцева
Что такое доминирующий профиль?
Как определить доминирующие профили
«Из-за бесконечных вариаций на пути становления личности следует допустить, что особенности чувств каждой личности, подобно его или ее отпечаткам пальцев, могут никогда не совпадать. Поэтому вполне возможно, что не существует, и даже не будет существовать личность в точности подобная другой. Если бы уникальность была обязательным требованием развития общества, то каждая личность была бы уникальна»
Книга содержит задания и упражнения для развития двигательных и графомоторных навыков ребенка. Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений, освоению предметной деятельности. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственных представлений. Пособие предназначено для родителей, логопедов, психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений
копилку специалмстам и родителям: Е.А.Солнцева,Т.В.Белова «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»
Книга содержит задания и упражнения для развития двигательных и графомоторных навыков ребенка. Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений, освоению предметной деятельности. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственных представлений. Пособие предназначено для родителей, логопедов, психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений
Е.Б. Шмелёва Пальчиковые игры.Пособие является универсальным тренингом мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. Подобные игры развиваютвнимание, воображение, память дошкольников. Стихотворная форма подачи материала в книге помогает детям координировать речь и движения, вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждает его озвучить свои действия. Пособие рекомендуется педагогам, работающим в ДОУ, родителям, гувернерам.
Заинтересованным родителям и творческим педагогам помогут эти пособия.
Е.Б. Шмелёва Пальчиковые игры.
Пособие является универсальным тренингом мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. Подобные игры развиваютвнимание, воображение, память дошкольников. Стихотворная форма подачи материала в книге помогает детям координировать речь и движения, вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждает его озвучить свои действия. Пособие рекомендуется педагогам, работающим в ДОУ, родителям, гувернерам. Подробнее: http://www.labirint.ru/books/206778/
Собственную систему
в созданном им
«Театре физического воспитания и оздоровления детей» предлагает Н.Н.Ефименко .
В копилку педагогов и родителей рекомендую положить и эту книгу. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений. Систематическое включение упражнений координационного характера значительно сокращает сроки достижения поставленных логопедом задач.
В презентации использованы материалы Н.В.Дорохиной ( http:// открытыйурок.рф/% D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/104-476-939 )
Фото автора.