Использование кругов Эйлера в русском языке.
Что такое урок русского языка сегодня? Это не просто передача знаний, умений и навыков, ориентированных на усвоение учеником правил и норм русского языка, но и развитие творческого мышления учащихся.
Как же разнообразить уроки русского языка в современной школе? Какие приемы следует применять, чтобы материал усваивался и надолго оставался в памяти учеников? Все эти вопросы, несомненно, волнуют каждого учителя, заинтересованного в повышении интереса учащихся к учебному предмету и в повышении качества обучения.
Сегодня, наряду с активными формами обучения, широко востребованы и интерактивные, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, а так же между самими учениками. И это не случайно. Интерактивное обучение предполагает решение проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью учащихся, с человеческими взаимоотношениями, личными трудностями. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся класса без исключения.
И сегодня я бы хотела подробнее остановиться на методе кругов Эйлера и его применении на уроках русского языка в школе.
Леонардо Эйлера называют идеальным математиком 18 века. Он принадлежит к числу тех гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. Эйлер за свою долгую жизнь написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги. До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию и логарифмы в том виде, какой придал им Эйлер. Студенты проходят высшую математику под руководством, первыми образцами которых явились классические монографии Эйлера. Более того, данный алгоритм может применяться и в гуманитарных науках, в частности, в русском языке.
Что же это за круги, которые способны охватить огромную сферу информации и способствовать удобному решению многих задач.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями, а также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Иными словами круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ на поставленный вопрос, а главное усвоить материал.
Ведь как известно небольшой процент людей одарен феноменальной памятью, следовательно, не все учащиеся могут с легкостью усваивать большой объем учебного материала, если он логически не структурирован. Обычно человек обладает развитыми одним-двумя видами памяти.
Метод кругов Эйлера делает упор на зрительную память. Развивая этот вид памяти, ученики смогут хорошо запоминать учебный материал. Очень важный вид зрительной памяти – фотографическая память. Люди, обладающие такой памятью, запоминают все в мельчайших деталях. Некоторым дан этот вид памяти с рождения, но чаще всего фотографическая память нуждается в развитии с помощью специальных методик путем регулярных тренировок. Круги Леонардо Эйлера также являются одной из методик, способствующих развитию данного вида памяти.
Использование кругов Эйлера в русскому языке довольно популярен. Он способствует развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различия в их строении, значении. Используют его при разных видах разбора:
лексическом (нахождение общего и различного в значении слов),
морфологическом (сравнение слов одной и той же части речи, а также разных частей речи, имеющих общие морфологические признаки),
синтаксическом (сравнение предложений разных по цели высказывания, составу, наличию или отсутствию второстепенных членов и т.п.).
Этот приём помогает ученикам разобраться в похожих лингвистических явлениях, помогают запоминанию структуры различных сочетаний мыслей и облегчают решение ряда задач, стоящих перед формальной логикой.
Известно, что с помощью эйлеровых кругов можно проверить истинность того или иного вида непосредственного умозаключения, основанного на сравнении.
Суть заданий с использованием приема “Круги Эйлера” заключается в следующем: круг предполагает наглядное изображение какого-нибудь понятия. Например, “Часть речи” – это круг.
Часть речи
Если мы предложим учащимся другой круг с надписью “Глагол”, то взаимное расположение этих кругов должно выглядеть так:
Часть речи
Глагол
Данный рисунок показывает, что все глаголы относятся к такому понятию, как “часть” речи.
Взаимное расположение кругов может быть разным: они могут совпадать, могут не иметь точек совпадения, а могут перекрещиваться и т.д.
Имя прилагательное
Имя существительное
Данный рисунок показывает, что у кругов есть общая область, которая показывает согласование существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.
Попробуем составить схему предложения. Задание может быть такое: найти в предложении существительное, прилагательное и наречие и представить в виде кругов отношения между этими словами.
Медленно плывет белый пароход.
Правильной будет следующая комбинация:
Белый
(прилагательное)
Медленно
(наречие)
Пароход
(существительное)
С точки зрения морфологии наречие не имеет никаких общих признаков с существительными и прилагательными, поэтому круг со словом “медленно” не перекрещивается с другими словами, а морфологические признаки слов “белый” и “пароход” частично совпадают, так как общими для этих слов будет число, род и падеж. Данное совпадение изображается посредством двух перекрещивающихся кругов.
В любом случае учащимся приходится анализировать те или иные объекты сравнения по ряду признаков.
Задания с использованием приема “Круги Эйлера” отличаются наглядностью, способствуют моделированию усваиваемой информации, развивают абстрактное мышление и приобретают особую важность при работе с отстающими учащимися и с учениками , для которых русский язык не является родным.
Эйлер писал, что «круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления». Позднее аналогичный прием использовал ученый Венн и его назвали «диаграммы Венна».
Метод Эйлера получил заслуженное признание и популярность. И после него немало ученых использовали его в своей работе, а также видоизменяли на свой лад. Например, чешский математик Бернард Больцано использовал тот же метод, но с прямоугольными схемами.
Круги Эйлера – это не просто занимательная и интересная штука, но и весьма полезный, просто и наглядный метод решения задач. Причем не только абстрактных задач на школьных уроках, но и вполне себе житейских проблем.