«Использование материалов курса «Краеведение» в интегрированных уроках».
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Цель краеведческого образования определяется, прежде всего, возрастными познавательными возможностями.
Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, эвристические беседы, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания, задачи на краеведческой основе: уроки-путешествия: «Красота Воскресенских улиц», «Природный заповедник Коломны», «Путешествие по главной улице города», «Воскресенск – город хоккеистов», «Красавица-река Семиславка». Устные журналы: «Старинные города Московской области», «Воскресенск –моя малая Родина», «Улицы моего города».
Использование краеведческого материала на уроках несет очень большой объем знаний по различной тематике:
география
животный мир
растительный мир
история
литература
фольклор
Цель использования краеведческого материала на уроках - формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Такой подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческой лексики. Слова русского языка - живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них живое прошлое нашего народа, его традиционный и современный быт, они отражают традиции, обычаи народа, развитие его искусства, словесности, народнопоэтического творчества. Язык - основа национальной памяти и ключ к пониманию духовного мира русского человека.
В блок словесных наук в начальной школе входят такие дисциплины, как русский язык и литературное чтение.
Самая распространённая работа в школе - урок. В нём в сложном
взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цеди, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся. Воспитательная направленность урока - это опыт, который постоянно растёт, совершенствуется, неся ребёнку всё лучшее, что накоплено поколениями предков, живших до него.
Краеведческий компонент в преподавании русского языка становится одним их важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры, национального самосознания, в конечном счете, языковой личности.
Правила произношения и написания географических названий находятся в ведении топонимики, поэтому использование на уроках топонимического материала может способствовать повышению уровня обшей грамотности и культуры речи учащихся.
Работая над краеведческим материалом и используя его на уроках важно придерживаться определенных принципов:
доступность
наглядность
разнообразность материала
связь материала в учебной и воспитательной работе
взаимосвязь местного и общего исторического, географического и литературного материала
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. При разработке упражнений по русскому языку и задач по математике необходимо подбирать материал, который будет интересен и понятен детям и подкреплён наглядностью.
На уроках русского языка я использую материалы, составленные на основе топонимического материала (диктанты, упражнения, тексты для
списывания и т.д.).
Самая универсальная часть урока русского языка - это минутки чистописания. Во время их проведения, наряду с совершенствованием графических навыков можно осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания не только по изучаемым темам русского языка, но и обогащать словарный запас учащихся знаниями географических терминов. На материале заданий по чистописанию можно организовать любую языковую разминку и знакомство с краеведческим материалом.
Система словарной работы состоит в том, чтобы слово было правильно воспринято в тексте, усвоено, т.е. воспроизводилось учащимися в нужных случаях.
В подборе лексического материала для упражнений я руководствовалась желанием обогатить урок краеведческим материалом.
Словарная работа
1. аАа АаА Аа А а
Село Ашитково, Ачкасово.
2. бб Бб Ббб Б б
Улица Белинского, село Барановское.
3.в ев Вв В в
село Воскресенское, деревня Вострянское.
4.гг ГГ г
И.Гофф, Н.В. Гоголь.
Примеры упражнений по русскому языку 3-й класс.
Упражнение 1
Прочитай текст.
Воскресенск – один из городов Московской области. По нашему городу протекают реки: Медведка, Семиславка, Москва. Наша школа находится на улице Толстого. Мы очень любим город Воскресенск.
- Выпиши слова, которые пишутся с заглавной буквы. Какие ещё названия улиц родного города ты знаешь? Запиши их названия.
Упражнение 2
Прочитай текст.
Александр Анатольевич Суслов родился 18 января 1948 года в городе Воскресенске. Отец Анатолий Васильевич Суслов, участник Великой Отечественной войны. После окончания войны приехал в Воскресенск и стал работать на Воскресенском химкомбинате им. В.Куйбышева, где и проработал всю жизнь. Мать Лидия Алексеевна Новожилова, родилась в селе Константиново Воскресенского района и также всю жизнь проработала на Воскресенском химкомбинате.
Напиши ответы на вопросы:
Где родилась мать Александра Анатольевича Суслова?
Кто родился в городе Воскресенске?
-Выпиши слова, которые пишутся с заглавной буквы.
-Раздели слова для переноса.
Вот примеры диктантов, в которых использован краеведческий материал:
Осень в городе.
В родной Воскресенск пришла осень. Деревья и кусты надели яркие наряды, как будто собрались на праздник. А люди спешат по делам и не замечают этой красоты. Только иногда заставит замереть яркая ветка рябины. Или резной кленовый лист опустится прямо под ноги. Или дрогнет сердце при виде желтеющей берёзы.
В целом, большинство из нас - патриоты своей Родины. Но всё равно очень остро продолжают стоять сегодня проблемы памяти и нравственности. На мой взгляд, решение этих основных проблем поможет решить все остальные. Общество движется вперёд по пути прогресса, но без духовного обновления невозможно добиться других преобразований. Пока не изменится отношение человека к своей малой родине, мы не сможем достичь желаемых результатов. Одной из главных задач учителя на сегодня является воспитание
гражданина своего Отечества. Именно поэтому необходимо уделять внимание краеведению как одному из важнейших предметов в школьной программе.
Начальная школа является первой ступенью гражданского образования. Перед учителем начальных классов стоит задача формирования основ гражданской позиции младшего школьника через формирование нравственных качеств личности, его культуры общения и коммуникативных навыков.
В краеведческой литературе нахожу материал и для уроков математики. Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью, помогает использовать эти сведения в жизненных ситуациях. Это задачи-расчеты, информация о растительном мире, протяженности рек, площади водоемов Воскресенского края.
Использование краеведческого материала будет способствовать повышению познавательного интереса и правильному представлению о природе, обществе и человеке.