СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование межпредметных связей на уроках обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития познавательной мотивации учащихся старших классов связана с тем, что у большинства выпускников школы так и не сформированы потребности в пополнении своих знаний,Проблема развития познавательной мотивации учащихся старших классов связана с тем, что у большинства выпускников школы так и не сформированы потребности в пополнении своих знаний, познавательные мотивы находятся на втором плане, поэтому хорошая успеваемость старшеклассников не является индикатором их успешности в последующей профессиональной деятельности. 

 

Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей на уроках обществознания»

сл. 1 Использование межпредметных связей в формировании познавательной мотивации учащихся

Проблема развития познавательной мотивации учащихся старших классов связана с тем, что у большинства выпускников школы так и не сформированы потребности в пополнении своих знаний,

сл. 2 познавательные мотивы находятся на втором плане, поэтому хорошая успеваемость старшеклассников не является индикатором их успешности в последующей профессиональной деятельности.

сл. 3 Практический опыт показывает, что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

сл. 4 В формировании познавательной мотивации учащихся может помочь и использование межпредметных связей на стыке таких предметов как история, обществознание, литература, мировая художественная культура.

сл. 5 Например, изучая восстание Емельяна Пугачева, которое произошло в царствование Екатерины II, в качестве дополнительного источника я использую материалы повести Пушкина «Капитанская дочка». Единственное, что меня часто огорчает, что составители рабочих программ по различным предметам не учитывают межпредметные связи, которые могли быть использованы учителями одной и той же параллели. Например, Мифы древней Греции проходят на уроках литературы в 6 классе, а на уроках истории они изучаются в 5 классе.

сл. 6 Учителю важно помнить, то чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Здесь следует уделять внимание продуктивным формам учебной деятельности, которые предполагают развитие информационной культуры учащихся. Требования к выпускникам основной школы рассчитаны на формирование основных навыков работы с историческими источниками, картографическими и хронологическими материалами.

сл. 7 Например, работа с исторической картой предполагает знание нескольких предметов: географии – умение быстро находить на карте искомый объект, истории – знание дат и событий, умение делать исторические и географические выводы. Такая проблемно-поисковая деятельность находится на стыке нескольких предметов, потому что иногда надо подключать при работе с картой и материалы по обществознанию. Здесь мотивом учебной деятельности - является стремление решить поставленную задачу.

сл. 8 Я считаю, что всегда надо продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая помогает затем удачно организовать изучение нового материала. Например, начинается урок истории в 9 классе и я говорю: сегодня мы поговорим об Азефе Шикльгрубере, который родился в семье небогатого австрийского таможенного чиновника, считал себя тонкой и чувствительной натурой, он мечтал стать знаменитым художником, но к сожалению его жизнь сложилась иначе … Как вы думаете о ком идет речь? и делаю паузу. Дети смотрят на меня недоуменно и говорят, Ирина Владимировна мы сегодня не проходим тему культуры, у нас сегодня тема: Тоталитарный режим в Германии в 30-е годы 20 века.

сл. 9 В итоге оказывается, что тонкая и чувствительная натура, это Адольф Гитлер, который поставил на колени половину Европы, и попытался завоевать Советский Союз. По мере изучения темы Германия в 30-е годы мы повторяем материал и из курса обществознания по теме «Политические режимы».

сл. 10 Помогает формированию учебной мотивации - наглядность, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, позволяет преодолеть утомляемость. Мне не раз доводилось видеть, как загорались глаза у детей, которые только что пришли на 5й по счету урок, при виде разложенных на партах наглядных пособий, распечаток упражнений с картинками. Особенно, если эти пособия они приносят сами и связаны они с историей, например, их родной семьи.

сл. 11 Краеведение может стать дополнением не только к преподаванию истории, но и географии, биологии и других предметов. Основными содержательными линиями в рамках такого подхода могут стать такие тематические блоки: «Положение  и  роль Кузнецкого региона в составе Российской империи», «Роль миграций в социально-экономическом  и  культурном развитии родного края», «Своеобразие процесса урбанизации в регионе в условиях индустриализации в СССР», «Особенность угольной промышленности Кузбасса» и т.д. Выбор такой проблематики может обеспечить не только внутрипредметные, но  и   межпредметные   связи, в частности с курсом обществознания. Материал по краеведению, используемый на различных предметах способен подготовить учащихся не только к осознанному выбору профиля, но и к выбору более конкретного направления будущей профессии.

сл. 12 Для «сильных» учеников стимулом может послужить и самостоятельное решение познавательных и коммуникативных задач, яркий пример – проектный метод. При этом используются различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Например, составляя проект

щелчок «Расчет пролетного строения моста» ученики могут применить не только знания по математике и физике, но и истории.

сл. 13 При изучении истории в старшей школе  межпредметные   связи  приобретают определенную специфику.   Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия « История  экономики»,

сл. 14 в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История  науки  и  техники»,  и  т. д. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны  межпредметные   связи  с курсом обществознания.

сл. 15 Именно при таком подходе происходит формирование   познавательной   и  социально-мировоззренческой компетентности  учащихся.

сл. 16 Спасибо за внимание!