Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киятская средняя общеобразовательная школа
Буинского муниципального района Республики Татарстан»
Выступление на тему:
"Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил".
(Из опыта работы)
Выступление на Едином методическом дне, проведенном на базе
МБОУ «Раковская ООШ Буинского муниципального района РТ»
Выступление подготовила
учитель русского языка
и литературы, первой
квалификационной категории,
Корунова О.В.
27.02.2017г.
Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся — задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе.
Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно знать, какие использовать приемы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.
При обучении учащихся русскому языку необходимо учитывать дидактические принципы, к числу которых относятся: доступность материала и наглядность в обучении. Не менее важным требованием я считаю и интерес к предмету как со стороны ученика, так и со стороны учителя. А этому во многом способствуют нетрадиционные способы и приемы формирования знаний, поэтому наряду с традиционными, оправдавшими себя видами работы и формами уроков, я использую и новые, дающие положительные результаты. Одной из наиболее приемлемых форм для запоминания считаю мнемотехнику.
Мнемонические приемы — вспомогательная поддержка, создающая дополнительные ассоциативные связи и имеет лишь второстепенное значение для повышения эффективности работы памяти. Однако отказываться от ее услуг не стоит, и, если она действительно дает возможность предотвратить разрушающее воздействие интерференции (сохранение запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним), с благодарностью воспользуйтесь ее услугами.
Помимо повышения уровня запоминания мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся, улучшают качество знаний по предмету, сохраняют информацию в долговременной памяти.
У людей являются ведущими различные виды памяти, а потому каналы восприятия и переработки информации неодинаковые. У каждого свой наиболее привычный способ. Так, например, визуалы лучше и быстрее запоминают зрительно, аудиалы – на слух, а кинестетики – при помощи двигательных ощущений.
Редко у какого человека все эти виды памяти развиты в равной степени, обычно лучше какой-то один из них. Поэтому полезно выяснить, какая память — зрительная, слуховая или двигательная — больше развита, и сознательно стараться «разговаривать» с памятью на удобном для неё языке. То, какой вид памяти является доминирующим, часто отражается на школьной успеваемости. Визуалы с большим трудом воспринимают информацию, когда она предъявляется только на слух (такие ребята часто домашние задания выполняют отлично, а на уроках получают двойки, поскольку даже условие задания не могут воспринять и уж тем более запомнить на слух). Аудиалы, наоборот, испытывают затруднения, если нет возможности услышать информацию (такие ученики часто «бормочут» себе что-то под нос, читая учебник).
Не стоит также забывать о том, что есть люди с преобладанием левого полушария головного мозга («праворукие») и с доминированием правого полушария (в быту предпочитают пользоваться левой рукой). Если у ребёнка преобладает правое полушарие, то он медленнее усваивает правило, хуже читает, отличается неустойчивостью внимания. По мнению С. М. Бондаренко, «сухой» учебный материал усваивается образно мыслящими детьми гораздо труднее. Значит, школьники с преобладанием правого полушария головного мозга в силу психологических и физиологических особенностей нуждаются в том, чтобы воздействовали на их воображение и эмоциональность.
И вот здесь на помощь приходит мнемотехника.
Мнемотехника (или техника эффективного запоминания) – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Уже в Древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю.
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает и улучшает запоминание информации. Но и в наше время интерес к мнемотехнике не угас.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Память становится более богатой, гибкой, быстродействующей, если научить ребят пользоваться различными шаблонами, «зацепками», образами, ассоциациями. В этом помогают приёмы мнемотехники.
Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.
В своей работе я использую только некоторые из перечисленных мнемоприёмов.
1. Метод графических ассоциаций больше других нравится школьникам. При запоминании словарного слова надо сделать рисунок (можно мысленный), обозначающий само слово, и «обыграть» в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Если взять, например, слово коттедж, то на картинке должны быть и сам коттедж, и две буквы «ТТ».
коТтедж
К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать. Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запоминания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!
2. Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)
Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетических ассоциаций, надо:
1) Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.
2) Подобрать к запоминаемому слову созвучное (ключевое) так, чтобы оно содержало некоторую часть запоминаемого и чтобы в нем «проблемная» буква слышалась отчетливо (лучше, чтобы на нее падало ударение, если речь идет о гласных буквах). Если запоминаемое слово длинное или же если необходимо запомнить две (три) буквы, то к нему надо подобрать два созвучных слова. В редких случаях даже три.
3) Из слова-созвучия и запоминаемого надо составить сюжет. Сюжет, естественно, должен быть ярким, смешным, необычным, может быть, даже нелепым.
4. Совпадающие с запоминаемым части созвучного слова можно как-то выделить на письме (размером, курсивом, цветом), запоминаемые буквы желательно подчеркивать или тоже выделять. Это необходимо делать для того, чтобы ваша зрительная память тоже принимала участие в работе над словом.
Например, слово завтрак. Созвучное ему слово РАК. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак РАКи». Так легче запомнить, чем в случае, когда мы обыгрывали запоминаемую букву «А» через рисунок. А придуманная фраза и хорошо звучит, и хорошо представляется.
Винегрет – созвучные слова «ВИНт» и «НЕГР», составить сюжет: «Винт негру попался в винегрете»
ФАНТа «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ.
уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИКе.
В ОКна ЗАЛА ВОКЗАЛА солнце светило.
КОЛ за ЛЕКЦИю – это не КОЛЛЕКЦИя.
Кот Тедж залез в КОТТЕДЖ.
3. Метод списка
Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:
1. Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.
2. Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).
3. Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).
Теперь предположим: вам надо запомнить, что в слове «доллары» тоже надо писать две л. Остается только продолжить начатый сюжет.
Возможности применения этого способа запоминания правописания достаточно широки. Вы сможете запомнить, в каких словах пишется одна или две буквы: Н или НН, Л или ЛЛ, М или ММ, С или СС, П или ПП.
Например:
ЗажуЖЖала муха, запахло ЖЖеной резиной, я бросил воЖЖи и спрятался в моЖЖевельнике.
На аККордеоне под аККомпанемент рояля аККуратно подбирал аККорды хоККеист.
Вчера я смотрела странную програММу: сначала в ней рассказывали о правилах граММатики, затем обсуждали сиММетрию и асиММетрию, зачитывали телеграММы, давали коММентарии, а закончили беседой об иММунитете.
В одной палате оказалась груППа ребят, подхватившая гриПП после похода на иППодром, а ещё девушка из театральной труППы, потерявшая аППетит после аППендицита.
КоРРеспондент, встречавший министра на пеРРоне, успел задать несколько некоРРектных вопросов о коРРупции и теРРоре, пока не появилась баРРикада из телохранителей.
В хоЛЛе на стеЛЛажах – миЛЛионы, миЛЛиарды доЛЛаров, или это гаЛЛюцинации.
Нужно иметь миЛЛионы, миЛЛиарды доЛЛаров, чтобы носить бриЛЛианты, покупать виЛЛы и коЛЛекции картин.
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
4. Рифмованные правила
Связь между словами может усилить рифма, ритм стихотворения. Для того чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог.
Долго ели тОрты – не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок.
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм.
Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.
Не только акцентологическая, но и морфологическая норма вызывает, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.
Мы школьников ПЛЕМЯ и Лень - наше ИМЯ.
С трудом мы несем наше тяжкое БРЕМЯ.
Нам истин крупицы и знания СЕМЯ
Учитель вбивает сквозь твердое ТЕМЯ.
Гонимый азартом, пылая как ПЛАМЯ,
Учитель вручает на знания ЗНАМЯ.
Пойдет ли на пользу, решит только ВРЕМЯ.
А пока на пути ВЫМЯ и СТРЕМЯ.
Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы "Н".
Посмотрите на окно:
Там стекляННое стекло,
Рамы деревяННые,
Ручки оловяННые.
Расскажу сейчас на миг сказку непростую
На ходу, с налёту,
На скаку и на лету,
До смерти, под силу,
На глазок, с разбегу,
По двое, по трое вмиг становятся слова
И про них идет молва
Разновидность рифмованных правил – орфо-частушки – являются ярким примером мнемотехники, которая способствует повышению эффективности работы памяти, дает возможность предотвратить воздействие интерференции, помогает вызвать интерес к предмету. Например, на правописание О и Ё после шипящих в корне слова:
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
На солнце спину я ожЁг
И третий день лечу ожОг.
Горела с Ё моя спина,
А с О - ой-ой - болит она!
5. Последовательные ассоциации
Чтобы сэкономить время и систематизировать правило «Правописание букв О и Е после шипящих», можно применить метод последовательные ассоциации.
Начинаем изучение темы с записи на доске:
В суффиксах и окончаниях
О — под ударением Е — без ударения
Ключом ландышем
Большой могучем
Медвежонок плюшевый
Просим учеников привести как можно больше примеров.
В корне слов пишется буква Е
Пчелы — пчела, желудь — желудевый, дешевый — дешевле, шепот —шептать. Особое внимание обращаем на слова ожог, ожег.
Но есть слова исключения:
Обжора, шорты, капюшон, чащоба, крыжовник, изжога, шов, шок, шорох, цоканье, трещотка, шомпол, шорник, чопорный, мажорный, трущоба, цоколь.
Пользуясь методом последовательные ассоциации, ребята составляют небольшой рассказ (образно, объемно представляют эту картину), не забывая о внутреннем состоянии, вкусовом ощущении, звуковом наличии. «Точная последовательность опорных образов, припоминаемых без труда, используется для запоминания последовательности закодированных в ассоциациях сведений. Цепочка опорных образов является носителем информации».
Ее можно представить так:
Образы связываются в ассоциации попарно. Когда ученик в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Например:
Обжора надел Шорты, накинул Капюшон, отправился в Чащобу, есть Крыжовник (припоминание вкуса), съел так много, что почувствовал Изжогу (вкусовой сигнал), на шортах разошелся Шов, с ним случился Шок. Лежит Обжора (эмоциональное состояние). Раздался Шорох — не слышит, раздалось Цоканье — не слышит, когда же затрещала Трещотка, он очнулся (усиление звука). Нужно звать на помощь. Взял Шомпол, почистил ствол ружья и выстрелил. Прибежал Шорник, сшил кожаные шорты. Обжора стал Чопорный (важный), включил Мажорную музыку (звук) и стал слушать ее в Трущобе, под Цоколем (визуальная картина).
Таким образом, несмотря на то что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.
Использование мнемонических приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их даже постоянно повторять, грамотность далеко не всегда становится выше. А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их поможет волшебное средство под названием САМОИНСТРУКЦИЯ
Определяю, к какой группе относится приставка
3-й
2-й
1-й
Определяю смысл приставки
Определяю, перед каким согласным приставка
Вывод: пишу всегда одинаково
Вывод:
Пишу в зависимости от смысла пре- или при-
Перед глухим
Перед звонким
Определяю, есть ли какое-либо сочетание в корне и суффиксе
связанные с ударением
связанные с согласным звуком
Связанные со значением слова
с суффиксом –а-
Полногласные и неполногласные
Вывод: пишу
без –а- с –а-
-бер- -бир-
-мер- -мир-
-пер- -пир-
-стел- -стил--блест--блист-
-а-,-я- -им-
-а-,-я- -ин-
-кос- -кас-
-лож- -лаг-
Вывод: пишу
-гор-
-клон-
-твор-.
Но
-зар-
-плав-
Помню исключения: утварь, зоревать, зорянка, пловец, пловчиха
Вывод: пишу
-равн- - одинаковый
-ровн- - прямой, гладкий
-мок- - пропитываться жидкостью
-мак- - опускать в жидкость-
Вывод: пишу
-оро---ра-
-оло---ла-
-ере---ре-
-оло---ле-
Вывод: пишу
-раст-
-ращ-
-скоч-
-скак-
Помню исключения:
Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик,
отрасль
Определяю часть речи
Краткое прилагательное
наречие
Определяю склонение существительного
Распределяю, является ли слово исключением
Вывод: пишу Ь
Вывод: не пишу Ь
глагол
существительное
3
1 или 2
Нет
Да
Вывод: пишу Ь
Вывод: не пишу Ь
Вывод: пишу Ь
Вывод: не пишу Ь (уж, замуж, невтерпёж)
3