СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для учителей начальных классов и логопедов

Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР»

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР Учитель – логопед:Богателия Ирина Николаевна

Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР

Учитель – логопед:Богателия Ирина Николаевна

Необходимые условия для правильного и своевременного речевого развития детей: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальные слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

Необходимые условия для правильного и своевременного речевого развития детей:

  • быть психически и соматически здоровым;
  • иметь нормальные умственные способности;
  • иметь нормальные слух и зрение;
  • обладать достаточной психической активностью;
  • обладать потребностью в речевом общении;
  • иметь полноценное речевое окружение.
 Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий (

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий (" биби " - самолет, самосвал, пароход; " бобо " - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот (" адас " - карандаш, рисовать, писать; " туй " - сидеть, стул).

Цель уроков развития речи: формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи; практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи; обучение связной речи (устной и письменной); восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой

Цель уроков развития речи:

  • формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи;
  • практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
  • обучение связной речи (устной и письменной);
  • восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.  Создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:

  • С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
  • Создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы , в которых заложена определённая информация. Мнемодорожки – несет небольшое количество информации Мнемодорожки – несет небольшое количество информации
  • Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы , в которых заложена определённая информация.

Мнемодорожки – несет небольшое количество информации

  • Мнемодорожки – несет небольшое количество информации
Что можно изображать в таблице: главных героев сказки; явления природы; понятных детям действий и предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно-белом изображении.

Что можно изображать в таблице:

  • главных героев сказки;
  • явления природы;
  • понятных детям действий и предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно-белом изображении.
Работа по мнемотаблице: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы рассказывание с опорой на символы (образы) делается графическая зарисовка мнемотаблицы воспроизведение таблицы ребенком при показе

Работа по мнемотаблице:

  • рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
  • осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
  • рассказывание с опорой на символы (образы)
  • делается графическая зарисовка мнемотаблицы
  • воспроизведение таблицы ребенком при показе
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на : Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
  • Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.
Мнемотаблица для сказки «Колосок»

Мнемотаблица для сказки «Колосок»

Мнемотаблица для стихотворения  «Ёлочка»

Мнемотаблица для стихотворения «Ёлочка»