Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР»
Использование мнемотехники для развития связной речи при работе с детьми имеющими ОНР
Учитель – логопед:Богателия Ирина Николаевна
Необходимые условия для правильного и своевременного речевого развития детей:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальные слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- обладать потребностью в речевом общении;
- иметь полноценное речевое окружение.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий (" биби " - самолет, самосвал, пароход; " бобо " - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот (" адас " - карандаш, рисовать, писать; " туй " - сидеть, стул).
Цель уроков развития речи:
- формирование, развитие и активизация словарного запаса, т. е. развитие лексической основы речи;
- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- обучение связной речи (устной и письменной);
- восполнение пробелов в речевом развитии школьников и подготовка их к овладению грамотой, грамматикой и правописанием, а также чтением в соответствии со школьной программой
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- Создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
- Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы , в которых заложена определённая информация.
Мнемодорожки – несет небольшое количество информации
- Мнемодорожки – несет небольшое количество информации
Что можно изображать в таблице:
- главных героев сказки;
- явления природы;
- понятных детям действий и предметов (по ознакомлению с окружающим) с выраженными характерными признаками этих предметов, как в цветном, так и в черно-белом изображении.
Работа по мнемотаблице:
- рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
- осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
- рассказывание с опорой на символы (образы)
- делается графическая зарисовка мнемотаблицы
- воспроизведение таблицы ребенком при показе
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.
Мнемотаблица для сказки «Колосок»
Мнемотаблица для стихотворения «Ёлочка»