СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мультимедийных презентаций и интерактивной доски на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс. Выступление перед учителями химии и биологии

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мастер - класса»

МБОУ СОШ № 6



















Сценарий мастер - класса


«Использование мультимедийных

презентаций и интерактивной доски

на уроках химии»








учитель химии высшей категории

Рыбникова Татьяна Борисовна














Саяногорск, 2010

«Использование мультимедийных презентаций и интерактивной доски на уроках химии»


Цель создания данной работы раскрытие возможностей использования мультимедийных технологий и интерактивной доски на уроках химии.

Задачи:

1. Рассмотреть приёмы работы с разными заданиями на интерактивной доске

2. Содействовать формированию умений работы с интерактивной доской.

3. Создать условия для развития навыков оформления заданий к интерактивной доске.


1.Из опыта использования интерактивной доски на уроках химии.

В качестве аргумента при выборе данной технологии, мне хотелось бы привести слова Н.Д. Угриновича: « Для жизни в информационном обществе, необходимо овладеть знаниями и умениями в области информационных технологий».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача: «подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе…» Правительство нашего государства также разработало программу «Внедрение информационных технологий в процесс обучения». И это актуально. 21 век- век высоких компьютерных технологий. Назрела необходимость применять педагогической практике информационно-коммуникационные технологии. Научить детей применять полученные знания, ориентироваться в огромном потоке информации. С целью повышения качества знаний на уроках химии приоритетным считаю в своей педагогической деятельности использование ИКТ.

Использовать можно многое: компьютеры и проекторы, интерактивные доски, планшеты и системы опроса, Интернет со всеми его сервисами огромное количество обучающих программ, различные цифровые образовательные ресурсы. Всё это средства, а как их применить, чтобы образовательный процесс сделать эффективнее. Я решила начать с мультимедийных презентаций. Презентацией на уроке, в принципе, сегодня никого не удивить. Зачем она?

Во-первых, она позволяет проиллюстрировать рассказ учителя. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Во-вторых, на слайде можно тезисно изложить главную мысль, тогда учащиеся будут включать еще и зрительную память, легче запоминая, например определения. А если мы выделим в определении жирным шрифтом или цветом опорные слова, то будет еще лучше. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. Все это хорошо.

Но! Что делают дети на уроке? Они ведь должны не только получать информацию, они должны еще и думать, и сами эту информацию добывать. Конечно учащиеся, принимают участие в обсуждении увиденного и услышанного на уроке, но находятся на своих местах. Недостаток презентации в том, что она жестко задает последовательность действий. А урок – это творчество, и не всегда можно заранее предсказать путь, по которому мы придем к результату. Конечно, это не значит, что мультимедийную презентацию не нужно использовать. Нужно и даже очень нужно.

Передо мной встала задача: разработать уроки с использованием презентаций к интерактивной доске, чтобы во время урока учащиеся принимали непосредственное участие в учебном процессе. Изучая различную литературу по этому вопросу, убедилась, что этот инструмент предоставляет уникальную возможность за счёт сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности повысить эффективность урока, познавательную активность школьников, мотивацию педагогических работников повышать уровень мастерства.

Базовые принципы работы с интерактивной доской практически полностью копируют традиционные для обычной «меловой» доски. Выполнять же на доске операции с информационными объектами не сложно. Для этого не нужно уметь работать ни с компьютером, ни с периферийными устройствами (клавиатура, мышь). Вместе с тем, интерактивная доска с простейшим поставляемым программным обеспечением, позволяет провести урок на качественно новом уровне. В настоящее время есть программы работы на интерактивной доске практически по всем предметам, в том числе и по химии.

Применение интерактивной доски позволяет у учащихся формировать высокий уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, классификации. Для этого специально разработана система заданий: задания на классификацию, на развитие способностей комбинировать, [3. стр. 72]

Каковы возможности интерактивной доски? Интерактивная доска- это, в сущности, дисплей нашего компьютера. Значит, все, что есть на компьютере, можно показать и на интерактивной доске. А показать можно многое. Каждая доска имеет программу, в которой заложен набор инструментов управления. Они располагаются в виде панели прямо на доске. Можно выделять цвет, рисовать «пером», конструировать модели, перетаскивать объекты, затенять шторкой часть информации, вырезать и вставлять, листать страницы, совмещать с мультимедийной презентацией и.т.д. И всё это можно делать у доски, просто движением руки или светодиодным «пером». Учителю не сложно освоить эти приёмы, большую помощь в этом могут оказать учителя информатики. Единственный недостаток интерактивной доски, это то, что работать может только один человек. Есть уже проекты и разработки досок, у которых могут работать два человека.

С применением интерактивной доски, в моей практике, изменился сам подход к урокам. Теперь учащиеся не просто зрители, а участники процесса создания знаний. Уроки стали более интересными и нестандартными. У каждого ученика появилась возможность раскрыть свой потенциал. Так как даже у слабого появляется желание идти на урок и работать. Дети стали чувствовать себя комфортнее, перестали бояться выходить к доске. Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к учебе – это хороший показатель значимости интерактивного обучения на уроках.

Моя методическая тема «Применение ИКТ на уроках химии». Работаю над ней второй год. Возможности кабинета позволяют. На кабинет получено оборудование на 1 млн., поощрительный гранд в рамках компьютеризации школ. Есть компьютер, проектор, экран. Начала с электронные учебников, мультимедийных презентаций. Затем поставила цель освоить интерактивную доску. В школе их три. В настоящее время применяю мультимедийные презентации с использованием интерактивной доски для обобщающих уроков по темам «Металлы и неметаллы» (8 класс), «Бинарные соединения. Составление формул по валентности и по степени окисления» (8 класс), «Химические превращения» (8 класс), «Нахождение в природе и общие способы получения металлов» (9 класс) (Великие химики мира» (8-11 классы) на внеклассных мероприятиях

Экспериментальной площадкой стал 8 класс. 29 человек, учатся в нём дети из детского дома. Класс слабый, да и контингент сложный. На конец 2009-2010г. 1 отличник и 4 ударника, но качество успеваемости по моему предмету составило 51%. Сейчас они в 9-ом классе, год только начался и пока нет возможности сравнить результаты. В пошлом году на ГИА химию не выбрал ни один ученик, в этом году в ГИА выбрали три человека. И это радует.

2.Имитационное занятие.

Предлагаю в качестве примера мультимедийную презентацию фрагментов упражнений, собранную из нескольких тем, с использованием интерактивной доски и вопросов к каждому слайду. Играем роль учащихся. Слайд 5.

Фрагменты презентации «Металлы и неметаллы» (8 класс)

Цель урока: обобщить знания учащихся о физических свойствах и применении наиболее известных металлов и неметаллов, закрепить понятия «химический знак», «химический элемент», «вещество».

Слайд 3:

  1. Какие вещества называются простыми? Дополните определение.

  2. Модели молекул каких веществ вы видите на экране?

  3. Из скольких элементов состоят данные вещества? Сколько атомов входит в состав молекулы кислорода, серы?

  4. Напишите названия и химические формулы данных веществ (запись на интерактивной доске).

Слайд №4:

  1. Сплавы какого металла используют для изготовления самолетов?

  2. Напишите химический знак алюминия (запись на интерактивной доске).

Слайд №5:

  1. Какой металл используется для изготовления нити накаливания в лампочке?

  2. Найдите в периодической таблице химический элемент вольфрам. Напишите его химический знак ( запись на интерактивной доске).

Слайд №6:

  1. На свойствах какого неметалла основана приведенная химическая реакция?

  2. Напишите химическую формулу вещества кислорода (запись на интерактивной доске).

  3. Напишите уравнение реакции горения угля в кислороде (запись на интерактивной доске).

Слайд №7:

  1. На экране – жидкий азот. Его хранят и перевозят в специальных сосудах. Температура жидкого азота: -1930С.

  2. Напишите химическую формулу вещества азота (запись на интерактивной доске).

Фрагменты презентации «Свойства металлов» (8,9 и 11 классы)

Цель урока: обобщить сведения о химических свойствах и получении металлов, закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов, систематизировать знания о типах химических реакций.

Слайд 8:

  1. Укажите признаки приведенной химической реакции.

  2. Напишите уравнение реакции горения железа в кислороде. Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакции (запись на интерактивной доске).

Слайд №9:

  1. Укажите признаки приведенной химической реакции.

  2. Напишите уравнение реакции разложения оксида ртути (П). Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакции (запись на интерактивной доске).

Фрагменты презентации «Химические превращения» (8 и 9 класс)

Цель урока: закрепить знания о типах химических реакций, умения составлять химические уравнения, определять признаки химических реакций; Проверить умения составлять уравнения по названию веществ и называть вещества по формуле.

Слайд №10:

Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но при этом сам попал в западню. Почему?

Лабораторный опыт.

Ответ найдем, проведя опыт. Опустим железную скрепку (на нитке) в пробирку с раствором хлорида меди (II).Что наблюдаете? Напишите уравнение данной химической реакции.

  1. Найдите ответ на задание, выполнив химический эксперимент.

  2. Напишите уравнение проделанной химической реакции. Объясните результат эксперимента. Укажите признаки данной реакции

(запись на интерактивной доске).

Слайд №11:

Царь зовет к себе Стрельца - удалого молодца

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал очень богат, нужен мне алюминия сульфат

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад!

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

  1. Напишите уравнения реакций получения сульфата алюминия (запись на интерактивной доске).

  2. Укажите тип реакции (запись на интерактивной доске).

Слайд №12:

  1. Подчеркните в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева» слова, связанные с химией, с химической терминологией.

«Ты знаешь газ легчайший – водород,

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете».

  1. В каком случае речь идет об элементе, а в каком - о веществе?

  2. Напишите формулы веществ, о которых идет речь в отрывке (запись на интерактивной доске).

Слайд №13:

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Укажите тип каждой реакции. Назовите каждое вещество

Слайд №14:

  1. Составьте уравнения химических реакций по названию веществ. Расставьте коэффициенты. Укажите тип каждой реакции (запись на интерактивной доске)

Фрагменты презентации «Бинарные соединения. Составление формул по степени окисления» (8 класс)

Цель урока: Научить составлять формулы бинарных соединений по степени окисления.

Слайд №15:

  1. По картинкам определите, а каком веществе идет речь?

  2. Составьте формулу оксида водорода (воды).

Слайд №16:

  1. Рассмотрите иллюстрацию с фотографией оксида азота (IV). Почему данное вещество называют «бурый газ»?

  2. Составьте его химическую формулу (запись на интерактивной доске)

Слайд №17:

    1. О каком веществе идет речь?

    2. Каково строение поваренной соли?

    3. Как ее добывают?

    4. Составьте формулу хлорида натрия (поваренной соли)

(запись на интерактивной доске)

Слайд №18:

  1. Большинство металлов встречаются в природе в виде сульфидов. Например, ртуть - в виде киновари, сульфида ртути (П).

  2. Составьте формулу данного соединения. (запись на интерактивной доске)

Фрагменты презентации «Великие химики» (8-11 класс)

Цель занятия: познакомить учащихся с великими химиками мира, их роли в развитии химии. Закрепить названия и знаки химических элементов.

Слайд №19:

1. Найдите в периодической системе Д.И.Менделеева названия химических элементов, представленных следующими химическими знаками.

2. Из первых букв названий элементов составьте фамилию известного ученого (запись на интерактивной доске)

3. Какова его роль в развитии химии как науки?

По окончанию работы на интерактивной доске сохраняется вся информация. Её можно в электронном виде дать учащимся, использовать в учебной деятельности.


3. Самостоятельная работа по разработке авторских моделей слайда с применение интерактивной доски в режиме демонстрируемой технологии.



Задание 1. Разработать задание на слайде по теме «Классификация оксидов». Слайд 1: текст задания, структурные элементы задания. Слайд 2:

вид выполненного задания. Объяснить приемы выполнения на интерактивной доске.



Задание 2. Разработать задание на слайде для интерактивной доски по теме «Строение атома». Слайд 1: текст задания, структурные элементы задания. Слайд 2: вид выполненного задания. Объяснить приемы выполнения на интерактивной доске.



Задание 3. Разработать на слайде для интерактивной доски на тему «Виды химической связи». Слайд 1: текст задания, структурные элементы задания. Слайд 2: вид выполненного задания. Объяснить приемы выполнения.



Задание 4. Разработать на слайде для интерактивной доски на любую тему по выбору «Слайд 1: текст задания, структурные элементы задания. Слайд 2: вид выполненного задания. Объяснить приемы выполнения на интерактивной доске.



4. Обсуждение авторских моделей слайдов уроков.

5. Рефлексия.

Заключение. Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания.

Источники информации, используемые для подготовки презентаций


  1. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии» - М.,ООО «5 знания», 2009.

  2. Т.А. Толмачева и др. «Методика преподавания предметов гуманитарного и физико-математического профиля с использованием мультимедийного комплекса», -М.,ГлобалБук, 2008.

  3. О. Ф. Брыксина «Интерактивная доска на уроке» - Волгоград, «Учитель», 2011.

Ресурсы Интернета

  1. http://school-collection.edu.ru/

  2. httр://kabinet54.narod.ru/

  3. http://osievskaja.narod.ru/prilogenie.html

  4. http://nios.ru/index.php?newsid=1016



9



Просмотр содержимого презентации
«Сценарий мастер - класса»

МБОУ СОШ № 6 г.Саяногорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ Учитель химии высшей категории Рыбникова Татьяна Борисовна

МБОУ СОШ № 6 г.Саяногорск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ХИМИИ

Учитель химии высшей категории

Рыбникова Татьяна Борисовна

Цель создания данной работы – показать возможности использования мультимедийных технологий и интерактивной доски на уроках химии. Фрагменты презентаций к урокам по темам:

Цель создания данной работы – показать возможности использования мультимедийных технологий и интерактивной доски на уроках химии.

Фрагменты презентаций

к урокам по темам:

  • «Металлы и неметаллы» (8 класс)
  • «Бинарные соединения» ( 8 класс)
  • «Металлы» (9 класс)
  • «Химические превращения» (8,9 классы)
  • «Великие химики мира» ( 8 ,11 класс)
Классификация веществ по составу: Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента. кислород О 2 сера S 8

Классификация веществ по составу:

  • Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента.

кислород О 2

сера S 8

Металлы. Алюминий Al

Металлы.

  • Алюминий

Al

Металлы. Вольфрам W

Металлы.

  • Вольфрам

W

Неметаллы. Кислород O 2 С + O 2 = CO 2

Неметаллы.

  • Кислород

O 2

С + O 2 = CO 2

Неметаллы. Азот N 2

Неметаллы.

  • Азот

N 2

ГОРЕНИЕ СТАЛЬНОЙ ПРОВОЛОКИ В КИСЛОРОДЕ Признак химической реакции: выделение тепла и света 3Fe+2O 2 =Fe 3 O 4 Тип реакции: соединения

ГОРЕНИЕ СТАЛЬНОЙ ПРОВОЛОКИ В КИСЛОРОДЕ

  • Признак химической реакции: выделение тепла и света

3Fe+2O 2 =Fe 3 O 4

Тип реакции: соединения

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА РАЗЛОЖЕНИЕМ ОКСИДА РТУТИ Признак химической реакции: изменение цвета вещества с оранжевого на металлический 2HgO = 2Hg + O 2 Тип реакции : разложения

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА РАЗЛОЖЕНИЕМ ОКСИДА РТУТИ

  • Признак химической реакции: изменение цвета вещества с оранжевого на металлический

2HgO = 2Hg + O 2

Тип реакции : разложения

ЗАДАНИЕ №4  Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но при этом сам попал в западню. Почему?  Лабораторный опыт.  Техника безопасности!  Ответ найдем, проведя опыт. Опустим железную скрепку (на нитке) в пробирку с раствором хлорида меди ( II ).Что наблюдаете? Напишите уравнение данной химической реакции. Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu

ЗАДАНИЕ №4

Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но при этом сам попал в западню. Почему?

Лабораторный опыт. Техника безопасности!

Ответ найдем, проведя опыт. Опустим железную скрепку (на нитке) в пробирку с раствором хлорида меди ( II ).Что наблюдаете? Напишите уравнение данной химической реакции.

Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu

ЗАДАНИЕ №5 Царь зовет к себе Стрельца - удалого молодца И дает ему поручение государственного значения: «Чтоб я стал очень богат, нужен мне алюминия сульфат Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад! Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить. Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть» . Напишите уравнения реакций получения сульфата алюминия. 2Al + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 Al 2 O 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O 2Al(OH) 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O

ЗАДАНИЕ №5

Царь зовет к себе Стрельца - удалого молодца

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал очень богат, нужен мне алюминия сульфат

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад!

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть» .

Напишите уравнения реакций получения сульфата алюминия.

2Al + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2

Al 2 O 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 O

2Al(OH) 3 + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 6H 2 O

ЗАДАНИЕ №6 О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?  Подчеркните в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева» слова, связанные с химией, с химической терминологией. « Ты знаешь газ легчайший – водород, В соединенье с кислородом – это Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассвете». « Ты знаешь газ легчайший – водород  ( вещество), В соединенье с кислородом ( элемент ) – это Июньский дождь от всех своих щедрот, Сентябрьские туманы на рассвете». H 2  – водород; H 2 O – дождь, туман, вода

ЗАДАНИЕ №6

  • О каких веществах идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»? Подчеркните в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева» слова, связанные с химией, с химической терминологией.

« Ты знаешь газ легчайший – водород,

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете».

« Ты знаешь газ легчайший – водород ( вещество),

В соединенье с кислородом ( элемент ) – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете».

H 2 – водород; H 2 O – дождь, туман, вода

ЗАДАНИЕ №7  Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Назовите вещества. Укажите тип реакций. 1. Cu + O 2   Cu О 2 Cu + O 2 = 2 CuO медь  +  кислород  =  оксид меди( II) реакция соединения

ЗАДАНИЕ №7

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакции. Назовите вещества. Укажите тип реакций.

1. Cu + O 2  Cu О

2 Cu + O 2 = 2 CuO

медь + кислород = оксид меди( II)

реакция соединения

Составьте уравнения реакций по названию веществ. Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакций 1. Цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород  Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 реакция замещения

Составьте уравнения реакций по названию веществ. Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакций

1. Цинк + хлорид водорода = хлорид цинка + водород

Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2

реакция замещения

ОКСИДЫ ВОДА  ОКСИД ВОДОРОДА H 2 O

ОКСИДЫ

  • ВОДА

ОКСИД ВОДОРОДА

H 2 O

ОКСИДЫ БУРЫЙ ГАЗ  ОКСИД АЗОТА (IV) NO 2

ОКСИДЫ

  • БУРЫЙ ГАЗ

ОКСИД АЗОТА (IV)

NO 2

ХЛОРИДЫ Поваренная соль  ХЛОРИД НАТРИЯ NaCl

ХЛОРИДЫ

  • Поваренная соль

ХЛОРИД НАТРИЯ

NaCl

СУЛЬФИДЫ КИНОВАРЬ  СУЛЬФИД  РТУТИ (II) HgS

СУЛЬФИДЫ

  • КИНОВАРЬ

СУЛЬФИД РТУТИ (II)

HgS

5.  Li Sn Cu Os Na Sn S Sn W Л итий О лово М едь О смий Н атрий О лово С ера О лово В ольфрам ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Выдающийся русский ученый-энциклопедист, первый русский академик. Основоположник атомно-молекулярного учения. В 1748 году установил закон сохранения массы веществ: «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ».

5. Li Sn Cu Os Na Sn S Sn W

Л итий О лово М едь О смий Н атрий О лово С ера О лово В ольфрам

ЛОМОНОСОВ

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Выдающийся русский ученый-энциклопедист, первый русский академик. Основоположник атомно-молекулярного учения.

В 1748 году установил закон сохранения массы веществ: «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ».